образовательного процесса и разрабатывать на этой основе
предложения по распространению педагогического опыта и устранять
негативные тенденции;
анализировать результаты реализации приказов, распоряжений по
школе;
оказывать методическую помощь педагогическим работникам в
процессе контроля.
3. Содержание контроля.
выполнение Закона РФ «Об образовании»;
соблюдение конституционных прав граждан на образование и
социальные гарантии участников образовательного процесса;
использование методического обеспечения в образовательном
процессе;
реализации утверждённых образовательных программ и учебных
планов, соблюдение утверждённых учебных графиков;
ведение школьной документации: классные журналы, планы, дневники
учащихся;
уровень знаний, умений и навыков учащихся, качество знаний;
соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных
локальных актов школы;
соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой
аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости;
работа творческих групп, методических объединений, библиотеки;
охрана труда и здоровья участников образовательного процесса;
исполнение коллективных решений, нормативных актов;
контроль за состоянием УМК;
выполнение требований санитарных правил;
Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых и
оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ:
в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с
утвержденным
планом-графиком,
который
обеспечивает
периодичность и исключает не рациональное дублирование в
организации проверок. Он доводится до членов педагогического
коллектива в начале учебного года;
в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления
фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях
обучающихся и их родителей,
других граждан, организации,
урегулирование конфликтных ситуаций в отношениях между
участниками образовательного процесса;
в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учёт, обработку
и анализ информации об организации и результатах образовательного
процесса для эффективного решения задач управления качеством
образования (результаты образовательной деятельности, состояние
здоровья обучающихся, выполнение режимных моментов, де
2
исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение,
диагностика педагогического мастерства;
в виде административной работы осуществляется директором школы
или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью
проверки успешности обучения в рамках текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
5. Виды ВШК (по содержанию):
тематический (глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса,
одного направления деятельности в практике работы коллектива,
подразделения, группы, одного учителя или классного руководителя);
фронтальный или комплексный (всестороннее изучение коллектива,
группы или одного учителя по двум или более направлениям
деятельности).
6. Формы ВШК:
персональный (имеет место, как при тематическом, так и при
фронтальном виде контроля);
классно-обобщающий ( при тематическом и фронтальном контроле);
тематически-обобщающий (при тематическом контроле);
предметно-обобщающий (при тематическом контроле и фронтальном
контроле);
комплексно-обобщающий (при фронтальном контроле).
7. Организация.
7.1. Составление единого плана ВШК во всех звеньях образовательного
процесса;
7.2. На основании единого плана ВШК составляется месячный план
работы, где указываются конкретные формы, цели, виды, объект, сроки и
продолжительность контроля.
7.3. Проверка состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит
из следующих этапов:
определение цели проверки;
выбор объектов проверки;
составление плана-задания проверки;
ИМС (инструктивно-методическое совещание);
выбор форм и методов контроля;
констатация фактического состояния дел;
объективная оценка этого состояния;
выводы, вытекающие из оценки;
рекомендации
или
предложения
по
совершенствованию
образовательно-воспитательного процесса или устранение недостатков;
определение сроков для ликвидации недостатков или повторный
контроль.
7.4. Контроль осуществляет директор школы, или по его поручению
заместители по учебно-воспитательной работе, или созданная для этих целей
комиссия.
3
7.5. В качестве экспертов к участию в контроле могут привлекаться
сторонние (компетентные) отдельные специалисты.
7.6. Директор издает приказ о сроках и цели предстоящей проверки,
устанавливает срок представления итоговых материалов и плана-задания,
которые определяют вопросы конкретной проверки и должны обеспечить
достаточную информированность и сравнимость результатов контроля для
подготовки итоговой справки.
7.7. Продолжительность тематических и комплексных проверок не
должна превышать 10 дней с посещением не менее 5 уроков, занятий и
других мероприятий.
7.8. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию,
изучать документацию, относящуюся к предмету контроля.
При
проведении
планового
контроля
не
требуется
дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны
сроки контроля.
7.9. В экстренных случаях директор и его заместители по учебновоспитательной работе могут посещать уроки учителей без предварительного
предупреждения.
7.10. Основаниями для проведения контроля могут быть:
заявление педагогического работника на аттестацию;
плановый контроль;
проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в
области образования;
7.11. Результаты проверки оформляются в виде аналитической справки,
в которой указывается:
цель контроля;
сроки;
состав комиссии;
какая работа проведена в процессе проверки (посещены уроки,
проведены контрольные работы, собеседования, просмотрена
школьная документация и т.д.);
дата и подпись исполнителя.
7.12. Проверяемый педагогический работник имеет право:
знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями
администрации;
обратиться в конфликтную комиссию школы или вышестоящие органы
управления образованием при несогласии с результатами контроля.
7.13. По итогам контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а
также с учётом реального положения дел:
проводятся заседания педагогического или методического советов,
совещание при директоре (СД), методических объединений школы
М/О;
4
результаты проверок учитываются при проведении аттестации
педагогических работников.
7.14. Директор школы по результатам контроля принимает решения:
об издании соответствующего приказа;
об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным
органом;
о проведении повторного контроля с привлечением определенных
экспертов;
о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;
о поощрении работников;
иные решения в пределах своей компетенции.
8. Персональный контроль.
8.1.
Персональный контроль предполагает изучение и анализ
педагогической деятельности отдельного учителя.
8.2. В ходе персонального контроля комиссия изучает соответствие
уровня компетентности работника требованиям к его квалификации,
профессионализму и продуктивности:
уровень знаний основ теории педагогики, психологии и возрастной
физиологии;
соответствие
содержания
обучения
базовому
компоненту
преподаваемого предмета, современной методике обучения и
воспитания;
умение использовать в практической деятельности широкий набор
методов, приемов и средств обучения; элементарные методы и
средства
педагогической
диагностики;
основные
формы
дифференциации контингента обучающихся; основные методы
формирования и развития познавательной и коммуникативной
культуры обучающихся;
уровень владения учителем педагогическими технологиями, наиболее
эффективными формами, методами и приемами обучения;
уровень подготовки учащихся;
сохранение контингента учащихся.
8.3. При оценке деятельности учителя учитывается:
выполнение образовательных программ в полном объеме;
уровень знаний, умений и навыков учащихся;
степень самостоятельности учащихся;
дифференцированный и индивидуальный подход к учащимися;
совместная деятельность учителя и ученика;
наличие положительного эмоционального микроклимата;
умение отбирать содержание учебного материала;
способность к анализу педагогических ситуаций;
умение корректировать свою деятельность, обобщать свой опыт.
5
8.4. При осуществлении персонального контроля комиссия имеет
право:
знакомиться с документацией в соответствии с должностными
обязанностями учителя (тематическим планированием, поурочными
планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся,
протоколами родительских собраний, планами воспитательной
работы);
изучать практическую деятельность педагогических работников школы
через посещения и анализ уроков, внеклассных мероприятий;
анализировать статистические данные о результатах педагогической
деятельности (контрольные работы, срезы знаний и т.д.);
анализировать результаты методической работы учителя;
выявлять результаты участия обучающихся на олимпиадах, конкурсах,
выставках и т.д.;
организовывать социологические, психологические, педагогические
исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей,
учителей;
делать выводы и принимать управленческие решения.
9. Тематический контроль.
9.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам
деятельности школы.
9.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы
индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения
перегрузки учащихся, уровень сформированности общеучебных умений и
навыков, активизации познавательной деятельности обучающихся и другие
вопросы.
9.3. тематический контроль направлен не только на изучение
фактического изучения дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в
существенную практику технологий развивающего обучения, новых форм и
методов работы, опыта мастеров педагогического труда.
развития школы, проблемно-ориентированным анализом работы школы по
итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в
городе, регионе, стране.
9.5. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с
темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с
планом работы школы.
9.6. В ходе тематического контроля:
Проводятся
тематические
исследования
(анкетирование,
тестирование);
Осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного
руководителя,
учащихся;
посещение
уроков,
внеклассных
мероприятий, занятий кружков и секций; анализ школьной
документации.
9.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде
заключения или справки.
6
9.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами
тематического контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при
директоре или заместителей директора по УВР, заседаниях методических
объединений.
9.9. По результатам тематического контроля принимаются меры,
направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и
повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.
9.10. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут
быть оформлены одним документом.
10. Классно-обобщающий контроль.
10.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном
классе.
10.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение
информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в том или ином
классе.
10.3. В ходе контроля изучается весь комплекс учебно-воспитательной
работы в отдельном классе:
деятельность всех учителей;
включение учащихся в познавательную деятельность;
привитие интереса к знаниям;
уровень знаний, умений и навыков учащихся; школьная документация;
стимулирование потребностей в самообразовании, самоанализе,
самосовершенствовании, самоопределении;
сотрудничество учителя и учащихся;
выполнение учебных программ (теоретической и практической части);
владение учителем новыми педагогическими технологиями при
организации обучения;
дифференциация и индивидуализация обучения;
работа с родителями учащихся;
социально-психологический климат в классном коллективе.
10.4. Классы для проведения контроля определяются по результатам
анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.
10.5. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся
совещания при директоре или на педагогическом совете, классных часах,
родительских собраниях.
Положение разработала
Е.Ю. Черкесова, зам. директора по УВР
Согласовано:
Профгруппорг
О.М. Ильюшина
«____»______________20____г.
7