Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств п.Старь»
Брянской области
Дятьковского района
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область
ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
программа по учебному предмету
ПО.02.УП.03.МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Разработчик: М.А. Самусева
преподаватель первой
квалификационной категории
МБОУ ДОД «ДШИ п.Старь»
2013
«Рассмотрено»
Методическим советом
МБОУ ДОД «ДШИ п.Старь»
Протокол №__________________
Принято
Педагогическим советом
Протокол №____
От «____»______________20___г.
«Утверждаю»
Директор В.Г.Голичек
Приказ №__________________
______________________
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета;
II. Учебно-тематический план
III. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
V. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой
аттестации;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VII. Список учебной и методической литературы
- Учебники,
- Учебные пособия;
- Хрестоматии;
- Методическая литература;
- Рекомендуемая дополнительная литература.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области хореографического
искусства «Хореографическое творчество».
Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть
предметной области «Теория и история музыки».
На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального
мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений,
приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального
языка, выразительных средствах музыки.
Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории
музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки
«Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся
кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают
любовь к музыке.
Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательноразвивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки и
музыкальная грамота».
Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам, обучающиеся
овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального
языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения,
знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет
использовать полученные знания в исполнительской деятельности.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей,
поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести
месяцев до девяти лет, составляет 2 года (5, 6 класс).
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей,
поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до
двенадцати лет, составляет 2 года ( 2, 3 класс).
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Год обучения
1-й
2-й
Итого
Форма занятий
часов
Аудиторная (в часах)
33
33
66
Внеаудиторная
(самостоятельная, в часах)
Максимальная учебная
нагрузка
33
33
66
66
66
131
Реализация программы "музыкальная литература" обеспечивается консультациями для
обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам,
зачетам , и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться
рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 1 год обучения – 2
часа в год, 2 год обучения – 2 часа в год.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература»
– мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.
5. Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена на художественноэстетическое развитие личности учащегося.
Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося
на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих
самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения
отечественных и зарубежных композиторов.
Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:
формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в
целом;
воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и
жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;
овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;
знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров;
знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;
умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Учебно-тематический план и содержание учебного предмета «Музыкальная литература»
представлены в самостоятельном разделе.
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
словесный (объяснение, рассказ, беседа);
наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета
«Музыкальная литература»:
обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым
по полному перечню учебного плана; во время самостоятельной работы обучающиеся
могут быть обеспечены доступом к сети Интернет;
укомплектование o_r_s_;библиотечного фонда печатными и/или электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы, а
также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными
изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в
объеме, соответствующем требованиям программы;
наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных
произведений, соответствующих требованиям программы;
обеспечение каждого обучающегося основной учебной литературой;
наличие официальных, справочно-библиографических и периодических изданий в
расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная
литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и
оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.
Учебно - тематический план.
1 год
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Наименование тем
1 четверть
Введение. Музыка от древних времен до
И.С.Баха.
Барокко. Жизненный и творческий путь
И.С.Баха.
Классицизм. Венская классическая
школа. Творчество Й. Гайдна.
Текущий контроль
2 четверть
Жизнь и творчество В.А.Моцарта.
Жизнь и творчество Л.Бетховена.
Текущий контроль
3 четверть
Романтизм в музыке.
Жизненный и творческий путь
Ф.Шуберта
Жизнь и творчество Ф.Шопена.
Зарубежное музыкальное искусство
XIX века.
Текущий контроль
4 четверть
Введение. Русская музыка XVIII и
первой половины XIX в.
М.И.Глинка. Жизненный и творческий
путь.
Текущий контроль
Вид
учебного
занятия
Общий объем времени (в часах)
Максим.
учебная
нагрузка
Самосто
ятельная
работа
Аудитор
ные
занятия
Урок
4
2
2
Урок
6
3
3
Урок
6
3
3
Контр.урок
2
1
1
Урок
Урок
Контр.урок
6
6
2
3
3
1
3
3
1
Урок
6
3
3
Урок
Урок
6
6
3
3
3
3
Контр.урок
2
1
1
Урок
2
1
1
Урок
10
5
5
Контр.урок
2
1
1
66
33
33
2 год.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Наименование тем.
1 четверть
Русская музыка второй половины XIXв.
Жизненный и творческий путь
А.П.Бородина.
Н.А.Римский - Корсаков. Жизнь и
творчество.
Текущий контроль
.
2 четверть
М.П.Мусоргский. Жизненный и
творческий путь композитора.
Жизнь и творчество П.И.Чайковского.
Текущий контроль
Вид учебного
занятия .
Урок
Урок
2
8
1
4
1
4
Урок
6
3
3
Контр.урок
2
1
1
Урок
6
2
2
Урок
Контр.урок
8
2
4
1
4
1
2
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
8
4
4
2
1
1
4
4
4
2
2
2
2
1
2
2
2
1
66
33
33
14
3 четверть
Русская музыка на рубеже XIX – XX
Урок
веков.
Обзор жизни и творчества А,К. Глазунова Урок
Обзор жизни и творчества А.Н.Скрябина Урок
Обзор жизни и творчества
Урок
С.В.Рахманинова
Обзор жизни и творчества
Урок
И.Ф.Стравинского
С.С.Прокофьев. Жизнь и творчество
Урок
композитора
Текущий контроль
Контр.урок
15.
16.
17.
18.
4 четверть
А.И.Хачатурян. Жизнь и творчество.
Композиторы последней трети XX века
Обзор жизни и творчества Р.К.Щедрин,
Итоговая аттестация.
8.
9.
10.
11.
12
13.
Общий объем времени (в
часах)
Максима Самосто Аудитор
льная
ятельная ные
учебная
работа
занятия
нагрузка
Урок
Урок
Урок
зачёт
Содержание курса.
1 год обучения.
ТЕМА 1.
Введение. Музыка от древних времен до И.С.Баха.
Музыка в древнем мире. Расцвет искусства в античную эпоху. Появление нотации.
Возникновение и развитие многоголосия; полифония и гомофония. Музыка в храме: месса,
оратория, кантата.
Музыкальный материал:
Произведения Рамо, Куперена, Полистрины, Персела, Вивальди концерт №1 D-dur.
Букстехуде фуга fis-moll. Монтеверди опера «Орфей».
ТЕМА 2.
Барокко. Жизненный и творческий путь И.С.Баха.
Направление в музыке – барокко. Жизнь И.С.Баха. индивидуальный стиль композитора.
органное творчество. Клавирная музыка (инвенции, «Французская сюита», прелюдия и фуга).
Освоение понятий и терминов (токката и фуга, клавир и клавесин, полифония, прелюдия, тема,
противосложение и интермедия, имитация).
Музыкальный материал:
Токката и фуга ре минор для органа. Хоральная прелюдия фа минор, ми минор. Инвенции
до мажор, фа мажор, си минор. «Французская сюита» до минор. ХТК том 1, прелюдия и фуга
до минор.
ТЕМА 3.
Классицизм. Венская классическая школа. Сонатный цикл.
Творчество Й.Гайдна.
Формирование классического стиля в музыке – венская классическая школа. Появление в
XVIII веке новых жанров циклических инструментальных произведений – симфонии, сонаты,
квартета. Становление классической сонатной формы. Произведения Й.Гайдна –
симфоническое и клавирное творчество. Освоение понятий и терминов: капелла,
капельмейстер, придворный музыкант (композитор), оратория. Оркестр эпохи Гайдна.
Музыкальный материал:
Симфония с тремоло литавр, Es-dur. Сонаты D-dur, e-moll.
ТЕМА 4.
Контрольный урок.
Работа с тестом. Музыкальная викторина.
Музыкальный материал:
Пройденные произведения Й. Гайдна, И.Баха.
ТЕМА 5.
Жизнь и творчество В.А.Моцарта.
Моцарт – младший современник Гайдна. Обзор творческого наследия. Интерес
композитора к театру, создание опер. Виды инструментальных произведений: концертные и
камерные сочинения, циклы и отдельные пьесы, духовная музыка. Оперный жанр в творчестве
композитора.
Музыкальный материал:
Опера «Свадьба Фигаро». Соната ля мажор, №12. Симфония соль минор, №40.
ТЕМА 6.
Творчества Л.Бетховена.
Бетховен продолжатель традиций и смелый новатор в музыкальном искусстве XVIII –
XIX веков. Отражение героических устремлений, передовых демократических идей эпохи.
Значение крупных инструментальных произведений. Обращение к театральным видам
искусства: сочинение с участием хора.
Музыкальный материал:
«Патетическая» соната №8, до минор. Симфонии №5,9. Увертюра «Эгмонт».
ТЕМА 7.
Контрольный урок.
Работа с тестом. Музыкальная викторина.
Музыкальный материал: Пройденные произведения В. Моцарта и Л. Бетховена .
ТЕМА 8.
Романтизм в музыке. Жизненный и творческий путь Ф.Шуберта.
Романтизм – ведущее направление в музыкальном искусстве XIX века. Его характерные
черты, отличающие романтическую музыку от произведений предшествующей эпохи.
Основные жанры романтической музыки, проявление в них национальных черт.
Возникновение национальных композиторских школ. Шуберт – композитор – романтик,
младший современник Бетховена. Образное содержание его сочинений, отражение в них
лирической сферы человеческих чувств. Господство песенного начала. Классические и
романтические жанры в творческом наследии композитора.
Музыкальный материал:
Песни: «Гретхен за прялкой», «Вечерняя серенада», Аве Мария», баллада «Лесной царь».
Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь». Фортепианные произведения:
«Музыкальный момент» фа минор, «Экспромт» ми-бемоль мажор, «Вальс» си минор.
«Неоконченная симфония» си минор.
ТЕМА 9 .
Жизненный и творческий путь Ф.Шопена.
Шопен – основоположник польской классической музыки. Национальный характер его
музыки, претворение в ней народных мелодий и ритмов. Тема Родины в творчестве
композитора. Шопен – пианист; новый концертный стиль его фортепианных произведений.
Романтические черты музыки Шопена. Новая трактовка музыкальных жанров.
Музыкальный материал:
Мазурки до мажор (ор. 56, №2), си-бемоль мажор (ор.7, №1), ля минор (ор.68, №2).
Полонез ля мажор. Вальс до-диез минор. Прелюдии ми минор №4, ля мажор №7, до минор №
20. Ноктюрн фа минор (ор.10, №12), ми мажор (ор. 10, №3).
.ТЕМА 10.
Зарубежное музыкальное искусство.
Развитие музыкального искусства в зарубежных странах: Италии, Австрии, Франции,
Германии, Венгрии, Польши, Чехии, Испании, Финляндии, Румынии . краткий обзор жизни и
творчества композиторов этих стран.
Музыкальный материал:
Фрагменты из произведений Россини опера «Севильский цирюльник». Верди опера
«Травиата», Бизе опера «Кармен». Штраус «Вальсы». Шуман «Карнавал». Лист «Рапсодии» и
др.
ТЕМА 11.
Контрольный урок.
Тестирование по пройденному материалу за год. Музыкальная викторина.
Музыкальный материал: Пройденные произведения зарубежных композиторов.
ТЕМА 12.
Введение. Русская музыка XVIII и первой половины XIX века.
Зарождение и формы существования профессиональной музыкальной культуры в России.
Народная песня и ее звучание в формировании национальной композиторской школы.
Музыканты XVIII и начала XIX века.
Музыкальный материал:
Романсы А. А. Алябьева «Нищая», «Соловей». Варламов «Белеет парус одинокий».
А.Гурилев «Колокольчик». Фрагменты из оперы «Аскольдова могила» Верстовского, хоровые
концерты Бортнянского.
ТЕМА 13.
М.И.Глинка. Жизненный и творческий путь.
Основоположник русской классической музыки – М.И.Глинка. Его творчество как новый
этап в развитии музыкальной культуры России. Эпоха Глинки. Подъем национальной
культуры. Современники композитора – музыканты, литераторы. Глинка и Пушкин.
Знакомство с оперным творчеством. Симфонической и камерно-вокальной музыкой. Освоение
понятий и терминов: интродукция, эпилог, музыкальный антракт, народно-хоровые сцены,
ария-монолог. Музыкальные формы в произведениях Глинки.
Музыкальный материал:
Романсы «Не искушай», «Попутная песня», «Жаворонок», «Я помню чудное мгновенье».
Опера «Иван Сусанин». Симфоническая музыка «Камаринская», «Вальс-фантазия».
ТЕМА 14.
Контрольный урок.
Тестирование по пройденному материалу. Музыкальная викторина.
Музыкальный материал: Пройденные произведения М.И.Глинки и А,С.Даргомыжского.
2 год обучения.
ТЕМА 1.
Русская музыка второй половины XIX века.
Общественно-историческая обстановка России третьей четверти века, связь с
общекультурным процессом. Расцвет литературы и искусства реалистического направления.
Открытие первых российских консерваторий, РМО и их роль в подготовке хорошо
образованных музыкантов- профессионалов. Публицистическая деятельность. Творческая
деятельность композиторов «Могучей кучки».
Музыкальный материал:
Фрагменты из произведений А.Рубинштейна, опера «Демон», М. Балакирев восточная
фантазия «Исламей». А.Серов песня Еремки из оперы «Вражья сила».
ТЕМА 2.
Жизненный и творческий путь А.П.Бородина.
Многогранность творческой деятельности Бородина. Вклад Бородина в развитие русской
культуры и науки. Своеобразие музыки композитора, ее эпический склад; развитие традиций
Глинки. Жанровое разнообразие музыки Бородина. Ведущее значение оперы. Эпос и лирика в
музыке.
Музыкальный материал: «Богатырская» симфония №2. опера «Князь Игорь».
ТЕМА 3.
Н.А.Римский-Корсаков. Жизнь и творчество.
Н.А.Римский-Корсаков – композитор, педагог, музыкальный писатель и редактор,
дирижер, пропагандист русской музыки. Отражение в его творчестве истории и быта народа,
широкое обращение к национальному фольклору. Ведущее положение оперы, преобладание
сказачно-эпических произведений. Народно-жанровая основа симфонической музыки, роль
программности в ней. Картинность и красочность музыкальных образов. Выразительная роль
оркестровых тембров.
Музыкальный материал: Опера «Снегурочка». Симфоническая сюита «Шехеразада».
ТЕМА 4.
Контрольный урок.
Тестирование по пройденному материалу, музыкальная викторина.
Музыкальный материал:
Пройденные произведения ,А.П. Бородина и Н.А. Римского-Корсокова.
ТЕМА 5.
М.П.Мусоргский. жизненный и творческий путь.
Отражение в творчестве общественно-демократических идей 60 – 70 годов XIX века.
Новаторство в его творчестве. Развитие традиций Даргомыжского. Разнообразие оперных
замыслов, незавершенность большинства из них. Интерес Мусоргского у исторической и
социальной тематике. Новизна содержания и выразительных средств камерной вокальной
музыки. Программный замысел и яркое его воплощение в фортепианном цикле. Судьба
творческого наследия Мусоргского.
Музыкальный материал: Опера «Борис Годунов».
ТЕМА 6 .
Жизнь и творчество П.И.Чайковского.
Многогранность творческой личности П.И.Чайковского, его композиторская,
педагогическая, дирижерская, музыкально-критическая и общественная деятельность.
Тематическое и жанровое разнообразие его сочинений, богатство и выразительность мелодики.
Отражение в музыке Чайковского различных сторон русской жизни, духовного мира людей.
Обращение к народной песне. Развитие традиций Глинки и Даргомыжского. Широка
популярность музыки Чайковского во всем мире. Международный конкурс имени Чайковского
в Москве.
Музыкальный материал:
Симфония №1 «Зимние грезы», симфония №4. Опера «Евгений Онегин».
ТЕМА 7.
Контрольный урок.
Тестирование по пройденному материалу. Музыкальная викторина.
Музыкальный материал:
Пройденные произведения М. П. Мусоргского и П.И. Чайковского
ТЕМА 8.
Русская музыка на рубеже XIX – XX веков.
Расцвет русской музыкальной культуры. Рост популярность русской музыки и авторитета
отечественных музыкантов за рубежом. Русские меценаты и музыкально-общественные
деятели. Начало разносторонней творческой, исполнительской и педагогической деятельности
третьего поколения русских композиторов-классиков – учеников и последователей
Н.А.Рмского-Корсакова и П.И.Чайковского: А.К.Лядова, А.С.Аренского, В.С.Калинникова,
Музыкальный материал:
Фрагменты из произведений А.Лядова, , А.Аренского, В.Калинникова .
ТЕМА 9.
Обзор жизни и творчества А.К. Глазунова.
Ученик и последователь русских композиторов Н.А.Рмского-Корсакова и
П.И.Чайковского. Смелый новатор в симфонической музыке.
Музыкальный материал:
А.К. Глазунов Симфония №5, балет «Раймонда» (фрагменты)
ТЕМА 10.
Обзор жизни и творчества композиторов А.Н.Скрябина,
Своеобразие творческого и духовного облика Скрябина, выделяющее его в ряду других
композиторов. Смелый новатор, открывший новые пути музыке XX века; яркий пианист.
Музыкальный материал:
А.Н.Скрябин прелюдии ор.11 ми минор и ля минор; этюд ре-диез минор ор. 8.
ТЕМА 11.
Обзор жизни и творчества композиторов С.В.Рахманинова
Вершина русской музыкальной классики – творчество С.В.Рахманинова. многогранность
деятельности: композитор, пианист, дирижер. Близость творческой индивидуальности
Рахманинова Чайковскому: яркий мелодический дар, способность воплощать в музыке как
лирические, так и драматические образы, создавать произведения жизнерадостные и
трагические.
Музыкальный материал:
С.В.Рахманинов прелюдия до диез минор, второй концерт для ф-но с оркестром.
ТЕМА 12.
Обзор жизни и творчества композиторов И.Ф.Стравинский
Композитор XX века, И.Ф.Стравинский работает в различных направлениях современного
ему музыкального искусства. Новаторская сущность творческих устремлений композитора,
обогатившего музыкальную речь новыми выразительными возможностями и приемами
композиторской школы. Освоение понятий и терминов: модернизм, неоклассицизм, атональная
музыка, додекафонная техника.
Музыкальный материал: И.Ф.Стравинский балет «Петрушка».
ТЕМА 13.
С.С.Прокофьев. Жизнь и творчество композитора.
Связь искусство Прокофьева с его эпохой. Самобытность музыки Прокофьева, черты
отечественной классики и новизна выразительных средств, новаторский подход к решению
творческих задач. Обзор творческого наследия. Тематическое и жанровое богатство,
разнообразие сочинений Прокофьева.
Музыкальный материал:
Кантата «Александр Невский», симфония №7 до-диез минор, балет «Ромео и Джульетта»,
ТЕМА 13.
Контрольный урок
Тестирование, музыкальная викторина.
Музыкальный материал: Пройденные произведения в 3 четверти.
ТЕМА 14.
А.И.Хачатурян. жизненный и творческий путь.
Развитие национального искусства армянского народа. Проявление традиций русской
музыки в произведениях Хачатуряна. Разнообразие творчества композитора.
Музыкальный материал:
Концерт для скрипки с оркестром ре минор. Фрагменты балета «Спартак».
ТЕМА 15.
Композиторы последней трети XX века.
Пути развития музыкального искусства в условиях интернационализации музыкальной
речи. Создание звуковых эффектов с помощью синтезатора.
Музыкальный материал:
Фрагменты произведений Гаврилина, Денисова, Губайдуллиной и др.
ТЕМА 7
Обзор жизни и творчества Р.К.Щедрин.
Крупнейший композитор, пианист, выдающийся общественный деятель.
Творчество Щедрина - это творчество композитора XX века, виртуозно владеющего всем
богатым арсеналом композиторской техники.
Музыкальный материал:
Щедрин концерт для оркестра «Озонные частушки».
ТЕМА 14.
Контрольный урок.
Тестирование по пройденному материалу. Музыкальная викторина.
Музыкальный материал:
Пройденные произведения
Требования к уровню подготовки учащихся.
Результатом освоения программы «Хореографическое творчество» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков
в области теории и истории искусств:
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных
композиторов;
- знания и слуховых представлений программного минимума произведений
симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;
- знания основных элементов музыкального языка;
- первичных знаний в области строения классических музыкальных форм;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных
в разные исторические периоды;
- знания основных этапов развития хореографического искусства;
- знания основных этапов становления и развития искусства балета;
- знания основных отличительных особенностей хореографического искусства различных
исторических эпох, стилей и направлений;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- навыков анализа музыкального произведения.
Формы и методы контроля, система оценок.
Проверка усвоения содержания предмета следует рассматривать как одно из средств
управления учебной деятельностью школьников. Объектами повседневного контроля должны
являться учебная работа в классе, уровень знаний и умений, а также динамика развития,
общие успехи. Основной формой контроля на уроках музыкальной литературы –
повседневное наблюдение за работой и устный опрос в индивидуальной форме или
фронтальной.
Механизм оценки:
- Фронтальный опрос (Проводится в устной или письменной форме. Выявляет
общий уровень подготовки и усвоения материала);
- Поурочный опрос (Позволяет оценить уровень подготовки домашнего задания
и закрепить материал прошлого урока);
- Беглый текущий опрос;
- Музыкальная викторина;
- Самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по
индивидуальным карточкам;
- Контрольные уроки в конце каждой четверти, полугодия, года (Форма
контрольных уроков различна в зависимости от объема, особенностей пройденного материала,
а также от способностей и возраста детей (тесты, собеседования, сочинения, рефераты,
викторины и т. д.);
Аттестация обучающихся осуществляется по текущему опросу, на творческих
зачетах и контрольных уроках.
Разработаны основные требования к организации контрольных занятий и
итогового зачета по курсу, примерное содержание контрольных тестов, образцы опорных
конспектов.
Индивидуальный опрос – проверка усвоения знаний отдельными учащимися
биографического и музыкального материала по средствам его пересказа, ответов на вопросы,
определение музыки на слух.
Фронтальный опрос – сопровождается большей активностью учащихся, позволяет в
течение ограниченного времени осуществить проверку знаний большинства учеников.
Контрольный опрос - проводится по одному разу в каждой четверти для обобщающей
проверки знаний учащихся по определенным разделам программы. На контрольных уроках
проверка знаний осуществляется в форме индивидуального и фронтального опроса.
Предлагается учащимся ответить на вопросы в письменной форме (в виде разгадывания
кроссвордов или используя тест).
Контроль за учебной работой учащихся по музыкальной литературе предполагает наличие
общепедагогических требований, основными из которых являются: всесторонность,
объективность, индивидуальный характер, и разнообразие форм проверки. При оптимальном
контроле преподаватель следит за усвоением всего учебного материала каждым учеником
группы. Эффективность любой формы контроля повышается, если собственно проверочные его
функции умело сочетать с обучающими и воспитательными формами.
Любая оценка успеваемости должна учитывать условия учебной работы, возрастные
особенности детей и отражать индивидуальный подход к каждому ученику.
Оцениваться могут не только отдельные ответы при индивидуальном и фронтальном
опросе, но и качество учебной работы в классе.
Четвертные оценки выводятся по результатам текущего опроса и обобщающей проверки
на контрольном уроке и должны объективно отражать степень усвоения учебного материала.
Итоговые отметки по музыкальной литературе являются годовые, которые определяются на
основании четвертных и с учетом тенденции роста учащихся. Итоговая отметка за последний
год обучения идет в документ об окончания школы искусств.
Итоговая аттестация проводится в форме зачета.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных
произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во
взаимосвязи с другими видами искусств;
наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
Критерии определения уровня овладения основными знаниями,
умениями и навыками
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок
* «5» выставляется, если ученик:
_ изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности,
точно используя терминологию;
_ продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
_ отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
_ возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые
ученик легко исправил по замечанию учителя.
* «4» выставляется, если:
_ ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из
недостатков:
_ допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные по замечанию учителя;
_ допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов
или при исполнении тем, легко исправленные по замечанию учителя.
*«3» выставляется, если:
_ неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего
усвоения программного материала;
_ имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании
терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
_ при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков;
* «2» выставляется, если:
_ не раскрыто основное содержание учебного материала;
_ обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части
учебного материала;
_ допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминов, которые не
исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Тесты и Музыкальные викторины, состоящие из 10 вопросов оцениваются:
«5» – без ошибок; 1 – 2 негрубые ошибки;
«4» – 2-3 ошибки; 3-4 негрубые ошибки;
«3» – 4-5 ошибки; 5-6 негрубые ошибки;
«2» – 7 и более ошибок.
Методическое обеспечение учебного процесса.
Решение основных дидактических задач на уроке обеспечивается чередованием
различных видов учебного труда: изложение нового материала должно дополняться его
закреплением, а повторение пройденного – служить проверкой усвоения знаний.
Преподаватель должен добиваться того, чтобы каждый ученик активно работал на протяжении
всего урока, и стремиться преодолеть неравномерность усвоения знаний отдельными
учениками на основе индивидуального подхода к ним.
Эффективность уроков музыкальной литературы в значительной степени определяется
применением разнообразных методов обучения. Определенная часть материала, как
теоретического, так и практического, так и музыкального, лучше всего усваивается учащимися
при разборе произведения учителем.
Живому и образному изложению биографии соответствует форма рассказа, в котором
хорошо сочетаются приемы повествования, описания, рассуждения. Его оживляют, повышая
внимание учеников, риторические вопросы, обогащают точные цитаты и тексты, свободно
передающие смысл того или иного высказывания.
Дополнительными источниками информации, расширяющими представление учащихся
об окружающем мире, могут служить и разного рода иллюстрации, применение которых
возможно не только на биографических уроках, но и при изучении музыкальных произведений.
Наглядные методы обучения «созвучны» своеобразному восприятию подростков и повышают
качество усвоения учебного материала.
Источником художественных впечатлений у детей в классе должна быть звучащая
музыка. Ее эстетическое воздействие на подростков служит основой для решения учебных
задач. Вне прослушивания становятся невозможным и приобретение многих знаний о музыке,
связанных, прежде всего, с выразительными особенностями музыкальной речи. Демонстрация
музыки в классе возможна как в виде ее исполнения преподавателем или приглашением
иллюстраторов, так и путем воспроизведения с помощью технических устройств. Оба способа
должны дополнять друг друга, так как каждый из них имеет свои достоинства.
В качестве практических методов обучения используют работу с нотным текстом
произведений. На занятиях также обращаются к тексту учебника, содержащимся в нем нотным
примерам и практическим заданиям.
Задания на дом должны быть продуманными, целесообразными и доступными. Основной
вид домашних заданий по музыкальной литературе – работа с учебником. В них наибольшую
сложность для учащихся представляет освоение нотных примеров в их непосредственной
связи, единстве со словесным текстом. Учащихся нужно научить видеть в музыкальном
примере подтверждение сказанному в тексте. При выполнении домашних заданий можно
использовать и записи в тетрадях (основные понятия, фамилии композиторов, музыкальных
деятелей).
Организовывается в школе и внеклассная работа, задача которой – расширить
представления учащихся о музыкальном мире, познакомить с наиболее значительными
событиями музыкальной жизни, дать простор для проявления интересов и творческой
инициативы школьников. Преподавателю музыкальной литературы важно заинтересовать
ребят подобной работой, убедить их в ее пользе, оказывать им всемерное содействие.
Принципы планирования и структура курса.
Программа «музыкальная литература» рассчитана на два года обучения. Основу
изложения содержания в настоящей программе составляет группировка материала в разделы и
темы. В основу систематизации учебного материала положен хронологический принцип.
Линейное расположение материала с элементами концентричности в освоении понятийных
знаний дает возможность познавать конкретные явления художественного творчества,
знакомиться с биографиями и творческим наследием великих композиторов и одновременно
видеть взаимосвязь эпох и стилей, представлять процесс развития музыкального искусства,
смену художественных направлений, историческую обусловленность отдельных этапов
музыкального искусства.
Программа первого года обучения – представляет собой последовательность
монографических тем, соответствующих историко-художественному процессу. Каждая темамонография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого
наследия, характеристику и разбор произведений с последующим прослушиванием. Дети
знакомятся с формами бытовой музыки в различные эпохи и в различных слоях общества,
социальное положение музыкантов, сочетание таланта и труда в композиторской профессии –
большой познавательный материал, расширяющий представление школьников о музыкальном
искусстве.
Второй год обучения – дает возможность познакомить детей с основными
представителями музыкального отечественного искусства : Глинка, Бородин, РимскийКорсаков, Мусоргский, Чайковский, Стравинский, Прокофьев, Щедрин и др. В разделы
программы включается обзорные уроки, дающие общее представление о музыкальной
культуре России. Основное внимание уделяется изучению оперы, балета. Используется
концентрический метод, а также выделяются новаторские приемы развития музыкального
искусства России.
Литература.
Обязательная литература:
1. Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века.
Учебник для ДШИ: 4 год обучения. М.: Музыка 2004г.
2. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для ДШИ: 2
год обучения. М.: Музыка 2004г.
3. Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Учебник для ДШИ: 3 год обучения.
М.: Музыка 2004г.
4. Лагутин А., Владимиров В. Музыкальная литература. Учебник для 1 года обучения
ДШИ. М.: Музыка 2004г.
5. Осовицкая З.Э. музыкальная литература. Учебник для ДШИ: 1 год обучения. М.:
Музыка 2004г.
6. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Учебник для 3 года обучения ДШИ.
М.: Музыка 2004г.
Дополнительная литература:
1. Альтерман Сорок уроков начального обучения музыке. С. – П. 1999.
2. Все обо всем. «Искусство». – М.2002г.
3. Енукидзе Н.И. Популярные музыкальные жанры. / из истории джаза и мюзикла. –
М.: РОСМЕН. 2004г.
4. Ильин М. Сегал Е. «А.П.Бородин» / письма / - М.1989г.
5. 166 биографий знаменитых композиторов. – С.-П.: Композитор. 2000г.
6. Калинина Е.В. Мировая художественная культура. М.2002. Тесты.
7. Калинина Е.В. Тесты по музыкальной литературе. М. 2002. в 4-х тетрадях.
8. Калинина Н.С. В.Рахманинов: Повесть. – М. 1989г.
9. Критская Е.Д. Серегина Г.П. Музыка. Учебник для учащихся начальной школы. –
М.: Просвещение. 2002г. 1 – 4 кл.
10. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Сов. Ком. 1988г.
11. Музыкальный мир Георгия Свиридова: Сборник статей. / Сост. А.Белоненко./ М.:
Сов. Ком. 1990г.
12. музыка в школе. Журнал.
13. Науменко Т.И. Алиева В.В. Музыка. Учебник для общеобразовательных учебных
заведений. – М.:Дрофа, 2001. 5 – 8 кл.
14. Обо все на свете / энциклопедия для любознательных/. Общ. Ред. В.П.Бутромеев. –
М.: Олма-Пресс. 2001.
15. Попова Т. Основы русской народной музыки. Учебное пособие для музыкальных
училищ и институтов культуры. М.2002.
16. Популярная история музыки. / авт. Сост. Е.Г.Горбачева. – М.:Вече. 2002.
17. Шорникова М. Музыкальная литература. – Ростов-на-Дону. 2005г.
1, 2 класс.