Специальность 5 лет (гитара)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств п. Старь»
Дятьковского района Брянской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Гитара шестиструнная
(срок обучения 5 лет)

Разработал:
преподаватель высшей
квалификационной категории
Е.Ю. Черкесова

п. Старь
2013 г.

«Рассмотрено»
Методическим советом
МБОУ ДОД «ДШИ п.Старь»
Протокол №__________________
Принято
Педагогическим советом
Протокол №____
От «____»_____________20___г.

«Утверждаю»
Директор В.Г.Голичек
Приказ №__________________
______________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Народные инструменты» специальность
(гитара шестиструнная) разработана на основе
требований

федеральных государственных

устанавливающих требования к минимуму содержания, структуре и

условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области музыкального искусства «Народные инструменты»

и

являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств,
образовательными учреждениями профессионального образования при наличии
соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Программа

учитывает

возрастные

и

индивидуальные

особенности

обучающихся и направлена на:
выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем
детском возрасте;
создание

условий

для

художественного

образования,

эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на
инструменте

(гитаре),

позволяющих

творчески

исполнять

народном
музыкальные

произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого и (или)
оркестрового исполнительства;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским
традициям оркестров народных и (или) национальных инструментов;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства.
Данная программа разработана с учетом:
обеспечения
основных

преемственности программы «Народные

профессиональных

профессионального

и

высшего

инструменты» и

образовательных

программ

профессионального

образования

среднего
в

области

музыкального искусства;
сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в
сфере культуры и искусства.
Программа ориентирована на:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование

у

обучающихся

эстетических

взглядов,

нравственных

установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной

отзывчивости,

а

также

профессиональной

требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих

в

дальнейшем

осваивать

основные

профессиональные

образовательные программы в области музыкального искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, умению
планировать

свою

домашнюю

деятельности,

в

числе

том

работу,

приобретению

коллективного

навыков

музицирования,

творческой

осуществлению

самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать
объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с
преподавателями,
процессе,

концертмейстерами

уважительного

отношения

и

обучающимися

к

иному

мнению

в
и

образовательном
художественно-

эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной
деятельности,

определению

наиболее

эффективных

способов

достижения

результата.
Срок освоения

программы «Народные инструменты» музыкальный

инструмент (гитара шестиструнная) для детей, поступивших в ОУ в первый класс в
возрасте преимущественно от девять до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Освоение обучающимися программы «Народные инструменты»

(гитара

шестиструнная), разработанной образовательным учреждением на основании ФГТ,
завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным
учреждением.
При реализации программы «Народные инструменты» (гитара шестиструнная)
со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной
части по специальности составляет 363 часа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления
подготовки

обучающихся,

определяемой

содержанием

обязательной

части,

получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные
предметы вариативной части определяются ОУ самостоятельно. Объем времени
вариативной

части,

предусматриваемый

ОУ

на

занятия

обучающихся

с

присутствием преподавателя, может составлять до 60 процентов от объема времени
предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные
занятия.
При формировании ОУ вариативной части, а также введении в данный раздел
индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и
региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а
также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда
педагогических работников.
При реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 5
лет продолжительность учебного года с первого по четвертый классы составляет 39
недель, в пятом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого
по пятый классы составляет 33 недели. При реализации программы «Народные
инструменты» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года
в пятом классе составляет 39 недель, в шестом классе - 40 недель, продолжительность
учебных занятий в шестом классе составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель.
Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего

года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки,
установленные при реализации основных образовательных программ начального
общего и основного общего образования.
Учебный предмет учебного плана и проведение консультаций осуществляется в
форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10
человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек).
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего
задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний,
театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих
мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.
Выполнение

обучающимся

домашнего

задания

контролируется

преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными
изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и
видеоматериалами

в

соответствии

с

программными

требованиями

по

специальности.
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем
времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету
определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической
целесообразности.
Объём самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим
образом:
«Специальность» - 1-3 классы – по 3 часа в неделю; 4-5 классы – по 4 часа в
неделю.
Реализация программы «Народные инструменты» (гитара шестиструнная)
обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью
подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут

проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем
объеме: 148 часов при реализации ОП со сроком обучения 5 лет. Резерв учебного
времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае,
если

консультации

проводятся

рассредоточено,

резерв

учебного

времени

используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу
преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания
промежуточной

аттестации

(экзаменационной)

с

целью

обеспечения

самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Данная программа предусматривает обучение детей 9-12 лет, а также
индивидуальный подход к обучению с учётом возрастных, интеллектуальных и
физических особенностей развития учащихся.
Предполагается дифференцированных подход к обучению с учётом
индивидуальных особенностей учащихся, различных по возрасту, музыкальным
данным, уровню подготовки. В результате развития навыков игры на гитаре по
окончанию обучения ученик должен уметь самостоятельно разучивать и грамотно
исполнять на гитаре произведения из репертуара детской музыкальной школы, а
также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, игры в
ансамбле и аккомпанемента.
Основной формой учебной работы в инструментальном классе является урок,
проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником. На раннем этапе
обучения (1-2 классы) возможны также уроки проводимые с двумя-тремя учениками
одновременно, в целях расширения их кругозора, создания в классе коллективной
творческой атмосферы, а также для первоначального знакомства с игрой в ансамбле.
На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и
систематическая работа над важнейшими разделами музыкально-технического
развития учащихся. Следует прививать им сознательное отношение к
необходимости усвоения тех или иных технических приёмов, ячное представление о
художественной цели, которой они служат.
Предполагается, что в работе над репертуаром педагог будет добиваться
различной степени завершённости изучения произведений (для исполнения на
академических и открытых концертах, для показа в классе, для ознакомления).
Для исполнения на академических концертах в течении учебного года, а также
выпускных экзаменах в программе рекомендуются различные по уровню трудности
музыкальные произведения, в зависимости от способностей и уровню подготовки
учеников. Это позволяет педагогу дифференцированно подойти к обучению
учащихся.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

Овладение знаниями, умениями и навыками, позволяющими
профессионально исполнять музыкальное произведение, полноценно раскрыть его
образное содержание, замысел композитора;


Знакомство с творчеством композиторов различных стилей и эпох,
расширение музыкального кругозора;

Расширение навыка самостоятельного изучения и осмысления
музыкальных произведений;

Развитие техники (гаммы, упражнения, аккорды);

Развитие навыка подбора по слуху;

Развитие навыка чтения с листа;

Развитие навыка транспонирования.

Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности учащихся.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического
воспитания и художественного становления личности образовательное учреждение
создаёт комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую
возможность:
выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
организации творческой деятельности

обучающихся путем проведения

творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад,
концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
организации

творческой

и

культурно-просветительской

деятельности

совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам
искусств,

ОУ

образования,

среднего

профессионального

реализующими

основные

и

высшего

профессиональные

профессионального
образовательные

программы в области музыкального искусства;
использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры
и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
эффективной

самостоятельной

работы

обучающихся

при

поддержке

педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся.
Все мероприятия отражаются в Годовом Плане «ДШИ п. Старь», который
разрабатывается и утверждается в августе месяце на заседании педагогического
совета каждого текущего учебного года.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Общий объём времени (в часах)
Максимальная
учебная
нагрузка

Самостоятель
ная
работа

Аудиторные
занятия

80

48

32

85

51

34

165

99

66

80

48

32

1 – ое полугодие
Донотный период
1-й
класс Посадка, постановка рук.
Элементарные навыки звукоизвлечения; развитие
слуховых данных: пение детских песен, подбор по
слуху.
Знакомство с нотной грамотой.
Качество звучания и ритм.
1-2 этюда;
4-6 разнохарактерных произведения.
2 – ое полугодие
Продолжать работать над развитием музыкальнослуховых, представлений и муз.-образным
мышлением.
Обучение игре на инструменте;
Игра по нотам произведений;
Знакомство с гаммами.
3-4 этюда;
6-8 разнохарактерных произведений.
Итого:
3-е полугодие
2-ой
класс Работа над гаммами;
2-3 этюда;
4-6 пьес различного характера;
1 произведение с элементами полифонии;
ансамбли, чтение нот с листа.

4-е полугодие
Работа над гаммами;
1-произведение с элементами полифонии;
2-3 этюда;
4-6 пьес различного характера включая ансамбли;
несколько пьес в плане чтения нот с листа.
Итого:

85

51

34

165

99

66

80

48

32

85

51

34

165

99

66

104

64

40

110,5

68

42,5

5-е полугодие
Игра гамм
3-й
класс 1- полифон.
произведение
1- произведен.
крупной формы
2- этюда
4- пьесы
ансамбли, произведения в плане чтения нот с
листа.
6–е полугодие
игра гамм
1- полифон.
произведение
1- произведен.
крупной формы
2- 3этюда;
2-3 пьесы;
ансамбли, чтение нот с листа, аккомпанемент.
Итого:
7 – е полугодие
игра гамм
4-й
класс 1- полифон.
произведение
1-произведен.
крупной формы
2-3- этюда
3-пьесы
ансамбли, чтение нот с листа, аккомпанемент.
8 – е полугодие
игра гамм
1-полифон.
произведение

1-произведен.
крупной формы
3- этюда
2-пьесы
ансамбли, чтение нот с листа, аккомпанемент.
Итого:

5-й
класс

214,5

132

82,5

104

64

40

110,5

68

42,5

214,5

132

82,5

924

561

363

9- е полугодие
игра гамм
1-полифон.
произведение
1-произведен.
крупной формы
1-этюда
2-пьесы
ансамбли, несколько произведений в плане чтения
нот с листа, аккомпанемент.
10- е полугодие
игра гамм
1-полифон.
произведение
1-произведен.
крупной формы
1-этюда
1-пьеса
ансамбли, чтение нот с листа, аккомпанемент.
Итого:
Всего:

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
«ГИТАРА ШЕСТИСТРУННАЯ»
МЕРОПРИЯТИЯ

1-й класс
1 – е полугодие
1. Знакомство с инструментом;
2. Ряд подготовительных упражнений для рук, пальцев;
3. Посадка, постановка рук, организация целесообразных
игровых движений;
4. Элементарные навыки звукоизвлечения, освоение приёмов
игры на гитаре – тирандо, апояндо; использование большого
пальца правой руки; одновременное извлечение баса «р» и
поочерёдно «i-m-a» (игра мелодической линии баса).
5. Знакомство с нотной грамотой (ноты в малой, первой и
второй октавах, осознание равномерности долей метрической
пульсации (длительности нот, сильная и слабая доли, размер и
т.д.)
6. Игра упражнений и песенок;
7. Работа над развитием музыкально-слуховых представлений и
музыкально-образного мышления: подбор несложных детских
песенок и русских народных песен.
2 – е полугодие
1. Закрепление полученных знаний;
2. Знакомство с гаммами в одну-две октавы в первой позиции;
3. Игра музыкальных произведений по нотам;
4. Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах и
изучение четырёх звучных арпеджированных аккордов в
первой позиции;
5. Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой;
6. Восходящее и нисходящее легато;
7. Работа над чтением нот с листа; выработка навыков
«забегания вперёд»; использование До, Соль мажора и ля
минора в первой позиции;
8. Работа над игрой в ансамбле;
9. Работа над развитием технических навыков игра упражнений
и гамм;
10. Продолжение работы над выработкой навыков
самостоятельного разбора, организация домашних занятий

Текущий
контроль
знаний,
промежуточная
аттестация
Текущий
контроль:
Концерт
учащихся на
родительском
собрании для
1-ого класса.
Исполнение
выученных
произведений.

Промежуточная
аттестация:
Академический
концерт:
Исполнение двух
разнохарактерных
произведения и
ансамбля.

учеников.
2-ой класс
3 – е полугодие
1. Проверка полученных знаний в 1-ом классе;
2. Игра гамм, упражнений, усложнение видов;
3. Продолжение работы над постановочно-двигательными
навыками, звукоизвлечением, ритмом;
4. Дальнейшее развитие муз.- образного мышления;
5. Знакомство с полифоническими произведениями: работа по
голосам, совместное исполнение педагог-ученик.
6. Элементарные виды флажолетов.
7. Знакомство с грифом гитары в пределах четырёх-девяти
позиций;
8. Развитие навыков смены позиций и чтения нот с листа;
9. Работа над игрой в ансамбле на простейшем материале.
4 - е полугодие
1. Игра гамм, упражнений (i-m, тирандо, апояндо), развитие
технических навыков; работа над этюдами на разные штрихи;
2. Работа над полифоническими произведениями: работа над
развитием полифонического слуха, игра с различной
динамикой;
3.Знакомство с произведениями крупной формы: рондо,
вариации , сонаты.
4. Разбор и игра произведений различного характера.
5. Развитие техники баррэ;
6. Чтение с листа в тональностях прошедших в 1- классе;
7. Работа над творческими навыками: подбор детских песен,
русских народных и т.д.
8. Работа над игрой в ансамбле.

Промежуточная
аттестация:
Академический
концерт:
1) Полифония
или пьеса с
элементами
полифонии;
2) пьеса;
3) ансамбль.

Промежуточная
аттестация:
Академический
концерт:
1) Крупная
форма;
2) пьеса;
3) ансамбль.

3-й класс
5 – е полугодие
Проверка знаний;
1. Работа над развитием технических навыков; упражнения для
развития беглости пальцев; техники легато и баррэ; игра гамм
различными штрихами и дуолями, триолями;
2. Работа над произведениями виртуозного плана, этюдами;
3. Работа над полифоническими произведениями по голосам,
учитель-ученик, тембрового колорита;
4. Работа над произведениями крупной формы;
5. Развитие навыков чтения нот с листа;
6. Знакомство, разбор произведений разных жанров и
направлений;

Промежуточная
аттестация:
Академический
концерт:
1)Полифония;
2)пьеса;
3) ансамбль.

7. Работа над игрой в ансамбле.
6 - е полугодие
1. Развитие технических навыков; игра гамм, развитие
уверенности и беглости пальцев обеих рук, сложные виды
арпеджио, совершенствование техники аккордовой игры, барре,
легато;
2. Работа над этюдами на разные виды техники;
3. Работа над полифонией по голосам, в ансамбле учительученик;
4. Работа над произведениями крупной формы;
5. Работа над произведениями разных жанров и направлений,
разбор, работа над стилистическими особенностями,
характером;
6. Чтение с листа в тональностях пройденных во 2-ом классе;
7. Подбор по слуху несложных попевок используя (T-S-D-T), в
тональностях Am, Em;
8. Работа над игрой в ансамбле, развитие качества умения
слушать партнёра.

Промежуточная
аттестация:
Технический
зачёт;
Академический
концерт:
1)Произведение
крупной формы;
2) пьеса;
3) ансамбль.

4-й класс
7 – е полугодие
1. Проверка знаний и умений, полученных за предыдущий
период времени;
2. Развитие музыкально-образного мышления и
исполнительских навыков при более высоких требованиях к
качеству звука и выразительности исполнения;
3. . Работа над техникой: игра гамм, усложнение ритмических
задач, работа над звукоизвлечением и беглостью пальцев правой
руки, совершенствование техники их чередования в различных
видах арпеджио и гамм; освоение сложных флажолетов;
4. Игра этюдов, виртуозных пьес;
5. Работа над полифонией и крупной формой; определение
формы, выразительных средств, темы и их развитие.
6. Работа над произведениям разных стилей и направлений,
умение использовать в работе над муз. произведением
различные исполнительские приёмы;
7.Продолжение работы над развитием навыков чтения с листа,
репертуар 3-его класса;
8. Работа над аккомпанементом, подбор по слуху в простых
тональностях.
9. Работа над игрой в ансамбле: развитие ощущения звукового
колорита; повышение чувства ответственности за свою партию,
свободное владение текстом.

Промежуточная
аттестация:
Академический
концерт:
1)Полифония;
2)пьеса;
3)ансамбль.

8 –е полугодие
1. Развитие техники: работа над гаммами, упражнениями,
закрепление навыков игры в позициях, искусственные
флажолеты;
2. Работа над этюдами на разные виды техники;
3. Работа над полифонией и произведениями крупной формы;
4. Работа над пьесами, главные задачи – качество
звукоизвлечения, характер и стиль музыки; работа над
кантиленой;
5. Работа над развитием навыка чтения нот с листа
(произведения за 2-ой класс);
6. Совершенствование аккомпаниаторского навыка и подбора по
слуху мелодических линий и аккомпанемента в любых
несложных тональностях ;
7. Игра в ансамбле, умение слушать и слышать партнёра.

Промежуточная
аттестация
Технический
зачёт;
Академический
концерт:
1) Крупная
форма;
2) пьеса;
3)ансамбль.

5-й класс
9-е полугодие
1. Проверка знаний и умений, полученных за предыдущий
период обучения;
2. Развитие муз. – художественного мышления,
исполнительских навыков и самостоятельности учащегося;
3. Работа над техникой: игра гамм, усложнение ритмических
задач, работа над звукоизвлечением и беглостью пальцев правой
руки, совершенствование техники их чередования в различных
видах арпеджио и гамм; освоение сложных флажолетов;
4. Выбор и работа над выпускной программой состоящей из
полифонии, крупной формы, пьесы и этюда (можно любое
количество произведений).
5. Работа над чтением нот с листа (репертуар начала-середины
4-ого класса);
6. Работа над аккомпанементом, подбором по слуху в
тональностях до 4-х знаков, активная аккомпаниаторская
практика, игра в ансамбле.
7. Формирование навыков самостоятельной работы над
произведением.

Текущий
контроль:
Прослушивание
экзаменационной
программы

10-е полугодие
Промежуточная
1. Развитие муз. – художественного мышления,
аттестация:
исполнительских навыков и самостоятельности учащегося;
Технический
2. Работа над техникой: игра гамм, усложнение ритмических
зачёт;
задач, работа над звукоизвлечением и беглостью пальцев правой Прослушивание
руки, совершенствование техники их чередования в различных
экзаменационной
видах арпеджио и гамм; освоение сложных флажолетов;
программы
3. Работа над выпускной программой состоящей из полифонии,
крупной формы, пьесы и этюда (можно любое количество
произведений).
5. Работа над чтением нот с листа (репертуар начала-середины
4-ого класса);
6. Работа над аккомпанементом, подбором по слуху в
тональностях до 4-х знаков, активная аккомпаниаторская
практика, игра в ансамбле.
Итоговая
7. Формирование навыков самостоятельной работы над
аттестация
произведением.

Планируемые результаты освоения обучающимися
предпрофессиональной образовательной программы в области
музыкального искусства
«Народные инструменты» (гитара шестиструнная)
Содержание программы «Народные инструменты» (гитара шестиструнная)
обеспечивает

целостное

художественно-эстетическое

развитие

личности

и

приобретение ею в процессе освоения образовательных программ музыкальноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом

освоения

программы

«Народные

инструменты»

(гитара

шестиструнная) является приобретение обучающимися следующих знаний, умений
и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
– знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для
сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;
– знания музыкальной терминологии;
– умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле/оркестре
на шестиструнной гитаре;
– умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров
и стилей на инструменте;
– умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании
несложного музыкального произведения на инструменте;
– умения создавать
произведения на

художественный образ при исполнении музыкального

шестиструнной гитаре;

– навыков импровизации на инструменте, чтения с листа несложных музыкальных
произведений;
– навыков подбора по слуху;
–

первичных

навыков

в

области

теоретического

анализа

исполняемых

произведений;
– навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых, оркестровых);

Результаты освоения программы «Народные инструменты» по учебным
предметам обязательной части должны отражать:
Специальность:
-

наличие

у

обучающегося

интереса

к

музыкальному

искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству;
– сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий

использовать

многообразные

возможности

народного

или

национального инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации
авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных
произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
– знание репертуара для народного или национального инструмента,
включающего

произведения

разных

стилей

и

жанров

в

соответствии

с

программными требованиями;
– знание художественно-исполнительских возможностей народного или
национального инструмента;
– знание профессиональной терминологии;
– умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
–

навыки

по

использованию

выразительности, выполнению

музыкально-исполнительских

средств

анализа исполняемых произведений, владению

различными видами техники исполнительства, использованию художественно
оправданных технических приемов;
– наличие творческой

инициативы, сформированных представлений

о

методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
–

наличие

музыкальной

памяти,

развитого

мелодического,

ладогармонического, тембрового слуха;
– наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

Требования к уровню подготовки учащихся
Класс

Требования к знаниям

1-й
класс

Ученик 1-ого класса должен получить
элементарные навыки
звукоизвлечения, освоить приёмы
игры на гитаре. Освоить посадку и
постановку рук, организация
целесообразных игровых движений,
аппликатурные обозначения.
Познакомиться с нотной грамотой,
получить навыки игры по нотам.
Получить простейшие сведения о
подборе попевок и лёгких песенок.

Ученик 2-ого класса должен
познакомиться с произведениями
технического плана; исполнять гаммы
более сложными формулами, освоить
технику легато и барре,
познакомиться с натуральными
флажолетами.
Познакомиться с полифоническими
произведениями и произведениями
крупной формы. Освоить работу в
совместном исполнении: педагогученик, а также самостоятельное
исполнение. Исполнять
разноплановые произведения, знать
стили, направления, познакомиться с
творчеством композиторов.
Освоить ансамблевое исполнение.
Продолжать работу над развитием
творческих навыков.
3-й
Ученик 3-его класса должен освоить
класс более сложные формулы гамм,
смешанное легато; исполнять этюды
на разные виды техники и штрихи.
Продолжить работу над
полифоническими произведениями.
Работать над произведениями
крупной формы.
Расширить репертуар и возможности
2-й
класс

Требования к умениям

Ученик 1-ого класса должен: знать
части инструмента, аппликатуру,
динамические оттенки; правильно
держать инструмент; соблюдать
постановку игрового аппарата;
владеть двумя приёмами
звукоизвлечения (тирандо и
апояндо); знать нотную грамоту;
получить навыки игры по нотам;
играть небольшие пьесы в первой
позиции; освоить подбор
простейших детских песен.
Ученик 2-ого класса должен: освоить
формы работы над гаммами,
этюдами; При работе над
полифоническими произведениями
ученик получил навык совместного
исполнения, игры с динамикой;
играть разноплановые произведения;
ознакомиться с позиционной игрой;
изучить приём баррэ и легато; имеет
навык подбора по слуху; овладел
навыками аккомпанемента, активно
работает в ансамбле.

Ученик 3-его класса освоил
требования по развитию технических
навыков; исполнение этюдов в более
быстром темпе; Овладел основными
приёмами звукоизвлечения, умеет
правильно использовать их на
практике;
На более высоком уровне в плане
динамики, тембровых, технических

ученика при чтении с листа;
Продолжение работы над развитием
творческих навыков.

возможностей, освоил исполнение
произведений технического,
полифонического, кантиленного
плана , а также произвед. крупной
формы и других пьес. Углубил и
расширил свои возможности при
чтении нот с листа. Освоил навыки
аккомпанемента.
4-й
Ученик 4-ого класса продолжает
Ученик 4-ого класса освоил и
класс работу над гаммами. Углубляет
закрепил полученные знания, умения
знания, умения и навыки при работе
и навыки при работе и исполнении
над произведениями разных жанров и произведений разных жанров, форм,
форм, стилей и направлений.
стилей и направлений.
Совершенствует навыки подбора по
Получил и может применять навыки
слуху, аккомпанемента и игры в
по чтению нот с листа, подбора по
ансамбле.
слуху, аккомпанемента и игре в
ансамбле.
Ученик 5-ого класса должен:
Ученик 5-ого класса должен уметь:
– знать художественно-эстетические, – грамотно исполнять музыкальные
5-й
технические особенности,
произведения соло, в
класс
характерные для сольного,
ансамбле/оркестре на
ансамблевого и (или) оркестрового
шестиструнной гитаре;
исполнительства;
– уметь самостоятельно разучивать
– знать музыкальную терминологию; музыкальные произведения
- получить навыки импровизации на
различных жанров и стилей на
инструменте, чтения с листа
инструменте;
несложных музыкальных
– уметь самостоятельно
произведений;
преодолевать технические трудности
– получить навыки подбора по слуху; при разучивании несложного
– получить первичные навыки в
музыкального произведения на
области теоретического анализа
инструменте;
исполняемых произведений;
– уметь создавать художественный
– получить навык и публичных
образ при исполнении музыкального
выступлений (сольных, ансамблевых, произведения на шестиструнной
оркестровых);
гитаре;

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ЗАЧЁТУ.
Технический зачёт проводится с 3 класса в III четверти в присутствии
заведующего отделением, или завуча школы у учащихся 3-5 классов.
На технический зачёт выносятся:
1.
Одна мажорная и одна минорная гаммы со всеми программными
требованиями данного класса .
2.
Этюд.
3.
Терминология.
4.
Чтение нот с листа произведений предшествующего класса.

ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ
ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
1-й класс
Ученик должен играть мажорные и минорные гаммы (трёх видов) в 1-2 октавы
в пределах 1-й и 2-й позиции.
2-й класс
Гаммы До мажор и ля минор в аппликатуре А. Сеговии; двух октавные
мажорные гаммы в типовой аппликатуре, аппликатурными формулами правой руки
(i – m, тирандо, апояндо).
3-й класс
Гаммы Соль мажор и ми минор в аппликатуре А. Сеговии; типовые мажорные
трёх октавные гаммы различным ритмическим рисунком формулами i-m и m-a (
тирандо, апояндо), различными штрихами.
4-й класс
Гаммы Ми, Фа мажор, до минор ; минорные двух октавные гаммы в типовой
аппликатуре, различными штрихами и ритмическим рисунком.

5-й класс
Гаммы Си, мажор, соль, си минор; минорные трёх октавные гаммы в типовой
аппликатуре , различными аппликатурными формулами правой руки, в различном
ритмическом оформлении, различными штрихами.

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
I – класс
***
Каркасси М. Аллегретто;
Иванов-Крамской А. Прелюдия ми минор;
Лебедев В. (обр). «При долинушке стояла».
***
Карулли Ф. Аллегретто ми минор;
Поврозняк Ю. Марш;
«Ходила младёшенька», обр. В. Яшнева.
***
Кригер И. Бурре;
«Ах, ты матушка» , обр. А. Иванова-Крамского;
Таррега Ф. Этюд до мажор.
***
Молино Ф. Рондо до мажор;
Ветров А. Скерцо;
Карулли Ф. Этюд ре минор;

II – класс
***
Паганини Н. Вальс;
Иванов- Крамской А. Танец;
Таррега Ф. Этюд ми минор.
***
«Как у наших у ворот», обр. Колосов В;
Гедике А. Танец;
Сор Ф. Этюд ре минор.
***
Карулли Ф. Ларгетто;
Агуадо Д. Маленький вальс соль мажор;
«Мазурка», обр. К. Сосиньского.
***
Циполи Д. Менуэт ре минор;
Мертц Й. Чардаш;

Агуадо Д. Этюд в форме мазурки..

III – класс
***
Бах И. Бурре ми минор;
Джулиани М. Сонатина до мажор 1 часть;
Высотский М. Обр. «Ой, болит, что болит»
***
Вайс С. Фантазия;
Каркасси М. Андантино ля мажор.
Таррега Ф. Этюд в форме менуэта.

IV – класс
***
Бах И. Прелюдия ре мажор
Паганини Н. Соната до мажор
Каркасси М. Этюд ля мажор
***
Бах И. Сарабанда ми минор
Молино Ф. Рондо
Каркасси М. Этюд №14

V – класс
***
Бах И. Гавот I-II ля минор;
Сор Ф. Соната до мажор IV часть «Рондо»;
Иванов-Крамской А. Тарантелла;
Таррега Ф. Этюд ми мажор.
***
Бах И. Аллеманда ля мажор;
Гранадос Э. Испанский танец №5;
Карулли Ф. Соната ля мажор 1часть;
Джулиани М. Этюд ми мажор.

Оценка качества реализации учебного предмета
Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и
формы.
Оценки качества знаний по «Специальности» (гитара шестиструнная)
охватывают все виды контроля:
 текущий контроль успеваемости;
 промежуточная аттестация учащихся;
 итоговая аттестация учащихся.
Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на
определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Таблица 13
Вид контроля
Текущий
контроль

Промежуточная
аттестация

Итоговая
аттестация

Задачи

 поддержание учебной дисциплины,
 выявление отношения учащегося
изучаемому предмету,
 повышение уровня освоения текущего
учебного материала.
Текущий контроль осуществляется
преподавателем по специальности
регулярно (с периодичностью не более чем
через два, три урока) в рамках расписания
занятий и предлагает использование
различной системы оценок. Результаты
текущего контроля учитываются при
выставлении четвертных, полугодовых,
годовых оценок.
 определение успешности развития
учащегося и усвоения им программы на
определенном этапе обучения.

 определяет уровень и качество освоения
программы учебного предмета.

Формы

 контрольные
уроки,
 академические
концерты,
 прослушивания
к конкурсам,
отчетным
концертам.

 зачеты (показ
части программы,
технический зачет),
 академические
концерты,
 переводные
зачеты,
 экзамены
 экзамен –
проводится в
выпускных классах:
5 (6), 8 (9).

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков
учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и
концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы

учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками
музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка
степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации.
Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая
в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение
рекомендательного характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в
течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от
этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к
учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного
на учебный предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают
публичное исполнение технической или академической программы или ее части в
присутствии
комиссии.
Зачеты
дифференцированные,
с
обязательным
методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты
проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они
представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее
части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для
академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3
произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение
полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года
обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных
систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены
проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в
полном объеме программу, переводится в следующий класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения
образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9),
в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация
проводится по утвержденному директором школы расписанию.
Контроль и учет успеваемости
Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках по
пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам
четверти и года выставляется итоговая оценка.
Успеваемость учащихся по предмету «Специальность» (гитара шестиструнная)
учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах,
контрольных уроках, технических зачетах, зачетах или контрольных уроках по
самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения и чтению с
листа, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.
Форма и репертуар зачетных выступлений учащегося планируется в
индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их форма, а также

уровень технической и художественной сложности зачетного репертуара находятся
в зависимости от индивидуальных способностей учащегося.
В соответствии с учебным планом в 8 (5) классе учащиеся сдают выпускной
экзамен. В остальных классах проходят школьные академические концерты,
которые проводятся систематически 2 раза в год с оценкой в конце первого и
второго полугодия (декабрь, май). Для показа на академических концертах из
общего объёма годовых требований педагог должен подготовить с учеником не
менее 4 произведений различных по жанру и форме. Количество произведений для
исполнения не ограничивается.
Уровень технической подготовки учащегося проверяется на техническом
зачете – контрольном прослушивании гамм и этюдов, который проходит 1 раз в год
(начиная с 3 класса, в феврале месяце). Каждый учащийся на своем техническом
уровне должен показать хорошую выучку в области постановки исполнительского
аппарата, а также грамотное, осознанное и аккуратное в звуковом отношении
исполнение своей зачетной программы.
Кроме того, учителям также рекомендуется готовить учащихся к выступлению
на конкурсах, учебных концертах отдела. Исполнение самостоятельно
подготовленных произведений (подбор по слуху, сочинение, аранжировки)
рекомендовано выносить на классные и родительские собрания.
Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в
выпускном классе и в классе дополнительного года обучения. В остальных классах
учебный год завершается переводным академическим концертом.
На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм.
Экзаменационные программы в классах составляются в соответствии с примерными
требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения
культуры и искусства. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов
выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений
выпускной программы.
Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им
мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
 оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;
 оценка ученика за выступление на академическом концерте и переводном
академическом концерте, а также результаты контрольных уроков;
 другие выступления ученика в течение учебного года.
Критерии оценки выступления учащегося на академическом концерте, зачете,
экзамене:
Оценка 5 (отлично) выставляется за технически безупречное исполнение
программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию
художественного содержания произведений.
В том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно,
убедительно и законченно по форме.
Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для
достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла.

Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также
приемами качественного звукоизвлечения.
Оценка 4 (хорошо) выставляется за техническую свободу, осмысленную и
выразительную игру, в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное
понимание характера и содержания исполняемого произведения программа
исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому
произведению, однако допущены небольшие технические и стилистические
неточности.
Учащийся демонстрирует применение художественного оправданных
технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются
небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения.
Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется за игру, в которой учащийся
демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное
исполнение программы.
Программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется
осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению
Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами,
отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в
звукоизвлечении.
Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется за отсутствие музыкальной
образности в исполняемом произведение слабое знание программы наизусть, грубые
технические ошибки и плохое владение инструментом.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с
учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена
системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление
учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения закреплены в
локальном акте Школы «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной
аттестации обучающихся, системе и критерии оценок промежуточной аттестации
обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным
программам в области искусств» разработанных на основании ФГТ.

Методическое обеспечение учебного процесса,
методические рекомендации.

Краткие методические указания.
В начале обучения в музыкальной школе учащийся должен получить от
педагога ясное представление о гитаре как о сольном и ансамблевом инструменте.
Необходимо также познакомить ученика с важнейшими сведениями из истории
возникновения и развития гитары, рассказать ему о лучших исполнителях на
классической гитаре. Педагог должен дать ученику точное представление о
назначении частей инструмента, раскрыть его звуковые и технические возможности.

ПОСАДКА
Посадка играющего на музыкальном инструменте является организующим
исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранности,
подтянутости, органичной слитности исполнителя с инструментом.
При игре гитарист должен сидеть на передней половине устойчивого, жёсткого
стула без поручней, высота которого пропорциональна его росту. Левая нога стоит
на подставке, бедро образует с плоскостью пола небольшой острый угол, колено
находится на воображаемой линии между левым плечом и ступнёй. Гитара кладётся
выемкой обечайки на левое бедро, грудь слегка касается нижней деки, корпус
гитариста подаётся несколько вперёд. Нос исполнителя и самая высокая точка
корпуса гитары находятся на одной вертикальной линии, головка грифа
располагается на уровне нижней части головы гитариста, плечи сохраняют сврё
естественное положение.

ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ
Работая над правильной постановкой рук, нельзя забывать, что сама по себе
постановка – не цель, а необходимое средство для обеспечения рациональной
работы пальцев. Главной же задачей является формирование основ правильного
звукоизвлечения, культуры звука.
Для получения полноценного, глубокого и плотного тона следует
предварительно оттягивать струну пальцем и только потом отпускать. Для этого
необходим важный предшествующий этап: установка пальца на струну,
своеобразное туше. Момент прикосновения к струне должен быть хорошо
прочувствован, постепенно занесён в мышечную память и доведён до автоматизма.
Оттягивание струны производится всем пальцем целиком: от пястного сустава по
направлению к передней деке и к соседней струне одновременно. Ладонь при этом
располагается непосредственно над струнами, и палец скорее толкает струну,
нежели тянет. В момент нажима на струну вторая фаланга большого пальца не
должна прогибаться в суставе. Передние фаланги указательного, среднего и
безымянного пальцев, напротив, немного упруго прогибаются. При этом струна
естественно оттягивается в направлении передней деки, и звук обладает более
красивым, глубоким тембром.
Большой палец касается струны одновременно ногтем и подушечкой. После
звукоизвлечения возвращение пальца на струну для следующего звукоизвлечения

осуществляется пястным суставом. Нельзя тянуться к струне ногтевой фалангой,
прогибая палец в суставе.
В настоящее время профессиональная игра на гитаре может осуществляться
только ногтевым способом, и учащийся с самого начала должен быть ориентирован
на это. В тоже время, если у ученика ногти тонкие и хрупкие, то можно применять
без ногтевой способ. В процессе извлечения звука одновременно участвуют и
мякоть пальца, и ноготь: кончик пальца левой стороной нажимает на струну,
подушечка проминается, струна касается ногтя, оттягивается и немного
перемещается по кромке ногтя к точке схода.

ТВОРЧЕСКИЕ НАВЫКИ
Развитию творческих навыков учащихся способствует работа над
формированием навыков игры по слуху (подбор небольших отрывков из народных
песен; детских песен), транспонирование.
Проявление творческой инициативы учащихся в сочинении попытках
импровизации необходимо поощрять и тактично направлять. Такие опыты, даже
если они не обнаруживают наличия соответственных данных, всегда содействуют
развитию музыкальных задатков ученика, его попыткам по своему истолковать
изучаемую музыку; смогут приобщить учащегося – исполнителя к пристальному,
неотрывному вслушиванию в свою игру. Музыкант с неослабленным вниманием
слушающий себя, не может оставаться пассивным, внутренне индифферентным,
эмоционально и интеллектуально бездеятельным.
Проблема формирования самостоятельной, творческой заинтересованности у
учащегося музыкально-исполнительского класса включает в себя в качестве
основного компонента и то, что связано с умением инициативно, творчески,
созидательно заниматься на музыкальных инструментах.
Задача педагога – музыканта научить ученика творчески работать. Такая задача
принадлежит к разряду основных, принципиально важных в деятельности педагога.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЧТЕНИЮ НОТ С ЛИСТА И ИГРЕ
В АНСАМБЛЕ
Громадная роль в формировании и развитии музыкальных способностей
принадлежит работе над навыками чтения нот с листа у учащихся. Формируя у
ученика навыка чтения с листа педагог облегчает задачу и активизирует процесс
грамотного и самостоятельного разбора нотного текста, создает необходимые
условия для расширения музыкального кругозора ученика.
Развитие навыка чтения с листа должно начинаться с первых шагов обучения
музыке и носить систематический характер на протяжении всего периода обучения,
используя принцип от «простого к сложному», от лёгких тональностей переходить
к более сложным, осваивать расположение нот на добавочных линейках, всё более
сложные ритмические соотношения.
Навык чтения с листа и навык тщательного разбора (анализа) текста должны
быть тесно связаны и данная работа должна проводиться по двум направлениям,
которые дополняют друг друга.

Беглое чтение с листа, основанное на умении схватывать главное в
музыкальной ткани, подразумевает умение непрерывно вести музыкальную линию,
не позволяя себе поправок и остановок.
Пьесы для чтения нот с листа должны быть значительно легче изучаемых с
учащимся по программе, потому целесообразно использовать произведение из
репертуаров предыдущих классов, различные переложения, популярные песни,
танцевальную музыку. На уроках по специальности следует широко применять
чтение с листа ансамблевого произведения.
В ансамбле должны играть как сами учащиеся, так и педагог с учеником. Эта
форма работы вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание,
повышает чувство ответственности за ансамбль. Необходимо, чтобы учащийся,
играя в ансамбле, приучался читать не только первую, но и вторую партию.
Развитие навыка чтения нот с листа тесно связано с воспитанием «внутреннего
слуха». Ученика следует приучать предварительно просматривать музыкальный
текст, воспитывая у него способность, самостоятельно воспринимать мелодию и
умение пропевать её вслух. От умения легко ориентироваться в нотном тексте и
бегло читать с листа зависит количество и разнообразие изучаемых произведений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
ШКОЛЫ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Агафошин П. «Школа игры на шестиструнной гитаре» - М., 1987г.
Вещицкий П. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». – М., 1970г.
Иванов-Крамской А. «Школа игры на шестиструнной гитаре». – М.,1986г.
Каркасси М. «Школа игры на шестиструнной гитаре». – М., 1988г.
Ларичев Е. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». – М., 1986г.
Николаев А. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». – С.-П.,2001г.
Катанский В. «Школа игры на шестиструнной гитаре». – М., 2001г.
Сагрерас Х. «Школа игры на шестиструнной гитаре». – Вып.2.-М.,1996г.

СБОРНИКИ
1. Альбом начинающего гитариста. Вып.28/ Сост. Ларичев Е. – М.,1989.
2. Бах И. Золотой репертуар гитариста. – С.-П., 1999г.
3. Избранные этюды для шестиструнной гитары. / сост. Славский В. –
Киев,1980г.
4. Калинин В. Юный гитарист. – М., 2001г.
5. Каркасси М. 25 Этюдов. Ор.60. – Будапешт.,1982г.
6. Концертные пьесы для шестиструнной гитары. Вып.21. – М., 1982г.
7. Концертные пьесы для шестиструнной гитары . Вып. 20. – М.,1982г.
8. Концертные пьесы для шестиструнной гитары . Вып. 2./ сост. Ларичев Е. –
М.,1982г
9. Концертные пьесы для шестиструнной гитары . Вып. 31./ сост. Ларичев Е. –
М.,1986г.
10.
Морено – Тороба Ф. Произведения для шестиструнной гитары / сост.
Ларичев Е. – М.,1984г.
11.От ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары./сост. И.
Пермяков.- Л.,1981г.
12. Педагогический репертуар гитариста: шестиструнная гитара / сост.
А.Гитман – М., 1999г.
13. Педагогический репертуар. Шестиструнная гитара 3-5 классы ДШИ./ сост.
Ларичев Е. - М.
14. Подготовительный и первый классы музыкальных школ. Шестиструнная
гитара./сост. М. Михайленко – Киев,1981г.
15. Произведения для шестиструнной гитары. Сост .Хрусталёва К. – Л., 1981г.
16. Рехин И. Альбом начинающего гитариста. Вып. 2. – М., 1993г.
17. Рехин И. Альбом начинающего гитариста. Вып. 3. – М., 1993г
18. Репертуар гитариста 1-2 классы./сост. Е. Ларичев.- М.,1981г.
19. Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара. Вып. 19./сост. Славский. – М.,
1980г.
20. Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара. Вып. 20./сост. В. Максименко.
– М., 1980г.

21. Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара. Вып. 21.– М., 1981г.
22. Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара. Вып. 22./сост. Е. Ларичев. –
М., 1982г.
23. Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара. Вып. 24./сост. Е. Ларичев. –
М., 1982г.
24. Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара. Вып. 25./сост. Н. Морозов. –
М., 1988г.
25. Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара. Вып. 30./сост. Е. Ларичев. – М.,
1985г
26. Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара. Вып. 32./сост. Е. Ларичев. –
М., 1986г
27. Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара. Вып. 34./сост. Е. Ларичев. –
М., 1987г
28. Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара. Вып. 35./сост. П. Вещицкий. –
М., 1988г
29. Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара. Вып. 36./сост. В. Максименко.
– М., 1988г
30. Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара. Вып. 38./сост. А. Борк. – М.,
1989г
31. Репертуар гитариста: Шестиструнная гитара. Вып. 37./сост. В. Максименко.
– М., 1989г
32. Русские народные песни и романсы в обработке для гитары./ сост. Тепляков.
- М., 2002г.
33. Уроки мастерства. Тетрадь 1 (для младших классов). /сост. Н.А. ИвановаКрамская. – М., 2004г.
34. Уроки мастерства. Тетрадь 2 (для младших классов). /сост. Н.А. ИвановаКрамская. – М., 2004г.
35. Фетисов Г. Первая гитарная тетрадь. – М., 1997г.
36. Хрестоматия гитариста. Шестиструнная гитара, подготовительный класс
для музыкальных школ./сост. В. Гуркин. – Р.-на –Д. – 1999г.
37. Хрестоматия гитара. «Юному гитаристу». / сост. Катанский. – М.,2000г.
38. Хрестоматия гитариста. Шестиструнная гитара. /сост. Г. Фетисов._ М.,2002.
39. Хрестоматия гитариста. Шестиструнная гитара – 1 класс /сост. В. Гуркин.Ростов на Дону, 1999г.
40. Хрестоматия гитариста. Шестиструнная гитара 3-4 классы ДШИ. Ростов на
Дону., 1999.
41. Хрестоматия гитариста. Шестиструнная гитара 4-5 классы ДШИ. Ростов на
Дону., 1999.
42. Хрестоматия гитариста. Шестиструнная гитара 2-3 классы ДШИ. М., 1999.
43. Хрестоматия гитариста. Шестиструнная гитара 1-3 классы ДШИ. М., 1983.
44. Хрестоматия гитариста. Шестиструнная гитара 4-5 классы ДШИ. /сост.
Ларичев Е. М., 1984.
45. Хрестоматия гитариста. Шестиструнная гитара 1-3 классы ДШИ. /сост.
Ларичев Е. М., 1985.
46. Шедевры гитарной музыки./сост. В.Катанский. – М.,2000.

47. Шестиструнная гитара. Учебный репертуар для 3 класса ДШИ. - сост.
Михайленко Н. – Киев, 1980.
48. Шестиструнная гитара. Учебный репертуар для 4 класса ДШИ. - сост.
Михайленко Н. – Киев, 1981
49. Шестиструнная гитара. Учебный репертуар для 5 класса ДШИ. - сост.
Михайленко Н. – Киев, 1982.
50. Этюды для шестиструнной гитары. Сост. В. Славский – Киев. 1981.
51. Этюды для шестиструнной гитары. Сост. И. Пермяков. – Л., 1987.
52. Этюды для шестиструнной гитары. Сост. П. Агафошин. – Л., 1950.
53. Этюды для шестиструнной гитары. Сост. Д. Карпович и Е. Рябоконь.- Л.,
1961г.
54. Юному гитаристу. Шестиструнная гитара. / сост. С. Кулешов. – Киев, 1989.
55. Яшнев В., Вольман Б. Первые шаги гитариста: Школа игры на
шестиструнной гитаре. – Л.,1974.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
1. Музыкальный инструмент ( гитара шестиструнная). Программа для
детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств).
Составитель Г.А. Ларичева. – Москва 1988г.
2. Примерная программа по учебной дисциплине «Музыкальный
инструмент» (гитара шестиструнная). Составитель – В.А. Кузнецов, А.Ф.
Гитман – Москва 2002г.
3. Сборник адаптированных программ для детских музыкальных школ и
школ искусств. Сост. Н.В. Самохина, С.Я. Кожемяко. Г. Клинцы 2004г.
4. Экспериментальная программа (общий курс гитары) для детских школ
искусств. Составитель О. Минина – Санкт-Петербург – 2004г.
5. В Домогацкий «Семь ступеней мастерства»(вопросы гитарной техники) –
2004г.
6. Методическое пособие по обучению игре на гитаре детей младшего
возраста. «Учимся играя», составитель А. Лазарева. – Харьков – 1997г.
7. Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика». Ростов на Дону. – 1990г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».