прогр сольное пение

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
« Детская школа искусств п.Старь»
Дятьковского района Брянской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
«СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ»

Разработчик: О.М.Ильюшина
преподаватель высшей
квалификационной категории
МБУ ДО «ДШИ п.Старь»

п. Старь.
2019

1

«Рассмотрено»
Методическим советом
МБУ ДО «ДШИ п.Старь»
Протокол №__________________

«Утверждаю»
Директор В.Г.Голичек
Приказ №__________________
______________________

Принято
Педагогическим советом
Протокол №____
От «____»______________20___г.

2

Структура программы учебного предмета
I.
-

II.

Пояснительная записка
Характеристикаучебногопредмета,егоместоирольвобразовате
льномпроцессе;
Цели и задачи учебного предмета;
Срок реализации учебного предмета;
Объемучебноговремени,предусмотренныйучебнымпланомобразоват
ельногоучреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета.

Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам.

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки.

V.

Методическое обеспечение учебногопроцесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы.

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Методическая литература
- Учебная литература.

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Сольное пение » разработана на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ, а также с
учетом многолетнего педагогического опыта в области обучения вокалу в детских
школах искусств.
Цели изадачи образовательной программы
Цель предмета «Сольное пение» заключается в выявлении и реализации
творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовнонравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства, а также
формирование у детей устойчивого интереса к вокальному искусству, развитие голоса и
певческих способностей ребёнка ,развитие музыкально-художественного вкуса на основе
полученных знаний, умений и навыков в области вокального исполнительства.
Задачи обучения:
Обучающие

овладение
элементарными
умениями
и
навыками
вокального
исполнительства;

освоение музыкальной грамоты, как средства выразительности для
музыкального исполнительства, в процессе изучения вокальной музыки;

обретение сценического и творческого опыта;

обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом.
Развивающие

развитие природных вокальных данных учащихся;

развитие музыкальных способностей: слуха, музыкальной памяти, чувства
метро-ритма;

развитие чувства вкуса, оценочного музыкального мышления;

развитие устойчивого интереса к вокально-исполнительской культуре.
Воспитательные

воспитание навыков организации и самоорганизации работы на уроках и
дома;

воспитание чувства самоконтроля;

воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении
поставленных целей;

воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное
искусство различных национальных традиций, стилей, эпох;

духовно-нравственное воспитание посредством музыки;

освоение музыкальной грамоты, как средства выразительности для
музыкального исполнительства, в процессе изучения вокальной музыки;

обретение сценического и творческого опыта;

обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом.
Срок реализации учебного предмета «Сольное пение» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в возрасте 7–16лет, составляет 4 г о д а .
Для достижения положительных результатов обучения необходимы:
•
здоровый голосовой аппарат и отсутствие речевых дефектов;
•
наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных: певческий
4

голос, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма.

Объем учебного времени и виды учебной работы
Учебный план ОП «Сольное пение» содержит следующие предметные области:
- учебные предметы исполнительской подготовки;
- учебные предметы теоретической подготовки;
- учебные предметы по выбору
Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по
годам обучения, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному
предмету. Общий объем аудиторной нагрузки учащихся не превышает 6 часов в неделю:
«Основы музыкального исполнительства» - 2 часа;
«Вокальный ансамбль» - 1час;
«Занимательное сольфеджио» - 1 час;
«Слушание музыки»- в 4 классе - 1 час;
«Фортепиано»- в 3 классе – 1 час, в 4 классе – 0.5 часа
Комплекс предметов, представленный учебным планом, неделим, так как структура
и содержание учебных планов ориентирована на выявление и реализацию способностей
ребёнка на всех этапах его обучения.
Учебный график в школе построен по принципу графиков общеобразовательных
школ: учебный год делится на четверти с обязательным отдыхом детей (каникулы) от
учебных занятий между четвертями.

Структура программы учебного предмета
Программа содержит необходимые для организации занятийпараметры:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного наосвоение учебного
предмета;
• распределение учебного материала по годамобучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета (в видетематического
плана);
• требования к уровню подготовкиучащихся;
• формы и методы контроля, системаоценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задачпредмета используются
следующие методыобучения:
•
словесный (рассказ, беседа,объяснение);
•
объяснительно-иллюстративный;
•
репродуктивный (исполнение учащимися упражненийи произведений по
образцупреподавателя);
•
фонетический (воздействие на голос посредством подбораупражнений,
включающих в себя сочетание определенных звуков, для решения тех илииных проблем
обучающихся);
5

•

«концентрический» метод М.И.Глинки (развитие голоса отпримарных тонов,
наиболее удобных для воспроизведения, с постепеннымрасширением диапазона вверх и
вниз).
•
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Методы должны применяться в соответствии с индивидуальными возрастными
особенностями обучающихся.
Необходимо следовать также основным педагогическим
принципам:
постепенности,
доступности,
результативности,
сознательности
,принципам
индивидуального подхода и единства вокально-технического и художественного развития
учащихся.
Результатом освоения общеразвивающей ОП «Сольное пение» по 4-х летнему курсу
обучения, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
в области исполнительской подготовки:
- навыков исполнения вокальных
музыкальных произведений (сольное
пение,
коллективное исполнение);
- умение использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и
стилей;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях творческой и культурнопросветительской деятельности образовательной организации.
в области теоретической подготовки:
- первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
- знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих
композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области
музыкального искусства);
- первичных знаний основ музыкальной грамоты;
- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
Учебные предметы исполнительской подготовки:
1. Основы музыкального исполнительства (сольное пение)
- наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
– сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий
использовать многообразные возможности вокального искусства для достижения
наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать
репертуар из музыкальных произведений различных стилей, направлений, жанров и форм;
– знание вокального репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в
соответствии с программными требованиями;
– знание характерных особенностей эстрадной манеры пения;
– знание профессиональной терминологии;
– умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
– навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
– навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники
исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
6

– наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике
разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими
трудностями;
– наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического,
тембрового слуха;
– наличие навыков репетиционно- концертной работы в качестве солиста.

2. Вокальный ансамбль
- развитие интереса у учащихся к музыкальному искусству в целом;
- реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков, приобретенных в классе
по вокалу;
- приобретение особых навыков вокального исполнительства в музыкальном коллективе
(ансамбль);
- развитие навыка чтения нот с листа;
- развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;
- знание репертуара для ансамбля.
Учебные предметы теоретической подготовки
1. Занимательное сольфеджио:
– сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у
обучающегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма, художественного
вкуса, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в
том числе:
– знание профессиональной музыкальной терминологии;
– умение сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры, записывать
музыкальные диктанты средней трудности;
– навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись
по слуху и т.п.).
2. Слушание музыки:
- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры,
духовно-нравственном развитии человека;
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно
программным требованиям;
- навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы,
стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых
особенностей;
- знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного
музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного,
театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления,
жанры;
- знание профессиональной музыкальной терминологии;
- сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального
произведения;
7

- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и
свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Учебный предмет по выбору
«Фортепиано»
- наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
- овладение основными навыками игры на фортепиано в меру своих способностей
- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- наличие умений по чтению с листа
- наличие музыкальной памяти, мелодического, тембрового слуха;
- вовлечение учащегося в область художественного творчества, выявление его
индивидуальных способностей.
Учебный план ОП «Сольное пение» направлен на:
- создание комфортной образовательной среды на основе индивидуальной работы с
учащимися;
-создание благоприятных условий для организации образовательного процесса;
-создание реальных условий эффективного развития и обучения детей, обладающих
способностями для дальнейшего получения эстетического образования.
Важная специфика образовательного процесса в школе – его практикоориентированная направленность по видам деятельности:
- учебно-исполнительская;
- учебно-теоретическая;
- творческая (креативная);
- культурно-просветительская.
Данные виды деятельности обучающихся в школе могут быть основой как учебных
занятий, так и внеклассных мероприятий.
Результат образовательного процесса – выпускник детской школы искусств – личность,
реализующая свой целевой выбор в области деятельности или знания, в уровне её
освоения и личностного развития.
Оценка уровня знаний, умений, навыков обучающихся определяется локальным актом
Положением о системе оценок, форм, порядка и периодичности текущего контроля,
промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников,
утверждённым приказом директора на основании решения педагогического совета, с
учётом рабочих учебных планов, образовательных программ.
Материально-технические условия реализациипрограммы

Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда;

Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не
менее 9 кв.м., хорошую звукоизоляцию, освещение и хорошо проветриваться.

Учебные классы для занятий вокалом оснащаются хорошо настроенным
роялем или пианино, в классе необходимо иметь зеркало;

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными
изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

8

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Годовые требования
Учебная программа по предмету «Сольное пение» рассчитана на 4 года. В
распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и
последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся
применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у
учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с нотной
грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.
Годовые требования содержат два варианта примерных исполнительских
программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей,
интересов учащихся.
Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может
разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных
требований.
Раздел учебного
предмета

Дидактические единицы

Примерное
содержание
самостоятельной
работы

Формы текущего
контроля

1 класс
Формирование
исполнительско
й техники.

• Строение голосового аппаратаи гигиена

голоса.Положение корпуса и головы
впении.
• Формирование основных певческих
ощущений и навыков. Специфика
певческого дыхания.
• Формирование общих
музыкальныхпредставлений: культура
звука
и речи.
• Работа наддикцией, скороговорки,
вокальные упражнения.
Работа над
Навыки по использованию музыкальнохудожественным исполнительских средств
произведением.
выразительности (работа над нюансами,
фразировкой).
Прослеживание связи между
художественной и технической
сторонами изучаемого произведения.

Работа над
дыханием.Работа
наддикцией,
скороговорки,
вокальные
упражнения.

Академический
концерт в I и
IIполугодии

2 класс

9

Формирование
исполнительско
й техники.

• Укреплениедыхательной мускулатуры.

Активизациявсего певческого
аппарата.
• Начало работы надкантиленой: legato,
гибкостьмузыкальной
фразировки,развитие
мелодическойлинии.
• Активная подача текстаи эмоциональная
открытостьв пении (безфорсирования).
• Расширениедиапазона. Ровность
звучания наразных гласных.
Работа над
Навыки по использованию музыкальнохудожественным исполнительских средств
произведением.
выразительности.
Стилистическиеособенности
зарубежного репертуара.
3 класс
Формирование
• Укрепление навыка формирования
исполнительско
высокой позиции, стабилизацияопоры.
й техники.
• Расширение рабочегодиапазона;
• Дальнейшееразвитие кантилены.
• Большее разнообразие темповв
упражнениях ипроизведениях.
• Гибкость в применении
динамическихоттенков.
Работа над
• Стилистическиеособенности
художественным исполняемыхпроизведений.
произведением.
• Изучение новыхмузыкальных форм
итерминологии.
• Работа над развитием образав
куплетнойформе.

Формирование
исполнительско
й техники.

4 класс
• Изучение новыхмузыкальных форм
итерминологии.
• Продолжение работынад
вокальнойартикуляцией, ровностью
звучаниягласных.
• Дальнейшее развитиенавыка активной
работы дыханияи соединения
егосостальнымиэлементами
вокальнойтехники.

Закрепление знаний,
полученных на
уроке.

Академический
концерт в I и
IIполугодии

Закрепление знаний,
полученных на
уроке. Выучивание
нотного и
поэтического текста
наизусть

Академический
концерт в I и
IIполугодии

Работа над
художественным
образом.

Закрепление знаний,
полученных на
уроке.

Академический
концерт в I и
IIполугодии

10

Работа над
Навыки по использованию музыкальнохудожественным исполнительских средств
произведением.
выразительности, выполнению анализа
исполняемых произведений, владению
различными видами техники
исполнительства, использованию
художественно оправданных
технических приемов.

Выучивание нотного
и поэтического
текста
наизусть.Работа над
художественным
образом.

Требования к промежуточной аттестации
Класс

1

Форма промежуточной
аттестации/ Требования
Академический концерт в
первом полугодии

Академический концерт во
втором полугодии

Академический концерт в
первом полугодии

2

Содержание промежуточной аттестации.
Примеры программ переводного экзамена:
1вариант
1. Ф. Абт Вокализ №1
2. А. Аренский «Расскажи,мотылек»
3. Русская народная песня «Не летай, соловей»
(обр. А.Егорова)
2вариант
1. Ф.Абт Вокализ №3
2. Р. Паулс, сл.О.Петерсон «Соннаяпесенка»
3. Русская народная песня «Ходила младешенька»
обр. Н.Римского- Корсакова
1вариант
1. Н.Ваккаи «Гамма»
2. Крылатов Е.«Колыбельная Медведицы»
3. Русская народная песня «Сеяли девушки яровой
хмель» обр. А. Лядова
2 вариант
1. Н.Ваккаи «Терции»
2. Ц. Кюи«Белка»
3. Норвежская народная песня«Пер-музыкант», обр.
неизвестногоавтора
1вариант
1. Ф. Абт Вокализ №4
2. БетховенЛ.В.«Малиновка»
3. В.Калинников, слова народные «Киска»
2вариант
1. Н.Ваккаи «Квинты»
2. ГайднЙ. «Старый добрыйклавесин»
3. Русская народная песня «Вставала ранёшенько»,
обр. А. Гурилёва

11

Академический концерт во
втором полугодии

1вариант
1. Н.Ладухин Вокализ №18
2. А.Гречанинов, сл. А. Блока«Вербочки»
3. Е.Птичкин, М.Пляцковский «Мы живем в гостях
у лета»
2вариант
1. Ф. Абт Вокализ №5
2. Ц. Кюи«Петух»
3. И. Хрисаниди «Посидимв тишине»

Академический концерт в
первом полугодии

1вариант
1. Ф. Абт Вокализ №7
2. В.А. Моцарт «Тоска повесне»
3. Русская народная песня «Как пошли наши
подружки», обр. С.Иорданского
2вариант
1. Г. Зейдлер Вокализ №1
2. Р. Шуман «Пестрыймотылек»
3. Русская народная песня, обр.С.Полонского «Как
в лесу-лесочке»

3
1. Академический концерт во

втором полугодии

Академический концерт в
первом полугодии

1вариант
1. Дж.Конконе Вокализ № 3
2. Э. Григ «Лесная песнь»
3. В. Ребиков «Поздняявесна»
2 вариант
1. Г. Зейдлер Вокализ №4
2. В. Моцарт «Детские игры»
3. А. Аренский «Спи, дитямоё, усни»
1вариант
1. Ф. АбтВокализ №10
2. Й.Гайдн «К дружбе»
3. Я. Дубравин «Песня о земной красоте»
2 вариант
1. Н. Ладухин Вокализ № 40
2. И.Брамс «Колыбельная»
3. Б. Чайковский «Песенка часов»из музыки к
сказке«Оловянный солдатик»

4

1. Академический концерт во
2. втором полугодии

1 вариант
1. Дж.Конконе Вокализ №5
2. А.Тома, сл. К.Ушинского «Вечерняя песня»
3. Греческая народная песня, обр. Ж.Металлиди
«Колечко»
2 вариант
1. Н.Ладухин Вокализ №26
2. А. Варламов «Горные вершины»
3. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль
я», обр. А.Лядова

12

Академический концерт в
первом полугодии

1вариант
1. Н.Ладухин Вокализ № 19
2. Яковлев М. «Зимний вечер»
3. Французская народная песня, обр. Ж.Векерлена

«Кадэ Руссель»
2вариант
1. Н. Ваккаи Вокализ «Полутоны»
2. А. Варламов «Горные вершины»
3. Итальянская народная песня, обр. В.Мельо

5

«Счастливая»
Академический концерт во
втором полугодии

1вариант
1. Дж.Конконе Вокализ №8
2. И.С. Бах «За рекою старыйдом»
3. Швейцарская народнаяпесня«Кукушка», обр.
Р.Гунда
2вариант
1. Г.Зейдлер Вокализ № 5
2. Ф. Шуберт «Полева розочка»
3. Русская народная песня, обр. М.Балакирева «Уж

Академический концерт в
первом полугодии

ты поле мое»

1вариант
1. Г. Зейдлер Вокализ № 6
2. П. Чайковский, сл. А. Плещеева «Осень»
3. Русская народная песня «Как у наших у ворот»
2вариант
1. И. Вилинская. Вокализ №2
2. Ж.Паизиелло Ария Мельничихи
3. Русская народная песня «Я на камушке сижу»

6

Академический концерт во
втором полугодии

1вариант
1. Ф. Шуберт «Напеврыбака»
2. Ц. Кюи «Весенняя песенка»
3. Тирольская народнаяпесня «Охотник», обр. В .
Сибирского
2вариант
1. Ж. Перголези «Ах, зачем я нелужайка»
2. П. Чайковский «На берегу»(из цикла «16 песен
для детей»)
3. Немецкая народная песня«Спящая красавица»,
обр. И. Брамса

Академический концерт в
первом полугодии

7

1вариант
1. Р. Шуман«Подснежник»
2. М. Глинка «Жаворонок»
3. А. Журбин, П.Синявский «Планета детства»
2вариант
1. Ф.Шопен «Желание»
2. Ю. Чичков «Роднаяпесенка»
3. Английская народнаяпесня«Майская
хороводная»,обр. неизвестногоавтора

13

Академический концерт во
втором полугодии

1вариант
1. В. Моцарт «О, цитра ты моя»
2. А. Гурилев, сл.А.Полежаева «Сарафанчик»
3. Г. Струве, сл.С.Есенина «Черемуха»
4. Русская народная песня «Как пойду я на быструю
речку»
2вариант
1. Ш.Гуно Романс Зибеля из оп. «Фауст»
2. Ф. Шуберт, сл. Х.Шубарта «Форель»
3. А. Алябьев, сл.А.Дельвига «И я выйду на
крылечко»
4. Неаполитанская народная песня «Санта-Лючия»

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащийся к окончанию обучения должен научиться исполнять произведения
различные по стилю и характеру, русских современных и зарубежных композиторов,
народные песни.
Учащийся должен приобрести следующие навыки:

комплекс знаний, умений и навыков, позволяющийисполнять музыкальные
произведения разных академических стилей ижанров, отражающий наличие у
обучающегося относительно развитого певческого голоса и художественноговкуса;

элементарные основы голосоведения, певческого дыхания; владение
основами legato, nonlegato, staccato, чистотой интонации; естественность тембра;

отчетливая дикция при осознанном формировании согласных и гласных
звуков;

знание художественно-исполнительских возможностейголоса
академическогопевца;

знание наиболее употребляемой музыкальнойтерминологии;
 навыки по выполнению разных видов элементарногоанализа исполняемых
произведений и использованию определенныхсредств музыкальной выразительности и
технических приемов длятворческого воплощения композиторского замысла;
 навыки репетиционной работы, корректногообщения сдругими солистами,
преподавателями и концертмейстерами, сценического поведенияи концертных
выступлений в качествесолиста.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Оценка качества работы учащихся по «Общему вокалу» предполагаетвсе виды
контроля: текущий контроль успеваемости, промежуточную иитоговую аттестацию.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на
ответственную
подготовку
домашнего
задания,
правильную
организацию
самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер.
Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках
достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения
14

заданий и т. п. Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без
присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая
публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная
отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем
протяжении обучения.
Промежуточная аттестация в виде академических концертов позволяет оценить
динамику развития каждого из обучающихся, а также успешность освоения программы
наразных этапах обучения. Все формы промежуточной аттестации предполагают
выставление дифференцированной оценки и обязательное методическое обсуждение.
Итоговая аттестация в виде экзамена (в 4 классе) определяет конечный результат
освоения программы. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями.
Исполнение программы по предмету «Общий вокал»
оценивается по пятибалльной системе по следующим параметрам:
• чистота интонации;
• качество звучания (красота певческого тона);
• активность и правильность работы дыхания и артикуляционных мышц;
• дикция;
• музыкальность (умение выстраивать музыкальную фразу ивсе мелодическое
развитие в пределах данной музыкальной формы,гармоничность
взаимодействия вокальной партии с аккомпанементом — ансамбльс
концертмейстером);
• соответствиестилю;
• осмысленность и выразительностьисполнения.
Эти параметры учитываются и при промежуточной аттестации, в соответствии с
возможностями каждого этапа развития учащегося и его голоса.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом концертеили экзамене
выставляется оценка по пятибалльнойсистеме:

Оценка
5(«отлично»)

Критерии оценки выступления

1. Выразительное исполнение программы, соответствующей
степени сложности, с учетом года обучения и
индивидуальных возможностей.
2. Отличное знание текста.
3. Точность интонации, свободное владение певческим
аппаратом, хорошая опора на дыхание, грамотное управление
регистрами голоса, использование необходимых технических
приемов для создания художественного образа.
4. Соответствие стилям исполняемых произведений.

4(«хорошо»)

1. Соответствие исполняемыхпроизведений программным
требованиям ивозможностям обучающегося.
Грамотное исполнение с наличиемнекоторых технических
недочетов(незначительные интонационные
погрешности,недостатки дикции, артикуляции, недостаточная
опорана дыхание и общая координация вработе.

2. Недостаточно убедительноевоплощение образов
исполняемыхпроизведений, стилистические неточности.
15

3(«удовлетворительно»)

2(«неудовлетворительно»)

«зачет» (безотметки)

1. Программа не соответствует году обучения(с учетом
возможностей и предыдущейдинамики
развитияобучающегося).
2. Недостаточное знаниетекста.
3. Значительныевокально-технические проблемы,
недостаточно свободныйпевческий аппарат.
4. Маловыразительное, формальноеисполнение, характер
произведений не выявлен.Низкий художественный
уровеньисполнения.
1. Исполнение с большим количествомошибок.
2. Комплекс существенныхнедостатков,
являющихсяследствиемнерегулярного посещения
аудиторных занятий и отсутствиясамостоятельнойработы.
Достаточный уровень технической подготовкии
художественной интерпретации текста приисполнении,
соответствующийпрограммным требованиям на данном
этапеобучения.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации
Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих
способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные
особенности
ребенка
позволяют
следующие
методы
дифференциации
и
индивидуализации:
•
разработка педагогом заданий различной трудности и объема;
•
разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных
заданий;
•
вариативность темпа освоения учебного материала;
•
индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей применения принципов индивидуализации при объяснении
материала является актуальность полученных учениками знаний. Важно вспомнить
именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе
освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной
информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может
оказать преподаватель посредством показа на инструменте.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому
создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие
музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того,
насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так
же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на
успешность развития ученика.
Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным
урокам, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности,
являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с
творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.
16

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в
каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над
репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые
произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для
показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание
индивидуального учебного плана учащегося.
На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений
классической и современной музыки, опыт сольного и ансамблевого музицирования.
Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в
исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и
навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и
возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых
навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики
публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
Вцеляхпрофилактикизаболеванийголосовыхскладок,сохраненияи развития голоса
ребенка, в классе академического пения с самогоначала занятий нельзя допускать
натурального голосообразования у детей,которое базируется на речевой артикуляции
гласных при резонированииглотки.
Необходимо учитывать тот фактор, что сила голоса и яркостьтембра, как правило,
появляются не сразу. Для достижения полноты звучаниядолжны усиленно работать
дыхание и резонаторы, найдена координация вработе певческого аппарата, для чего
требуется определенное время. Привокальной работе с детьми громкость не может быть
определяющим
фактором
воценке
звучания.Нужноработатьнадосвобождениемотсуществующихзажимови
формировать
правильные рефлексы в доступной на данном этапединамической палитре.
Приступив к работе с голосом, чтобы обеспечить возможности дляего
полноценного развития, надо постепенно расширять диапазон,развивая головнойрегистр.
В работе с детским голосом наиболее предпочтительноприменение смешанного
голосообразования, или микста: использованиенатуральных регистров (головного или
грудного) возможно в отдельных случаях, ноне должно быть эталоном при формировании
тембра. Необходимо понимать,что длительная работа голосовых складок в грудном
режиме ограничиваетдиапазон голоса, тормозит его развитие и может привести к
деградации, вплоть до потери способности петь.
Необходимо работать над полетностью голоса,обусловленной использованием
микста и свободой голосообразования (так какобразование высокой певческойформанты
невозможно
при
наличии
зажимов).Нужно
учитывать,чтоголоса,обладающиеполетностью,заполняютзалслегкостью, не вынуждая
певца предпринимать чрезмерных усилий; при этом вмаленьких помещениях такие голоса
часто не производят сильного впечатления икажутся невзрачными (следовательно,
оценивать результаты обучения лучшев акустических условияхзала).
Педагог должен работать над развитием вокального слуха имышления,
сознательным
формированием
певческих
ощущений
у
обучающихся(опоры,
высокойпозиции,возвратногодыхательногоимпульса,направленности иприкрытия звука и
т.д.).
Нужно прививать учащимся культуру звука, а также представлениео музыкальной
фразе, требуя музыкально осмысленного и выразительногопения и не допуская пустого
перебора звуков разной высоты, помня опринципе единства художественного и
техническогоразвития.
Необходимо развивать у учеников образное мышление, помогатьим разбираться в
сути исполняемых произведений, петь эмоционально.Творческое развитие обогащает
внутренний мир ребенка, помогает емусамоопределиться как личности.
17

Подбирая дидактический материал, надо помнить про принцип индивидуального
подхода. Объясняя детям, как устроен певческий аппарат и как он должен
функционировать, необходимо делать это в доступной для детского восприятия форме,
использовать образные сравнения, не перегружать объяснение терминологией. В
противном случае эффект от такого объяснения будет исключительно негативный. В этом
вопросе также необходимо исходить из индивидуальных особенностей обучающихся.
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
С учетом специфики предмета (необходимости контроля над певческим процессом
со стороны преподавателя, особенно на первом этапе обучения) при планировании
самостоятельной домашней работы учащихся методически целесообразней направить их
по пути разбора и разучивания произведений не голосом, а посредством проигрывания на
фортепиано. На заключительном этапе обучения желательно играть всю партитуру, а в 1 –
2 классах можно ограничиться вокальной партией. Начинать разбор можно с ритмического
рисунка (прохлопывая егов ладоши), впоследствии соединив его с текстом. Разбор и
выучивание поэтического текста является другой важной частью домашнего задания.
Проговаривание текста в ритме и характере произведения является действенным методом
в процессе подготовки к уроку. При таком подходе к домашней работе меньше вероятность
негативного результата, когда самостоятельные занятия (а именно — пение без контроля)
вредят процессу постановки голоса, и в классе приходится исправлять приобретенные
дома дефекты голосообразования.
Нельзя
переоценить
пользу,
которую
приносит
слушание
записей
профессиональных исполнителей, с обязательным методическим бсуждением,
привлечением внимания ученика к ключевым моментам.
Не менее полезным является также совместное посещение концертов вокального
искусства, гала-концертов различных конкурсов. На этих концертах учащиеся могут
услышать выступления наиболее одаренных и хорошо подготовленных учащихся
музыкальных школ, успехи которых стимулируют их собственное дальнейшее развитие.
Большое значение для развития, обучения и воспитания учащихся имеют
тематические общешкольные концерты учащихся и преподавателей: таким образом,
осуществляется преемственность в концертно-исполнительской деятельности, воспитание
уважения к традициям и патриотическое воспитание учащихся, прививается культура
поведения, как на сцене, так и в зрительном зале.

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. — М.: Музгиз, 1952.
2. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной методологии. — М.:Музгиз, 1929.
3. Варламов А.Е. Полная школа пения: Учебное пособие. СПб.: Лань;2008.
4. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса. Полное собр. соч. Т. 11.Н.Н.
Загорный. Л.: Госмузиздат, 1963.

18

5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. — Ростов.Д: Феникс,
2006.
6. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.М.: Музыка, 2007. — 368с., нот,ил.
7. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Мирмедицины.СПб.: Лань, 2000
8. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. М., Л.: Музгиз, 1939.
9. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. М.: 2002.
10. Назаренко И.К. Искусство пения.М.: Музыка, 1968.
11. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детейв общеобразовательной школе.
Л.: Музыка, 1972.
12. Работнов Л.Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов.Л.: Медгиз, 1932.
13. Садовников В. Орфоэпия в пении. М.: Музгиз, 1958
14. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992.
15. Чаплин В.Л. Физиологические основы формирования певческого голосав аспекте
регистровой приспособляемости. М.: Информ Бюро, 2009
16. Юшманов В.И. Вокальная техника и еѐ парадоксы. СПб.: Деан, 2001.
17. Яковлева А.С. Искусство пения: Исследовательские очерки.Материалы. Статьи. М.:
Информ Бюро, 2007.
Репертуарныесборники
1. Композиторы-классики детям. Сост. Н. Гродзенская. М.: Музыка,1979.
2. Песни композиторов-классиков для детей. Хрестоматия. Сост.К. Котельников. − СПб.:
Союз художников, 2010.
3. Сборник произведений для учащихся начальных вокальных классовДМШ
(от7до12лет).Человеческийголоскакмузыкальныйинструмент.Вып.4.Сост. Шевелева
Е.И., Ретюнских О.И. − М.: «Композитор»,2008.
4. Хрестоматия для начального обучения сольному пению. Сост.СмелковаТ.Д. М.:
Музыкальный клондайк,2008.
5. Д. Кабалевский – юным исполнителям. Избранные песни для детей.М.: Музыка,2004.
6. Альбом вокалиста. Романсы и песни русских и зарубежныхкомпозиторов. Для учащихся
с ограниченным диапазоном голоса. Часть 1. // Сост. СергеевБ.А.СПб.: 2009.
7. Альбом вокалиста. Романсы и песни русских и зарубежныхкомпозиторов. Для учащихся
с ограниченным диапазоном голоса. Часть 2.Сост.СергеевБ.А.СПб.:2011.
8. Вокальный репертуар в музыкальной школе. Вып.1. Зарубежнаявокальная музыка XVIII
века. Сост. В. Беляева. − М.: Мир и Музыка,1998.
9. Вокальный репертуар в музыкальной школе. Вып. 2. Вокальная миниатюрав творчестве
романтиков. // Сост. В. Беляева. − М.: Мир и Музыка,1998.
10. Вокальный репертуар в музыкальной школе. Вып. 3. Песни иромансы
русскихкомпозиторовXIXвека.Сост.В.Беляева.М.:«МириМузыка», 1998.
11. Вокальный репертуар в музыкальной школе. Вып. 4. Песни иромансы зарубежных
композиторов XX века. Сост. В. Беляева. М.: Мир иМузыка, 1998.
12. Вокальный репертуар в музыкальной школе. Вып. 5. Песни иромансы отечественных
композиторов XX века. Сост. В. Беляева.М.: Мир иМузыка, 1998.
13. Вокальный репертуар в музыкальной школе. Вокальная музыканародов мира. Сост. В.
Беляева. − М.: Мир и Музыка,1998.
14. Милькович Е.А. Систематизированный вокально-педагогическийрепертуар.Для высоких
и средних голосов. − М.: Музыка,2008.
15. Йозеф Гайдн юношеству. Избранные песни и романсы для среднего голосав
сопровождении фортепиано. // Сост. Сергеев Б.А. − СПб.:2013.
16. Людвиг Ван Бетховен Избранные песни и романсы для среднего голосав сопровождении
фортепиано. Сост. Сергеев Б.А. − СПб.: Союзхудожников, 2013.
17. Роберт Шуман. Избранные песни для голоса. − М.: Музыка,2005.
19

18. ЭдвардГриг Избранные песни и романсы для среднего голосав
сопровождениифортепиано.Сост.СергеевБ.А.−СПб.:Союзхудожников, 2012.
19. Русские романсы XIX века. Тетрадь 1 и 2. Для среднего голосав сопровождении
фортепиано. − СПб.: Союз художников.
20. П.Чайковский юношеству. Избранные песни для среднего голосав сопровождении
фортепиано. Сост. Сергеев Б.А. − СПб.: Союзхудожников, 2005.
21. Русские народные песни. Сост. К. Котельников. СПб.2013.
22. Народные песни. Тетради 1 и 2.Сост. Т.Петрова. – М.: Музыка,2003.
23. Русские народные песни. СПб.:Композитор.
24. Любимые русские народные песни. Сост. В. Жаров. М.: Музыка,1989.
25. Русские народные песни. Сост. Т. Антипова. М.: Золотое Руно,2005.
26. Абт Ф. Вокализы. В тональностях для высоких и низких голосов.Вып. 3. Подред.
Шевелевой Е.И.М.: Композитор,2006.
27. Ладухин Н.М. Вокализы. − М.: Классика-XXI,2004.
28. Ваккаи Н. Практический метод итальянского камерного пения.Принципы постановки
голоса. − 2-е изд., испр. − СПб., М., Краснодар: Лань,Планета музыки,2013.
29. Зейдлер Г., Лютген Б. Вокализы. Хрестоматиявокально-педагогического репертуара.
Человеческий голос как музыкальный инструмент./ Подред. Шевелевой Е.И.М.:
Композитор,1998.
30. Вилинская И.Н. Вокализы для среднего голоса всопровождении фортепиано. СПб.:
Композитор,2005.
Дополнительная методическаялитература
1. Аспелунд Д.Л. Основные вопросы вокально-речевой культуры. М.: Музгиз, 1933
2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса: учебное пособие. М.: МПГИ им.
В.И. Ленина, 1983.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детскомвозрасте: психологический очерк:
книга для учителей. М.: Просвещение, 1991.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.
5. Дмитриев Л.Б. В классе профессора М.Э.Донец-Тессейр. Овоспитании легких женских
голосов.М.: Музыка, 1974.
6. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие.М.: Кимос-Ард, 1997.
7. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей.Музыкальные способности.
М.: Таланты-XXI век, 2004
8. Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели. Л.: Музыка, 1972.
9. ЛевидовИ.И.Певческийголосвздоровомибольномсостоянии.Л.: Искусство, 1939.
10. Малинина Е.М. Смена голоса у мальчиков и девочек в переходномвозрасте. Воспитание и
охрана детского голоса. ред. В.А. Багадурова. М.:АПН РСФСР, 1953
11. Малинина Е.М. Вокальное воспитание школьников в возрастном аспекте
12. Музехольд А. Акустика и механика человеческого голосового органа / пер.с нем. Э.К.
Розенова. М.: 1925.
13. Ниссен-Саломан Г. Полная школа пения. Спб.: Изд. Бесселя,
14. Панофка Г. Искусство пения: теория и практика для всех голосов /под общей ред. Е.Н.
Артемьевой, пер. с итал. Р.Н. Арской. М.: Музыка, 1968.
15. Станиславский К.С. Работа актера над ролью: материалы к книге.Собр. соч. Т. 4. М.:
Искусство, 1957.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».