1 ОТЧЕТ самообследование 2023-2024

ОТЧЕТ
о результатах самообследования Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Детская школа искусств п. Старь»
Дятьковского района Брянской области
за 2023-2024 год
( рассмотрен и утвержден на заседании Педагогического совета МБУ ДО « ДШИ п.Старь»
от «28» марта 2025года, протокол №5

1.ВВЕДЕНИЕ
Самообследование Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «
Детская школа искусств п.Старь» ( далее – МБУ ДО « ДШИ п.Старь») проводилось в соответствии
с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ « Об образовании в Российской
Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки
России ) от 14 июня 2013 г. № 462 « Об утверждении Порядка проведения самообследования
образовательной организацией», приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1324 « Об утверждении показателей деятельности
образовательной организации, подлежащей самообследованию», внутренними локальными актами
МБУ ДО « ДШИ п.Старь».
Отчет
составлен по материалам самообследования деятельности МБУ ДО «ДШИ п.Старь»
с 1 сентября 2023 г. по 31 мая 2024 г.
В процессе самообследования анализировались:













Организационно – правовое обеспечение образовательной деятельности;
структура и система управления;
образовательная деятельность Учреждения в целом (соответствие содержания учебных
планов и образовательных программ, соответствие качества подготовки выпускников по
результатам текущей успеваемости и итоговых аттестаций требованиям к минимуму
содержания и уровню подготовки выпускников, качество организации учебного
процесса);
воспитательная деятельность;
культурно-просветительская деятельность;
конкурсная деятельность;
методическая работа;
кадровое обеспечение образовательного процесса по заявленным образовательным
программам (качественный состав педагогических кадров);
учебно – методическая литература и иные библиотечно - информационные ресурсы и
средства обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации
образовательных программ;
материально – техническая база Учреждения (обеспеченность образовательного процесса
необходимым оборудованием).

Дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного
пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано как
образование, воспитание и развитие личности ребенка.
В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки
собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик, включая
потребность введения в практику новых образовательных форм и методов этой деятельности,
внедрение современных педагогических технологий обучения.

I.

ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Детская
школа
искусств п.Старь» Дятьковского
района
Брянской
области
(далее – Учреждение) действует в соответствии с Законом РФ « Об образовании»
№ 273-ФЗ от 29.12.2012 года,
Федеральным законом « О некоммерческих
организациях» № 7 –ФЗ от 12.01.1996 г., Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 августа 2013 года № 1008, Уставом.
Год основания школы 15 августа 1969 г.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Детская школа
искусств п.Старь» Дятьковского района Брянской области, осуществляет
образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам,
к которым относятся:
- дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств;
- дополнительные общеразвивающие программы в области искусств.
Официальное сокращенное наименование: МБУ ДО «ДШИ п.Старь».
Собственником имущества и учредителем является Дятьковский муниципальный район
Брянской области.
Функции и полномочия собственника имущества и учредителя школы в установленном
порядке осуществляет администрация Дятьковского района (далее - Учредитель) в пределах
своей компетенции.
Организационно- правовая форма: муниципальное бюджетное учреждение.
Тип: учреждение дополнительного образования.
Школа является юридическим лицом.
Школа отвечает по своим обязательствам всем находящимся у нее на праве оперативного
управления имуществом, как закрепленным за школой собственником имущества, так и
приобретенным за счет доходов, полученных от приносящих доход деятельности.
Право на ведение образовательной деятельности и льготы, возникают у школы с
момента выдачи ей лицензии:
Место нахождения (юридический и фактический адрес) школы: 242640, Брянская область,
Дятьковский район, п.Старь, ул. Ленина, д. 10. Школа имеет обособленное структурное
подразделение, расположенное по адресу: 242640, Брянская область, Дятьковский район,
п.Старь, ул. Рябка, д.10 кв.2.
Школа осуществляет в соответствии с муниципальным заданием деятельность,
связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к ее основным видам
уставной деятельности – реализация в полном объеме дополнительных
общеобразовательных программ в области искусств.
Школа обеспечивает открытость и доступность информации (сведения), в соответствии с
законом РФ «Об образовании».
Контактный телефон: 8(48333)4-54-74.
Электронная почта: stardhi@yandex.ru
Сайт школы:
https://dshistar.profiedu.ru/

II.CТРУКТУРА И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Школа строит свои отношения с другими юридическими и физическими лицами во всех сферах
деятельности на основе договоров, соглашений, контрактов.
К компетенции школы относится:- установление структуры управления деятельностью
образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей,
разработка и утверждение программ учебных предметов, дисциплин;
-разработка и принятие локальных актов;
- осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в
соответствии с настоящим Уставом и требованиями закона РФ « Об образовании»;
- содействие деятельности педагогических объединений и методических объединений;
- планировать свою деятельность и определять перспективы развития по направлениям своей
деятельности;
- обеспечить выполнение муниципального задания.
Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на
основании сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Органами управления школы являются Учредитель, администрация Дятьковского района, руководитель
школы (директор) и иные органы управления школой.
Единоличным исполнительным органом школы является директор школы, прошедший
соответствующую аттестацию.
Формами управления школой являются сформированные коллегиальные органы:
- общее собрание работников;
педагогический совет;
- методический совет;
- общешкольное родительское собрание;
- общешкольный родительский комитет является органом самоуправления.
Функции и права этих органов управления регламентируются Уставом школы и локальными актами
(положением).
В школе функционируют структурные подразделения (отделения М/О)- объединения преподавателей по
одной образовательной области, которые осуществляют проведение учебно- воспитательной,
методической и опытно- экспериментальной работы.
Классные руководители М/О, заведующие отделениями подчиняются директору и заместителю
директора по учебно- воспитательной работе.
Преподавательский состав формируется в соответствии профилю преподаваемого ими учебного
предмета, отвечающие требованиям квалификационных характеристик.
Заместитель директора подчиняется директору школ, осуществляет контроль за организацией и
развитием учебно-воспитательного процесса.
Трудовые отношения работника и школы регулируются трудовым договором, условия которого не
могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
Школа работает по согласованному и утвержденному годовому плану работы на учебный год.
Насущные вопросу деятельности школы решаются на совещании при директоре и на совещании при
заместителе директора по УВР в соответствии с датами. установленными годовым планом работы.
Выводы и рекомендации:
В школе разработаны внутренние локальные акты соответствующие действующему законодательству
РФ. В целом структура МБУ ДО «ДШИ п.Старь» и система управления достаточны и эффективны для
обеспечения выполнения функций школы в сфере дополнительного образования в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.

III.

Образовательные программы в области искусств

Образовательный процесс в МБУ ДО «ДШИ п.Старь» строится в системе развивающего обучения,
рассматривающего обучение в качестве движущей силы развития личности
ребенка.
В соответствии с лицензией выданной Департаментом образования и науки Брянской области
№ 4033 от 12.04.2016 года школа осуществляет образовательную деятельность на право оказывать
образовательную услуги по реализации образовательных программ по подвидам дополнительного
образования детей и взрослых: - дополнительные предпрофессиональные в области искусств,
разработанные и утвержденные школой в соответствии с федеральными государственными
требованиями по видам искусств и срокам их реализации:
- музыкальное искусство «Фортепиано» срок обучения 8(9) лет ;
« Народные инструменты» срок обучения 5(6) лет; 8(9) лет;
- Хореографическое искусство « Хореографическое творчество» срок обучения 5(6) лет; 8(9) лет;
- Изобразительное искусство « Живопись» срок обучения 5(6) лет; 8(9) лет;
- Театральное искусство « Искусство театра» срок обучения 5(6) лет; 8(9) лет.
В целях: выявления одаренных детей в раннем детском возрасте, приобретение ими знаний,
умений и навыков в области выбранного вида искусств и осуществление их подготовки к
поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные
программы в области искусств - дополнительные общеразвивающие программы в области
искусств которые основываются на принципе вариативности для различных возрастных категорий
детей, способствуют эстетическому воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества
детей к художественному образованию, формируя устойчивый интерес к творческой деятельности,
разработанные и утвержденные школой в соответствии примерных учебных планов
образовательных программ по видам искусств, рекомендованные Министерством культуры РФ в
2001 г.( письмо Министерства культуры РФ от 22.03.01 г. № 01-61/16-32); Министерства культуры РФ
в 2003 г. ( письмо Министерства культуры РФ от 23.06.2003 г. № 66-01-16/32):
- сольное пение срок обучения 4 года;
- синтезатор срок обучения 4 года;
- подготовительное отделение срок обучения 2 года.
Выводы и рекомендации:
Дополнительные общеобразовательные программы в школе реализуются в рамках муниципального
задания на бюджетной основе в полном объеме, в соответствии с Уставом и лицензией на право
осуществления образовательной деятельности. Образовательный процесс призван обеспечить
информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую функцию.

IV. КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Качеству содержания подготовки выпускников Учреждение придаёт важнейшее значение.
Анализируя данный вопрос, при самообследовании исходили из степени соответствия
имеющейся организационно-планирующей документации требованиям нормативных актов в
области дополнительного образования. Детальному анализу подвергались образовательные
программы, учебные планы и весь комплекс учебно-методического сопровождения.
Учебные планы Учреждения разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от
10 июля 1992г. № 3266-1 «Об образовании», и федеральными государственными требованиями .
Разработаны и утверждены в установленном порядке по всем образовательным программам
итоговые требования к выпускникам.
Каждая учебная дисциплина предусматривает аттестацию в виде контрольного урока, зачета
или экзамена (академического зачета, прослушивания, просмотра) и т.д.
По всем учебным дисциплинам преподавателями разработаны рабочие (адаптированные)
образовательные программы. Рабочие образовательные программы сопровождаются списками
учебно-методической литературы.
Все рабочие образовательные программы прошли обсуждение на методических советах и
утверждены педагогическим советом.
В целом учебно-методическая документация разработана на достаточном профессиональном
уровне. Таким образом, структура содержание и трудоёмкость учебных планов подготовки
выпускников отвечают требованиям минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
Связь Учреждения с профессиональными учебными заведениями в области культуры и
искусства, профессиональное просвещение выпускников, развитие их интересов и склонностей,
максимально приближенных к профессиональным компетенциям (профессиональная
консультация, профессиональный подбор, социально-профессиональная адаптация и т.п.)
осуществляется преподавателями специальных дисциплин.
В учреждении созданы все условия для реализации накопленных выпускниками знаний,
умений и навыков в различных видах практической деятельности. Практическая деятельность
реализуется в рамках учебно-воспитательной работы в следующих видах:
 учебно-исполнительская;
 учебно-теоретическая;
 культурно-просветительская;
 творческая;
 концертная.
Конечный результат – это выпускник, обладающий разносторонними интересами, творческим
мышлением, способный к самоопределению, самореализации и адаптации в социуме.
Итоговая аттестация осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации
выпускников и проводится в форме сдачи итоговых экзаменов аттестационной комиссии,
председатель и состав которой утверждаются в установленном порядке.
Итоговая аттестация выпускников Учреждения является обязательной и осуществляется после
освоения образовательной программы в полном объёме.
Промежуточная и итоговая аттестация выпускников осуществляется в установленные сроки.
Перечень дисциплин, выносимых на итоговую аттестацию, определяется учебным планом.
Выпускнику, закончившему обучение по дополнительным предпрофессиональным
общеобразовательным программам, прошедшему в установленном порядке итоговую аттестацию

выдается Свидетельство, заверенное печатью образовательного учреждения. Форма
свидетельства установлено Минкультуры России и является единой на территории всей страны.
Основанием выдачи Свидетельства является решение Педагогического совета и приказ
директора Школы.
Анализ содержания подготовки выпускников через организацию учебного процесса по всему
перечню учебных дисциплин, реализуемых в Школе показывает, что учебный процесс
организован в соответствии с нормативными требованиями дополнительного образования.
Качество знаний выпускников, информация о поступивших выпускниках в
Сузы, Вузы в 2023-2024 учебном году
Отделение:
Качество знаний:
Поступление в Сузы и Вузы
Народные инструменты
100 %
-------Фортепиано
100%
Хореографическое
100%
искусство
Театральное искусство
----Изобразительное искусство 100%
Сольное пение
100%
Синтезатор
100%
Итого:
100%
Отсутствие выпускных классов в отчетном году.
Показатель качества муниципальной услуги:
- на отчетный период 2024 год доля выпускников, поступивших в ССУЗы и ВУЗы
утверждено 10%.
- фактически не исполнено.
Отклонение от показателя качества муниципальной услуги 10% возможного значения.
Допустимое возможное отклонение 5%.

V. КАЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с образовательными
программами, разрабатываемыми и утверждаемыми Учреждением самостоятельно.
Организация образовательного процесса (в том числе начало и окончание учебного года,
продолжительность каникул) регламентируется:
 Учебными планами, утверждаемыми Учреждением самостоятельно и согласованными с
Учредителем;
 Годовым календарным графиком, согласованным с Учредителем;
 Расписанием занятий, утвержденным директором учреждения;
Предельная учебная нагрузка на одного обучающегося устанавливается в соответствии с
учебным планом, возрастными и психофизическими особенностями обучающихся, нормами
СанПиН.
Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебного процесса в
Учреждении является урок. Продолжительность одного урока составляет
40 минут в
соответствии с учебным планом и нормами СанПин.

Формами промежуточной аттестации могут быть: контрольные уроки, зачет, академический
концерт, прослушивание, просмотр, выставки, экзамены.
Установлена пятибалльная система оценок.
Перевод учащихся в следующий класс по итогам учебного года осуществляется приказом
директора школы на основании решения педагогического совета.
В основе образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим
общеобразовательным программам лежат учебные планы, рекомендованные Министерством
культуры РФ в Федеральных государственных требованиях по видам искусств.
В основе образовательной деятельности по дополнительным предпрофессиональным
общеобразовательным программам лежат учебные планы, рекомендованные Министерством
культуры РФ в Федеральных государственных требованиях по видам искусств.
Учебный план является основным документом, отвечающим всем требованиям для выполнения
образовательным программ, адаптированных к организации педагогического процесса.
В учебных планах определяется максимальных объём учебной нагрузки, распределяется
учебное время по классам и образовательным областям, определяется уровень требований к
качеству обучения и воспитанию обучающихся.
Учебные планы состоят из двух частей – обязательной (неизменной) и вариативной.
Обязательная часть учебного плана – основа обучения в Учреждении. Вариативная часть
учебных планов обеспечивает более полную реализацию творческих возможностей и
потребностей обучающихся и воплощается на уровне предмета по выбору. Все они различны по
содержанию и способствуют дифференцированному обучению и индивидуальному подходу.
Коррекция учебного плана происходит за счёт введения в вариативную часть дополнительных
предметов. Такая необходимость вызвана следующими факторами:
 Повышение качества образования;
 Приоритетными направлениями в образовательной политике;
 Удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и их родителей;
 Повышение качества знаний, умений и навыков обучающихся в различных областях
образования;
 Создание каждому обучающемуся условий для самоопределения, саморазвития и
самореализации.
Образовательная деятельность осуществляется в процессе учебной работы и внеурочных
мероприятий. Для ведения образовательного процесса установлены следующие формы
проведения занятий:
 Индивидуальные и групповые занятия;
 Самостоятельна (домашняя работа) обучающегося;
 Контрольные мероприятия, предусмотренные учебными планами и программами
(контрольные уроки, зачёты, экзамены, академические концерты, выставки и т.д.);
 Внеурочные классные мероприятия (посещение с преподавателем концертов, конкурсов,
выставок, классных собраний, творческие встречи и т.д.).
Внутренняя оценка качества образования в Школе обеспечивается системой управления, работой
методического совета, действующей системой контроля (текущей, промежуточной и итоговой
аттестации).

Качественный и количественный показатель реализации образовательных программ за
2023-2024 учебный год
Образовательная
область

Количество
учащихся

На
начало
года

Музыкальное
искусство
«Фортепиано»
«Народные
инструменты»
Баян
Аккордеон

Кол-во
выпуск
ников

3/25%
7/75%
3/14,3%
16/76,2%

2

1

_____
____

---------

----

___

3/14,3%
16/76,2%

1

На
конец
года

12

12

21

21

_
21

Количество учся, окончивших
уч.г. на «5» и на
«4 и 5», число%

__
21

Количество
выпускников,
планируемых
поступление
в
ВУЗы и СУЗы по
профил.

______

Гитара
«Хореографическ
ое творчество»
Изобразительное
искусство
Театральное
искусство

53

53

17/32% и
50/94,2%

4

1

34

34

11

11

19/62,5%
34/100%
нет1%
9/82%

1
-

------------

Сольное пение

6

6

3/50%
61/100%

2

-----

Синтезатор

3

3

1/33 %
3/100%

2

-----

Подготовительное
отделение

28

28

33/100%
33/100%

__

____

Итого

168

168

74/44%
154/91,6%

12

-

Вывод: Обучающиеся осваивают программы по видам искусств в соответствии с программными
требованиями в меру своих индивидуальных способностей.
Требования к уровню успеваемости обучающихся, утвержденное в муниципальном задании
( не менее 82%).
Качество знаний по школе – 91,6%, что по сравнению с муниципальным заданием выше на
8,6%.
Допустимое возможное отклонение 5%.

VI. Воспитательная работа
Воспитательная система – понятие емкое и многогранное, поэтому ее сложно заключить в
определенные рамки. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный
приоритет. Требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств.
Наша воспитательная система - это открытая система и поэтому в ее развитии большую роль играет
внешняя среда. Мы стремимся расширить воспитательную среду школы через организацию
сотрудничества с социокультурной средой.
Целостность воспитательной системы обеспечивает единый коллектив преподавателей, учеников и
родителей.
Цель - создание единого социально- культурного пространства для активной деятельности детей и
подростков через возрождение коллективных форм детского художественного творчества.
Задачи – сохранение школьных традиций;
- активное формирование ученического самоуправления;
- привлечение социума к сотрудничеству, партнерству;
- выявление и поддержка одаренных детей на всех этапах обучения;
- формирование особой творческой атмосферы, побуждая учащихся на активную деятельность;
- создание качественно нового культурно- образовательного пространства на основе сетевого
взаимодействия, интеграции с образовательными учреждениями.
Девиз: «Твори, расправив крылья»
Приоритетами воспитания являются: - создание условий для воспитания здоровой, свободной, духовнонравственной, творческой личности, способной к самообразованию, профессиональному
самоопределению и непрерывному личностному росту.
Воспитательный эффект возникает при условии, если ребенок ощутит практическую пользу и ценность
того, чем занимается.
Миссия – духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения;
- сохранение и воспитание интереса к российскому культурному наследию;
- полноценное и эффективное участие в общественной и профессиональной жизни в условиях
современного общества.
Виды деятельности - образовательная, творческая и культурно - просветительская
(от индивидуальных до коллективных).
Формы воспитывающей деятельности различны – это и классные концерты, тематические вечера,
викторины, выставки и т.д.
Творческая и культурно- просветительская деятельность направлена на развитие творческих
способностей учащихся, пропаганду среди различных слоев населения лучших достижений
отечественного и зарубежного искусства.
Творческая и культурно – просветительская деятельность в школе реализуется через посещение театров,
музеев, концертов. Такая деятельность является одной из успешных форм самореализации и
самосовершенствования обучающихся.
Вывод и рекомендации: - формирование и совершенствование механизма социокультурного
партнерства, содействующего успешной социализации детей;
- формирование стратегии и тактики собственной деятельности с детьми.
VII. Культурно-просветительская деятельность
Результативность воспитательной деятельности осуществляется действующими творческими
коллективами по видам искусств:

- ансамбль "Лада"
- ансамбль «Лада» (младшая группа)

- ансамбль «Диезики»
- театр мод "Вдохновение"
- Младший хор "Радуга"
- Старший хор "Мелодия"
- сводный хор «Серпантин»
- вокальный ансамбль «Конфетти»
- Кукольный театр "Карусель"
- ансамбль "Ритмика"
- ансамбль гитаристов «Гитарный островок»
- театральный коллектив «Театральный сундучок»
Благодаря активной и насыщенной культурно-просветительской деятельности, школа востребована
большими и маленькими жителями поселка, не только как очаг культуры, но и как источник новых
знаний, музыкальных и художественных впечатлений.
Благодаря общественному авторитету, обусловленному активной социально-культурной позиции
всего педагогического коллектива, школа сотрудничает с другими учреждениями поселка:
- со Старской средней общеобразовательной школой;
- с д/с «Тополек»;
- с поселковой библиотекой;
- с ДК.
Ежегодно в ДК школа искусств проводит на высоком профессиональном уровне отчетные
концерты, на которые приходят не только родители учащихся школы, но и жители поселка.
Творческие коллективы школы активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых на поселке
совместно с ДК.
Преподаватели и учащиеся школы активно помогают Старской СОШ в подготовке и проведении
различных мероприятий как внутришкольных, так и районных.
Школа постоянно сотрудничает с поселковой библиотекой в проведении музыкальнолитературных вечеров, держит тесную связь с детским садом в проведении концертно-развлекательных
программ.
Ежегодно в школе проводятся традиционные праздники и мероприятия: «День знаний»,
«Посвящение в первоклассники», «Неделя музыки и книги», «Масленица», новогодние утренники,
рождественские встречи, тематические выставки, тематические вечера, посвященные Дню учителя, Дню
матери, Дню защитника отечества, Международному дню музыки, 8 марта, «Вечер встречи
выпускников», а также концерты посвященные праздничным датам.
Большую роль по привлечению учащихся в дела школы, в проведении школьных мероприятий
играет Ученическое самоуправление – состоящее из самых активных учеников школы. Ученический
актив открывает возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело и
организовать его выполнение.
Показатель качества муниципальной услуги.
Выполнение муниципальной услуги за 2023-2024уч.год
Утверждено
Фактически
требования к
исполнено
Количество мероприятий
выполнению
разного уровня
муниципальной
услуги
65

65

Количество участников в
конкурсах, фестивалях и
других мероприятиях
разного уровня

168 чел.

168 чел.

Вывод: Воспитательная работа охватывает весь педагогический процесс и внеурочную
деятельность через активное социальное партнерство, творческое сотрудничество, традиционные
школьные мероприятия.
Рекомендации:
Обеспечение качественного культурно- образовательного пространства через
коллективных форм детского художественного творчества.

возрождение

VIII. Конкурсная деятельность
Участие в конкурсах, выставках, фестивалях, олимпиадах разного уровня, стимулирует творческий
рост, мотивирует на результат «успеха», развивает интерес к профессиональной деятельности,
способствует выявлению одаренных и талантливых детей.
Школа искусств п. Старь постоянно принимает активное участие в зональных, областных,
международных и всероссийских конкурсах, олимпиадах и выставках.
В 2023-2024 учебном году участвовали и стали победителями:

1. Карпутина Марьяна, Лауреат III степени, изобразительное искусство «Живопись»,
Международного конкурса изобразительного и декоративно-прикладного искусства "Палитра
природы» «ART Victory» г. Москва, преподаватель Цыганкова Елена Николаевн.
2. Хореографический ансамбль "Лада", Лауреат I степени, хореографическое искусство
«Хореографическое творчество»,
Международного конкурса хореографического искусства "Дыхание танца" «ART Victory»
г. Москва, преподаватель Самохина О.Т.
3. Хореографический ансамбль "Лада", Лауреат I степени, хореографическое искусство
«Хореографическое творчество», Международного конкурса, посвященного Великой
Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам!» «ART Victory» г. Москва,
преподаватель Самохина О.Т.
4. Вокальный ансамбль "Конфетти", Лауреат I степени, музыкальное искусство «Сольное
пение», Международного конкурса, посвященного Великой Отечественной войне «Поклонимся
великим тем годам!» «ART Victory» г. Москва, преподаватель Ильюшина О.М.
5. Тараканова Елизавета, Лауреат II степени, музыкальное искусство «Народные инструменты»,
Международного конкурса исполнителей на классической гитаре "Золотая струна" «ART
Victory» г. Москва, преподаватель Черкесова Е.Ю.
6. Капьёв Руслан, Сертификат участника, изобразительное искусство «Живопись»,
Всероссийского конкурса «Подвиг ваш, ленинградцы, бессмертен», посвященного 80-й
годовщине полного снятия блокады Ленинграда, г. Санкт-Петербург, преподаватель Цыганкова
Е.Н.
.

7. Лобкис Габриэлла, Диплом участника, изобразительное искусство «Живопись», III
Всероссийской выставки детского и юношеского художественного творчества, приуроченной к
115-летию со дня рождения Николая Носова, преподаватель Цыганкова Е.Н.
8. Хохлова Василиса, Лауреат I степени, Международного конкурса изобразительного
искусства "В ритме цвета» «ART Victory» г. Москва, преподаватель Цыганкова Елена
Николаевн.
9. Филина Мария, Лауреат I степени, Международного конкурса фортепианного искусства
«ART ROYAL» «ART Victory» г. Москва, преподаватель Горькая Татьяна Альбертовна.
10. II Брянский областной конкурс детского и юношеского изобразительного творчества
«Памятные места родного края», посвященный 80-й годовщине освобождения Брянщины от
немецко-фашистских захватчиков.
Капьёв Руслан, Сергунин Артем - Диплом участника
11. Балабанова Диана – Лауреат II степени IV Брянского областного фольклорного фестиваля
«Живая нить традиций», посвященного творчеству великого русского поэта А.К. Толстого,
преподаватель Цыганкова Елена Николаевн.
12. Хореографический ансамбль «Лада» - «Стилизованный народный танец» - Диплом II степени
III Брянского областного конкурса «Феерия танца», в рамках Десятилетия детства, преподаватель
Самохина О.Т.
13. Хореографический ансамбль «Лада» - «Эстрадный танец» - Диплом I степени III Брянского
областного конкурса «Феерия танца», в рамках Десятилетия детства, преподаватель Самохина
О.Т.
14. Вокальный ансамбль «Конфетти» - Диплом I степени
II Брянского областного вокального фестиваля – конкурса «Пою тебе, любимый край, всем
сердцем», преподаватель Ильюшина О.М.
15. Митюхина Дарья - Диплом I степени.
II Брянского областного вокального фестиваля – конкурса «Пою тебе, любимый край, всем
сердцем», преподаватель Ильюшина О.М.
16. Акименкова Мария – Диплом III степени Брянской открытой теоретической олимпиады по
музыкальной литературе «Мир сказки в русской музыке», посвященная творчеству Н.А.
Римского-Корсакова и М.И. Глинки. Преподаватель Самусева М.А.
17. Степанова Юлия – Диплом III степени Брянской открытой теоретической олимпиады по
музыкальной литературе «Мир сказки в русской музыке», посвященная творчеству Н.А.
Римского-Корсакова и М.И. Глинки. Преподаватель Самусева М.А.
18. Хореографический ансамбль «Лада»:
«Эстрадный танец» - Диплом III степени
VII Брянского открытого хореографического конкурса «Танцевальная страна», преподаватель
Самохина О.Т.
19. Хореографический ансамбль «Лада»: «Стилизованный танец» - Диплом III степени
VII Брянского открытого хореографического конкурса «Танцевальная страна», преподаватель
Самохина О.Т.

20. Степанова Юлия - Лауреата I степени
XIX Брянского областного открытого конкурса юных исполнителей «Современная музыка»,
посвящённого 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, преподаватель Горькая Т.А.
21. Степанова Юлия - Лауреата III степени,
Брянского областного музыкального конкурса исполнителей отечественной музыки «Брянский
колорит», преподаватель Горькая Т.А.
22. Тараканова Елизавета – Диплом I степени
Зональный конкурс юных исполнителей на классической гитаре, посвященный Десятилетию
детства.
23. Акименкова Мария - Лауреата II степени
Степанова Юлия - Лауреата III степени
Зональная теоретическая олимпиада по музыкальной литературе «Мир сказки в русской
музыке», посвященной творчеству Н.А. Римского-Корсакова и М.И. Глинки
24. Степанова Юлия - Лауреата II степени,
Внутришкольная теоретическая олимпиада по музыкальной литературе, посвященной
творчеству Н.А. Римского-Корсакова.
25. Школьный конкурс-фестиваль «Радуга талантов»:
Фортепиано:
Гран-при – Степанова Юлия, класс преподавателя Горькой Т. А.
Лауреат I степени – Акименкова Евгения, 3 класс преподавателя Горькой Т.А.
Лауреат I степени – Филина Мария, 8 класс преподавателя Горькой Т.А.
Лауреат I степени– Банный Иван (синтезатор), 4 класс преподавателя Горькой Т.А.
Лауреат II степени – Рыжонкова Мария, 2 класс преподавателя Горькой Т.А.
Лауреат II степени – Булгакова София, 6 класс преподавателя Горькой Т.А.
Лауреат II степени – Цуканова Октябрина,3 класс преподавателя Горькой Т.А.
Лауреат II степени – Ознобишина Полина, 5 класс преподавателя Ильюшиной О.М.
Диплом I степени – Фролова Кристина, 6 класс преподавателя Ильюшиной О.М.
Гитара:
Лауреат I степени – Булаев Тимофей, 2 класс преподавателя Черкесовой Е.Ю.
Лауреат I степени – Долгачёва Арина, 1 класс преподавателя Черкесовой Е.Ю.
Лауреат I степени – Евсеев Архип, 1 класс преподавателя Черкесовой Е.Ю.
Лауреат I степени – дуэт «Гитарный островок» Тараканова Елизавета и Хохлов Степан, 6 класс
преподавателя Черкесовой Е.Ю.
Лауреат III степени – Киреев Кирилл, 2 класс преподавателя Черкесовой Е.Ю.
Дипломант III степени – Купреева Юлия, 5 класс преподавателя Черкесовой Е.Ю.
Общее фортепиано, преподаватель Голичек В.Г.:
Лауреат I степени – Хандешина Виолетта,
Лауреат I степени – Никишина Екатерина,
Лауреат I степени – Фролова Кристина, преподаватель
Лауреат I степени – Аверина Иляна,
Лауреат II степени – Ерохина Карина,
Лауреат II степени – Дроздова Ксения,
Лауреат II степени – Хандешина Яна,
Лауреат III степени – Тараканова Елизавета,

Лауреат III степени – Шилина Анна
Диплом II степени – Михалева Маша.
Искусство театра:
Лауреат I степени – Милованова Милена, 1 класс преподавателя Цыганковой Е.Н.
Лауреат I степени – Милованова София, 1 класс преподавателя Цыганковой Е.Н.
Лауреат II степени – Юдина Ксения, 6 класс преподавателя Цыганковой Е.Н.
Лауреат II степени – Куничкин Тимур, 6 класс преподавателя Цыганковой Е.Н.
Лауреат III степени – Хохлов Кирилл, 3 класс преподавателя Цыганковой Е.Н.
Хореографическое творчество:
Лауреат I степени – танец «Вальс воспоминаний», старшая группа хореографического ансамбля
«Лада», руководитель Самохина О.Т.
Лауреат II степени – танец «Заплетися плетень», средняя группа хореографического ансамбля
«Лада», руководитель Самохина О.Т.
Лауреаты III степени – танец «Вальс цветов», младшая группа хореографического ансамбля
«Лада», руководитель Самохина О.Т.
Вокальное творчество:
Лауреат I степени – вокальный ансамбль «Конфетти», руководитель Ильюшина О.М.
Лауреат II степени – вокальный дуэт Дроздова Ксения и Денисенкова Софья, 6 класс
преподаватель Ильюшина О.М.
Лауреат III степени – Михалева Мария, 2 класс преподаватель Ильюшина О.М.
Школьная выставка – конкурс рисунков «Весна Победы», учащихся изобразительного
отделения, преподаватель Цыганкова Е.Н.
Лауреат I степени – Лобкис Габриэлла, 4 класс, Карпутина Марьяна, 2 класс
Лауреат II степени – Локтиков Александр, 1 класс, Васина Елизавета, 2 класс
Хохлова Варвара и Хохлова Василиса, 2 класс
Лауреат III степени – Цыганков Богдан, 5 класс
Школьная выставка – конкурс рисунков «Здоровая семья – счастливые дети» стали
победителями:
Лауреат I степени – Карпутина Марьяна, 2 класс, Цыганков Богдан, 5 класс
Лауреат II степени – Лобкис Габриэлла, 4 класс
Лауреат III степени – Хохлова Варвара и Хохлова Василиса, Начинкин Степан, 2 класс; Махова
Даша, 1 класс
В качественном и количественном показателях за 2023-2024 учебный год
Конкурсы

Количество
конкурсов

Количество
лауреатов

Количество
дипломантов

Количество
грамот за
участие
2

Всероссийский

2

-

-

Международные

6

28

-

-

Межрегиональный

-

-

-

-

Областные

7

3

59

2

Зональные

3

3

1

-

Школьные

4

87

2

-

Итого

22

121

62

4

Вывод:
Реализация индивидуальных способностей учащихся в различных по уровню конкурсах
(зональных, областных, международных) позволяет преподавателям отследить динамику
профессионального роста учащихся.
Рекомендации:
- преподавателям вести работу с конкурсантами, следуя индивидуальной траектории их развития,
совершенствуя уровень исполнительских возможностей;
- преподавателям добиваться более высоких результатов при подготовке к конкурсам, выходя за
рамки зональных и областных мероприятий.

IX. Кадровое обеспечение.
Кадровый потенциал школы выступает важным ресурсным обеспечением образовательной программы. В
школе сложился дружный и эффективный педагогический коллектив. Профессионализм и квалификация
педагогов позволяет успешно выполнять задачи по реализации образовательных программ, обеспечивать
качество образования обучающихся.
Общая численность педагогических работников на момент самообследования составляла
7 человек.
Штатные педагогические работники (без учета внешних) – 7 человек.- 100%.
Обеспеченность кадрами составило 100%, что соответствует нормам по оказанию муниципальных услуг.
Характеристика педагогического коллектива по образованию, квалификации
Кол-во
Педагогов
Внешние
всего
совместители
7

Образование
Высшее
профессиональные

Среднее
профессиональные

1/14,3%

6/85,7%

-

Уровень квалификации по результатам
аттестации
Высшая
Первая
категория
категория соответствие
6/85,7%

-

1/14,3%

Характеристика педагогического коллектива по стажу, возрасту
Кол-во
Педагогов

Стаж работы

Возраст

всего

Внешние
совместители

До 5
лет

От 6 до
10 лет

От 11
до 25
лет

Свыше
25 лет

До 35
лет

От 35 до
55 лет

От 55 до
65 лет

Свыше
65 лет

7

-

-

-

1/14,3%

6/85,7%

-

5/71,4%

1/14,3%

1/14,3%

Одной из главной особенности школы на протяжении всех лет существования является формирование
кадров. Средний возраст педагогического коллектива 54,8 лет.
Вывод: Показатель качества муниципальной услуги на отчетный период.

Утвержден уровень образования преподавателей (не менее 20%) иметь школе с высшим
образованием.
Фактически исполнено 14,3%.
Допустимое возможное отклонения 5%.
Утверждено в муниципальном задании наличие преподавателей, имеющих высшую
квалификационную категорию 30%.
Фактически исполнено с высшей квалификационной категорией в школе – 71,4%.
Допустимое (возможное) отклонение – 5%.
с соответствием – 2- 28,6%.
Награды

№

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Награды и звания
Благодарственное письмо Департамента культуры Брянской
области и Брянского областного учебно-методического центра
культуры и искусства коллективу МБУДО «ДШИ п. Старь»
Дятьковского района, Брянской области (директор Черкесова
Елена Юрьевна) за активное участие в мероприятиях,
посвященных 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной
войне. За вклад в дело духовно-нравственного воспитания
подрастающего поколения.
Благодарность Департамента культуры Брянской области и
Брянского областного учебно-методического центра культуры и
искусства коллективу МБУДО «ДШИ п. Старь» Дятьковского
района, Брянской области (директор Черкесова Елена Юрьевна)
за популяризацию детского творчества, выявлению и поддержки
юных исполнителей, активное участие в праздничном онлайнконцерте, посвященном Международному дню 8 марта.

Благодарственное письмо Департамента культуры
Брянской области и Брянского областного учебнометодического центра культуры и искусства коллективу
МБУДО «ДШИ п. Старь» Дятьковского района, Брянской
области (директор Черкесова Елена Юрьевна) за
организацию и проведение мероприятий, посвященных 80летию полного освобождения Ленинграда от фашистки
блокады.
Дипломом Департамента культуры Брянской области и
Брянского областного учебно-методического центра
культуры и искусства награждается коллектив МБУДО
«ДШИ п. Старь» Дятьковского района, Брянской области
(директор Черкесова Елена Юрьевна) за участие в акции,
посвященной 220-летию со дня рождения Ф.И. Тютчева.
Благодарность ГБУСЩ «Центра социальной помощи семье и
детям Дятьковского района» за оказание благотворительной
помощи в рамках акции «Добро без границ»
Почётной грамотой администрации Дятьковского района
награждается преподаватель МБУ ДО «ДШИ п. Старь» Голичек
В.Г. за многолетний труд, огромный личный вклад в
музыкально-художественное образование детей, преданность
профессии и в связи с 55-летием трудовой деятельности.

Количество

1

1

1

1

1

7.
Вывод и
рекомендации:
Созданы
условия для
работы в
команде
преподавателей
.
Мотивация на
профессиональ
ный рост.

X. Участие
в
мероприят
иях,
направленн
ых на
повышение
профессион
альной
компетенц
ии
преподават
елей 2023 -

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Почётной грамотой администрации Дятьковского района
награждается преподаватель МБУ ДО «ДШИ п. Старь»
Цыганкова Е.Н. за многолетний труд, большие творческие
успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Благодарственное письмо губернатора Брянской области
директору МБУ ДО «ДШИ п. Старь» Черкесовой Е.Ю. за
многолетний добросовестный труд, вклад в музыкальноэстетическое воспитание подрастающего поколения.
Благодарность
администрации
Дятьковского
района
заместителю директора по УВР, преподавателю теоретических
дисциплин МБУ ДО «ДШИ п. Старь» Самусевой М.А. за
многолетний труд, большие творческие успехи в обучении и
воспитании подрастающего поколения.
Почётной грамотой федерации профсоюзов Брянской области
награждается преподаватель МБУ ДО «ДШИ п. Старь»
Ильюшина О.М. за многолетнюю и активную работу в защите
прав и интересов членов профсоюза, верность и преданность
профсоюзу.
Дипломом Лауреата II степени VII Брянского областного
конкурса методических работ «К вершинам педагогического
мастерства» награждается преподаватель МБУ ДО «ДШИ п.
Старь» Самусевой М. А.
Дипломом Дипломанта VII Брянского областного конкурса
методических работ «К вершинам педагогического мастерства»
награждается преподаватель МБУ ДО «ДШИ п. Старь»
Черкесова Е.Ю.
Дипломом Лауреата I степени Международного конкурса
педагогического мастерства «Art Victory» награждается
преподаватель МБУ ДО «ДШИ п. Старь» Самусевой М. А.
Дипломом Лауреата II степени Международного конкурса
педагогического мастерства «Art Victory» награждается
преподаватель МБУ ДО «ДШИ п. Старь» Черкесова Е.Ю.

2024 учебный год.
Особое внимание уделяется в школе повышению профессиональной компетенции преподавателей как
фактору, способствующему формированию и совершенствованию преподавателя – профессионала.
В плане работы школы предусмотрен широкий спектр мероприятий, проводимых как внутри школы,
так и на уровне района и области, которые служат источниками повышения профессиональной
компетенции каждого преподавателя.
Преподаватели получают и постоянно пополняют свои знания, уделяя большое внимание изучению
передового опыта своих коллег.
В течение учебного года педагоги активно изучали опыт работы своих коллег. Они посещали уроки в
рамках предметных недель методических объединений, проводимых в школе в форме праздников,
концертов, вечеров, выставок, олимпиад, конкурсов. Также активно преподаватели учились мастерству у
ведущих специалистов школ искусств района, области, участвуя в работе мастер-классов, семинаровпрактикумов, в профессиональных конкурсах, совещаниях, конференциях разного уровня.
Одним из источников повышения профессиональной компетенции преподавателей служит подготовка
тематических материалов педсоветов по различным актуальным темам, участие в работе "Круглого
стола".
Тематические педсоветы 2023-24 учебного года были направлены на решение приоритетных задач,
обозначенных Программой развития школы, через педагогический поиск основных идей по
формированию личности педагога в современной школе.

Участие в педагогических советах, семинарах
№

Дата/ Место
проведения
1.

11.10.2023г.

2.

17.10.2023г.

3.
4.
5.

6.

7.

Наименование/
Уровень мероприятий
(школа, район, город, область)
Областное совещание руководителей

Ф.И.О.
преподавателя
Самусева М.А.

Областное совещание «Новый порядок аттестации
Черкесова Е.Ю
педагогических работников»
Самусева М.А.
20.10.2023г. Брянская областная конференция «Педагогические
Горькая Т.А.
инициативы», посвященная Сухомлинскому»
21.10.2023г Зональный методический доклад по обобщению опыта по
Цыганкова Е.Н
ИЗО г. Фокино.
.
Областной мастер-класс «Формирование и развитие
Горькая Т.А. с
25.10.2023г
исполнительских навыков учащихся в классе фортепиано» учащейся
с участием преподавателя Анастасии ГамалейСтепановой Ю.
Воскресенской, доцента кафедры специального фортепиано
Московской государственной консерватории им. П.И.
Чайковского
1-3.11.2023г
Всероссийский форум специалистов художественного
Преподаватели .
образования «Достояние России. Искусство и культура –
детям.»
. Областная конференция «Подведение итогов III
21.11.2023г.
Самохина О.Т.
Брянского областного хореографического конкурса
«Феерия танца»

8.

18.01.2024г.

Областной семинар-практикум
«Методические рекомендации по подготовке
представлению статистической информации».

9.

29.02.2-24г.

Областная научно-практическая конференция
Ильюшина О.М.
«Педагогические инициативы: «Современное
дополнительное образование: творчество, исполнительство,
педагогика»

10.

14.02.2024г.

Мастер-класс г. Дятьково «Контурная витражная роспись» Цыганкова Е.Н.

25.04.2024г.

Областная научно-практическая конференция
«Педагогические инициативы, посвященная 100-летию со
дня рождения Т.П. Николаевой.

11.

Самусева М.А.

Самусева М.А.

12. 03.11.2023г.

Педагогический совет: «Психологический комфорт в школе Черкесова Е.Ю.
– важное условие эффективности обучения и воспитания». Ильюшина О.М.

13. 30.12.2023г.

Педагогический совет: «Мотивация учебной деятельности
учащихся и обеспечение условий для ее развития»
Педагогический совет: «Методы воспитания и их
ценности»
Круглый стол: «Технологии на основе эффективности
управления и организации учебного процесса (технология
уровневой дифференциации)»

14. 29.03.2024г.
15. 17.04.2024г.

Самусева М.А.
Горькая Т.А.
Цыганкова Е.Н.
Самохина О.Т.
Самусева М.А.
Горькая Т.А.

Повышению профессиональной компетенции преподавателей способствует обучение на курсах
повышения квалификации, а также подготовка и прохождение аттестации.

В плане методической работы школы значительная часть отводится работе по формированию,
развитию, совершенствованию профессионального мастерства и квалификации преподавателей.
В школе сложилась система по формированию педагога-профессионала, в рамках которой
преподаватели получают и пополняют свои знания через участие в зональных и областных
конкурсах, семинарах, открытых уроках, мастер-классах, курсовой переподготовке, а также
совместных с детьми выездных посещениях концертов, дающих представление о работе коллег
других школ.
Педагог, как специалист, на пути к профессионализму обогащает свой опыт за счет личного
творческого вклада.
Преподаватели школы стремятся учиться, повышая свой профессиональный уровень, обучаясь на
курсах повышения квалификации.
Курсы повышения квалификации на базе ГБОУ ДПО (ПК) С «Брянский областной учебнометодический центр культуры и искусства в 2023 – 2024 учебном году прошли:

№
1.
2.
3.

Год, месяц.

Проблематика курсов

Ф. И. О.
преподавателя.

4-5.12.2023г.
КПК по «Актерское мастерство» (16 ч.)
Цыганкова Е.Н.
26-28.09.2023г. КПК по программе "Дирижирование" (16 ч.)
Ильюшина О.М.
Черкесова
Е.Ю.
5,6.02.2024г.
КПК по программе «Инструментальное
исполнительство», «Народные инструменты» (16 ч))

Вывод: преподаватели школы стремятся учиться, повышая свой профессиональный уровень, обучаясь на
курсах повышения квалификации.

XI. Методическое обеспечение образовательного процесса
Одной из важнейших задач работы нашей школы искусств является обеспечение качества
образовательной деятельности в современных условиях. Методическая работа в школе - это инструмент и
важнейшая часть педагогической работы, направленная на обеспечение выполнения данной задачи, в
которую входят стимулирование роста профессионального уровня каждого педагога, обновление
образовательной деятельности, укрепление учебно-методической базы образовательного процесса, что в
итоге положительно сказывается на качестве обучения детей. Она осуществляется в рамках сложившихся
традиционных форм, позволяет каждому преподавателю активно повышать свой профессиональный
уровень, обеспечивая тем самым рост качества обучения детей.

Формы методической работы в школе разнообразны:
-общешкольные: педагогический совет, методический совет, совещания при директоре и
заместителе директора по учебно-воспитательной работе, методическая копилка идей, круглый
стол, семинары-практикумы, ресурсы библиотечного фонда, интернет-ресурсы;
-групповые: методические совещания, педагогические чтения, открытые тематические уроки,
посещения уроков коллег, проведение мероприятий;
-индивидуальные: наставничество, консультации, собеседования, самообразование, предметные
недели, связь с кураторами учебных заведений культуры и искусства.
Управление методической работой осуществляется коллегиально. Коллегиальным органом
управления является Методический совет, порядок работы которого определяется
разработанным и утвержденным Положением о Методическом совете школы.
К компетенции Методического совета школы относится:
-организация разработки и реализации планов и программ учебно-методической деятельности
школы;

-проведение экспертизы программно-методических требований, нормативных документов,
определяющих учебно-методическую деятельность школы;
-осуществление перспективного и оперативного управления экспериментальной, внедренческой
деятельностью педагогического коллектива по обновлению содержания и форм образовательного
процесса в школе;
-поддержка и развитие опытно-экспериментальной работы преподавателей;
-организация работы по повышению педагогического мастерства и профессиональной
компетенции педагогов;
-обеспечение участия преподавателей в конкурсах профессионального мастерства;
-выявление, обобщение, представление, распространение положительного опыта деятельности
преподавателей как внутри школы, так и за ее пределами.
Ориентиром для осуществления методической работы школы служит Программа развития школы на
2021-2026 годы: «Мир творчества и таланта». Программа направлена на поэтапное развитие и повышение
эффективности всех основных составляющих: образовательной, культурно - творческой, воспитательной
деятельности учреждения. В ней обозначены стратегия и тактика развития нашего учреждения,
приоритетные направления деятельности, четко определены цели и задачи каждого этапа методической
работы.
В 2023 – 2024 учебном году методическая работа в школе осуществлялась в рамках второго этапа
Программы развития школы, который был направлен на изучение проблемы управления и организации
учебного процесса.
Преподавателями проведена работа по утвержденной на 2023-24 учебный год единой методической теме:
«Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технология
уровневой дифференциации)» в рамках которой преподаватели вели активный поиск и выявление
наиболее эффективных образовательных технологий, методов обучения, педагогических приемов и форм
организации уроков.
Освоение второго этапа Программы развития школы осуществлялось через следующие виды
деятельности:
-Участие в работе и подготовке педагогического коллектива в тематических педсоветах, семинарах,
открытых уроках, мастер-классах, предметных неделях.
-Обобщение опыта по самообразованию и повышению педагогического мастерства.
-Совершенствование методического обеспечения учебного процесса посредством внедрения
дидактических средств, эффективных форм и методов обучения, повышающих качество обучения.
-Работу с молодыми и вновь прибывшими специалистами.
-Диагностику.

Особое место в методической деятельности преподавателей школы занимает самообразование,
которое является одним из эффективных средств повышения уровня профессиональной
компетенции наших преподавателей. В процессе самообразовательной деятельности, знания
преподавателей обогащаются новыми педагогическими находками, которые преподаватели
апробируют на практике в работе с обучающимися, что в целом влияет на улучшение качества
проводимых занятий.
Работа по самообразованию осуществляется по плану. Преподаватели самостоятельно
целенаправленно выбирают и изучают актуальные для них темы, концентрируя свое внимание
на решении существующих для них проблем.

На основе изученных в рамках самообразования методических материалов и их апробирования на
практике, преподаватели создают собственные методические разработки, которые рассматриваются на
заседаниях МО, «Круглом столе», а «методическая копилка» школы пополняется методическими
разработками по изученным темам.
Например, в этом учебном году завершена работа по теме: «Работа над произведением в хоре». В
результате методическая копилка школы пополнилась методическими рекомендациями по данной теме.

Подготовка преподавателями образовательных, методических и аналитических материалов к
запланированным тематическим педагогическим советам школы также является одной из форм
самообразования, которая играет немаловажную роль в формировании преподавателяпрофессионала. Тематика педагогических советов тесно связана с единой методической темой
школы, которая утверждается на каждый новый учебный год.
Одним из направлений и важной составляющей методической работы в школе является
инновационная деятельность, которая предполагает изучение и внедрение современных
инновационных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Работа преподавателей в данном направлении стимулирует совершенствование собственной
деятельности, а также создает условия, повышающие мотивацию обучающихся к более
глубокому изучению предметов.
В 2023-24 учебном году внимание инновационной методической деятельности преподавателей
было направлено на изучение и внедрение технологии уровневой дифференциации, благодаря
которой создаются условия для большей заинтересованности обучающихся в знаниях учебного
предмета.
Наблюдения над инновационной деятельностью преподавателей, ведутся в рамках предметных
недель. Формы проведения предметных недель разнообразны. Это открытые уроки с
определённой тематикой; внеклассные мероприятия по профилю; выставки; олимпиады;
конкурсы.
С целью выявления лучших результатов по изучению и применению преподавателями инноваций в
учебном процессе, проведен мониторинг, итоги которого подведены на заседании «Круглого стола».
Анализ работы по внедрению современных технологий в учебный процесс показал, что каждый
преподаватель создает благоприятные условия для обеспечения успешного развития и обучения детей,
используя в своей практике инновационные технологии, опирающиеся на учет индивидуальных
возможностей обучающихся.
Опыт преподавателей школы изучается, обобщается и рекомендуется для участия в Брянском областном
конкурсе методических работ «К вершинам педагогического мастерства».
В 2023-24 учебном году апробированный и обобщенный опыт работы преподавателей Черкесовой Е.Ю.,
Самусевой М.А. был представлен на областном педагогическом конкурсе "К вершинам педагогического
мастерства". Работы преподавателей были оценены компетентным жюри и отмечены Дипломами:
Победителя (Черкесова Е.Ю) и Лауреат 2 степени (Самусева М.А.).
Также преподаватели делятся положительным опытом своей работы, принимая участие с собственными
методическими наработками в педагогических семинарах, конференциях на различных педагогических
платформах. Можно отметить выступление преподавателя Ильюшиной О.М. на областной научнопрактической конференции «Педагогические инициативы: «Современное дополнительное образование:
творчество, исполнительство», а также публикацию методических рекомендаций преподавателя: «Работа
над произведением в хоре» в сборнике "Педагогические инициативы" г.Брянск.

Позитивные тенденции:
-В школе созданы необходимые условия для успешной самореализации всех участников
образовательного процесса.
-Активная педагогическая позиция каждого преподавателя, способствует созданию лучших условий для
развития потенциала каждого обучающегося в школе.
Проблемы:

Недостаточно методических разработок по современным технологиям, способствующим
формированию у обучающихся устойчивого интереса к освоению предметов.
Решение:
Преподавателям продолжить работу по поиску и внедрению новых педагогических технологий,
эффективных форм и методов обучения, обеспечивающих качественное образование детей.

Выводы:
-Выполнение стоящих перед педагогическим коллективом задач успешно осуществлены в процессе
слаженной совместной деятельности педагогического коллектива.
-Четко выстроенная планомерная методическая работа школы позволяет преподавателям идти в ногу со
временем, что, в итоге, способствует успешному выполнению стоящих перед коллективом задач по
улучшению качества обучения.

XII. Учебно-методическое, библиотечно-информационное обеспечение.
Для качественного учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения в
Школе функционирует библиотека.
Библиотека ориентирована на полноценное обеспечение
учебного процесса.
Информационное обеспечение – необходимое условие эффективности
организации учебного процесса по всем дисциплинам учебного плана. Основным источником
учебной информации является учебная, нотная и учебно-методическая литература, которой
располагает Школа.
Имеются также в Учреждении современные периодические издания.
Ведется строгий учет всей литературы, которая фиксируется в инвентарной книге.
Большое внимание уделяется в Школе проблемам, связанным с информатизацией образования и
вопросами внедрения новых информационных технологий в учебный процесс.
Создана единая информационная система учебного заведения, основными направлениями
которой
являются:
- планирование учебного процесса, формирование учебного плана, расчет учебной нагрузки;
пользование
учебными
и
учебно-методическими
пособиями;
- создан сайт Школы, который входит в единый портал сайтов учреждения дополнительного
образования для информатизации образовательного процесса и внедрения новых
образовательных технологий.
Библиотека располагает следующим фондом:
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Сборники
Фортепиано
Гитара
Аккордеон
Баян
Домра
Синтезатор
Оркестр
Хоровые сборники

Количество
экземпляров.
765
284
81
183
33
8
20
297

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
18.
19.

Сольфеджио
Музыкальная литература
Изобразительное искусство
Хореографическое искусство
Прикладное искусство
Театральное искусство
Подготовительное обделение
Методическая литература
Итого
Видеодиски
Аудиодиски

286
129
52
52
33
15
19
192
2447
106
50

Выводы и рекомендации:
1. Для качественного образования учащихся и ведение учебного процесса комплектация
библиотечного фонда в Школе обеспечивается достаточно: на одного учащегося приходится
16 сборников.
2. Продолжать пополнение и обновление библиотечного фонда новыми современными
изданиями.
XIII. Материально-техническая база.
МБУ
ДО
«ДШИ
п.Старь»
располагается
в
двух
помещениях:
2,
- одноэтажное здание общей площадью 410,5 м расположено по адресу: п.Старь, ул. Ленина,
д.10 котором находятся отделения: музыкальное исполнительство, хореографическое искусство,
подготовительное отделение.
В школе созданы условия для успешного обучения детей: 8 учебных классов, в том числе
кабинет директора и зам. Директора по УВР, актовый зал на 50 посадочных мест, раздевалка для
учащихся отделения «хореографическое искусство», материальный склад для хранения
музыкальных инструментов и костюмов, кабинет по делопроизводству, холл, библиотека,
раздевалка.
По адресу ул. Рябка д.10 кв.2. расположено структурное подразделение общей площадью 59,9 м 2,
в котором находятся 4 учебных класса для отделений изобразительного и театрального искусств.
Все кабинеты светлые, уютные, много цветов, оснащены необходимой мебелью, обеспечены
учебно-наглядными пособиями, нотной литературой, техническими средствами обучения.
Имеются разрешения органов государственного противопожарного надзора и государственного
санитарно-эпидемиологического надзора на все используемые площади.
Кабинеты и классы оснащены пожарной сигнализацией. Электрооборудование имеет
технический отчет испытания электрооборудования, которые соответствуют нормам. Школа
оснащена энергосберегающими светильниками, обеспечена первичными средствами
пожаротушения согласно нормам.
В Школе есть копировально-множительная аппаратура, которая позволяет оперативно
тиражировать учебно-методическую литературу.
Учреждение
укомплектовано
музыкальными
инструментами:
фортепиано («Десна», Лирика», « Николай Рубинштейн») ,электронное пианино Yamaha
«ARIUS»,
синтезатор
«Casio»,
рабочая
станция
Yamaxa
классическими гитарами «Alhambra» и Yamaha , аккордеонами («WeltmisteR», «Березка»),
Так же в школе есть технические средства:
активный микшерный пульт Force MX-82
акустическая система «Rack-12» ,

аудиомагнитола BBK BX? 110V – 2 шт.
радиосистема Iwvotone (радиомикрофоны) – 1 шт.
магнитола PHILIPS – 1 шт.
магнитола NOVEX – 1 шт.
магнитофон PHILIPS – 1 шт.
магнитофон LG- 1 шт.
динамический микрофон SHURE – 2 шт.
двухголосная акустическая система (колонки) – 2 шт.
компьютер в сборе INTEL с выходом в интернет
системный блок Pentium – 1 шт.
ноутбук HP Compag – 1 шт.
ноутбук Lenovo – 1 шт.
Проектор Epson EB – S62 – 1 шт.
Телевизор ЖК Samsung 32 – 1 шт.
Телевизор AVEST – 1 шт.
Телевизор Daewoo KR – 29 S 7 slim – 1 шт.
МФУ Xerox Phanser 3100 – 1 шт.
МФУ Brother ДСР – L 2500 - 1 шт.
Принтер Canon Laser SHOTLBR – 1120 – 1 шт.
Принтер струйный Epson цветной – 1 шт.
Факс Panasonik KXFP – 1 шт.
Магнитола Dexp Q120
Видеопроектор мультимедийный DVPM Epson EB-x500
микроволновая печь, кулер, водонагреватели – 2 шт. THER MEX M10 - OPRO
Для танцевальных коллективов хореографического искусства имеется костюмерный фонд –
концертные костюмы.
Детская школе искусств располагает мультимедийной техникой для развития сети пунктов
общественного доступа к информации государственным и муниципальным услугам,
предоставляемым в электронной форме:
-многофункциональное устройство: принтер, сканер, копир МФУ Brother ДСР – L 2500
-персональные компьютеры с акустической системой и выходом в интернет;
-телефакс;
- экран для проектора;
- портативная аудиосистема,
- ученический стол – 9 шт.,
- составляющие детали для процессора.
Для обеспечения безопасности в школе установлена видеокамера.
Приобретено:
Костюмы для хореографического отделения – 8 шт.
Парик Деда Мороза – 1 шт.
Выводы и рекомендации:
Школа, для осуществления образовательной деятельности, располагает необходимыми
учебными классами, музыкальными инструментами, специальным оборудованием, костюмерным
фондом, обеспечивающими качественную подготовку обучающихся.
Для качественной подготовки к конкурсам и работы с учащимися необходимо приобретение
новых музыкальных инструментов. Устаревший фонд музыкальных инструментов требует
замены:

№
Название инструмента
1. Фортепиано:
9 шт.
1 шт.
1шт.
2. Гитара:
3 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
3. Аккордеон:
2 шт.
4. Баян:
1 шт.
1шт.

Общие

Устаревшие в %
100%
14,5%
21,2%
100%
31,9%
39,9%
43,2%
16%
100%
100%
66,1%

выводы:

Анализ организационно- правового обеспечения образовательной деятельности показал, что для
реализации образовательной деятельности в МБУ ДО «ДШИ п.Старь» имеется в наличии
нормативная и организационно-распорядительная документация, которая соответствует
действующему законодательству, нормативным положениям в системе дополнительного
образования и Уставу.
Структура МБУ ДО «ДШИ п.Старь» и система управления соответствует нормативным
требованиям.
Учреждение динамично развивается.
Все образовательные программы,
реализуемые в МБУ ДО «ДШИ п.Старь» соответствуют лицензии на право ведения
образовательной деятельности.
Оценка степени освоения обучающимися дисциплин учебных планов образовательных программ
подтвердила объективность полученных результатов и достаточный уровень знаний
обучающихся.
Выпускники МБУ ДО «ДШИ п.Старь» обучаются в СУЗ- ах и ВУЗ –ах в области культуры и
искусства.
Повышение квалификации носит системный характер, охватывает весь преподавательский
состав, регламентирует необходимыми документами.
МБУ ДО «ДШИ п.Старь» располагает необходимой материально- технической базой.
Рекомендации:
По итогам самообследования следует продолжить работу по:
- овладению преподавателями теорией и практикой использования современных
педагогических технологий как средств успешного обучения;
- углублению и расширению значимого поля через активно- творческую, коллективноиндивидуальную деятельность;
- осмыслению преподавателями собственной деятельности через обновление содержания
образования, программно-методическое обеспечение;

- совершенствованию качества подготовки обучающихся.
Приложение № 5
Утверждены
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 10 декабря 2013 г. № 1324
ПОКАЗАТЕЛИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИЕТЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ П.СТАРЬ»
ДЯТЬКОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОДЛЕЖАЩЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЮ
за 2022 – 2023 учебный год

N
п/п

Показатели

1.

Образовательная деятельность

1.1

Общая численность учащихся, в том числе:

168

1.1.1

Детей дошкольного возраста (4 - 5 лет)

28

1.1.2

Детей младшего школьного возраста (6 - 10 лет)

65

1.1.3

Детей среднего школьного возраста (11 - 14 лет)

69

1.1.4

Детей старшего школьного возраста (15 - 17 лет)

6

Единица
измерения

1.2

Численность учащихся, обучающихся по образовательным программам по
договорам об оказании платных образовательных услуг

НЕТ

1.3

Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся в 2-х и
более объединениях (отделениях), в общей численности учащихся

31 / 18,4 %

1.4

Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным
программам, направленным на работу с детьми с особыми потребностями в
образовании, в общей численности учащихся, в том числе:

1.4.1

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья

НЕТ

1.4.2

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей

НЕТ

1.4.3

Дети-мигранты

НЕТ

1.5

Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся учебноисследовательской, проектной деятельностью, в общей численности учащихся

НЕТ

1.6

Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в
массовых мероприятиях (конкурсы), в общей численности учащихся, в том
числе:

1.6.1

На муниципальном уровне (школьные + зональные)

89/52,9%

1.6.2

На региональном уровне (областные)

64/38,1%

1.6.3

На всероссийском, международном уровне

30/17,8 %

1.7

Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и призеров
массовых мероприятий (конкурсы), в общей численности учащихся, в том
числе:

1.7.1

На муниципальном уровне (школьные + зональные)

89/52,9%

1.7.2

На региональном уровне (областные)

62/36,1%

1.7.3

На всероссийском, международном уровне

28/16,6%

1.8

Количество массовых
организацией, в том числе:

мероприятий,

проведенных

1.8.1

На муниципальном уровне (школа, район)

1.8.2

На региональном уровне

1.9

Общая численность педагогических работников

образовательной

65
НЕТ
7

1.10

Численность/удельный вес численности педагогических работников,
имеющих высшее образование, в общей численности педагогических
работников

1 / 14,3 %

1.11

Численность/удельный вес численности педагогических работников,
имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в
общей численности педагогических работников

1 / 14,3 %

1.12

Численность/удельный вес численности педагогических работников,
имеющих среднее профессиональное образование, в общей численности
педагогических работников

6 / 85,7 %

1.13

Численность/удельный вес численности педагогических работников,
имеющих
среднее
профессиональное
образование
педагогической
направленности (профиля), в общей численности педагогических работников

6 / 85,7 %

1.14

Численность/удельный вес численности педагогических работников,
которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в
общей численности педагогических работников, в том числе:

1.14.1

Высшая

5 / 71,4%

1.14.2

Первая

НЕТ

1.15

1.15.1

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей
численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых
составляет:
До 5 лет

человек/%

НЕТ

1.15.2

Свыше 30 лет

4/ 57,1 %

1.16

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей
численности педагогических работников в возрасте до 30 лет

НЕТ

1.17

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей
численности педагогических работников в возрасте от 55 лет

2/28,6 %

1.18

Численность/удельный вес численности педагогических и административнохозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение
квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической
деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации
деятельности

6 / 85,7%

1.19

Численность/удельный вес численности специалистов, обеспечивающих
методическую деятельность образовательной организации, в общей
численности сотрудников образовательной организации

7/100%

1.20

Количество публикаций, подготовленных педагогическими работниками
образовательной организации:

1.20.1

За 3 года

1.20.2

За отчетный период

2.
2.1
2.2

3
2

Инфраструктура
Количество компьютеров в расчете на одного учащегося

НЕТ

Количество помещений для осуществления образовательной деятельности, в
том числе:

единиц

2.2.1

Учебный класс

2.2.2

Лаборатория

НЕТ

2.2.3

Мастерская

НЕТ

2.2.4

Танцевальный класс

2.2.5

Спортивный зал

НЕТ

2.2.6

Бассейн

НЕТ

2.3

12

1

Количество помещений для организации досуговой деятельности учащихся,
в том числе:

2.3.1

Актовый зал

2.3.2

Концертный зал

НЕТ

2.3.3

Игровое помещение

НЕТ

Наличие загородных оздоровительных лагерей, баз отдыха

НЕТ

2.4
2.5

Наличие в образовательной
документооборота

1

организации

системы

электронного

да

2.6
2.6.1

Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или
использования переносных компьютеров

НЕТ
НЕТ

2.6.2

С медиатекой

НЕТ

2.6.3

Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов

НЕТ

2.6.4

2.6.5

2.7

С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении
библиотеки
С контролируемой распечаткой бумажных материалов
Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена
возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в
общей численности учащихся

НЕТ
НЕТ
НЕТ

Уровень развитая инфраструктуры школы позволяет вести учебный процесс на современном уровне.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».