слушание муз.

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств п.Старь»
Брянской области
Дятьковского района

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
«СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ», «СИНТЕЗАТОР»
Предметная область
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
примерная программа по учебному предмету
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Разработчик: М.А. Самусева,
преподаватель высшей
квалификационной категории
МБУ ДО «ДШИ п.Старь»

2019

«Рассмотрено»
Методическим советом
МБУ ДО «ДШИ п.Старь»
Протокол №__________________
Принято
Педагогическим советом
Протокол №____
От «____»______________20___г.

«Утверждаю»
Директор В.Г.Голичек
Приказ №__________________
______________________

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Учебно-тематический план
III. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования. Содержание разделов;
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
V. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Требования к промежуточной аттестации;
- Критерии оценки;
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
VII. Материально-технические условия реализации программы
VIII. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
- Список методической литературы;
-Учебная литература

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе с
учетом федеральных государственных требований к дополнительным
общеразвивающим программам в области музыкального исполнительства «Сольное
пение», «Синтезатор».
Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого,
музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на
основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия
музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в
коллективе.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
и ориентирована на:
- развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся
потребности общения с явлениями музыкального искусства;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности;
- формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем
осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства.
«Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными
Предметами и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является
базовой составляющей и необходимым условием в освоении учебных предметов в
области музыкального исполнительства.
2. Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки»
Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей составляет 1 год.
3. Объем учебного времени и виды учебной работы
Вид учебной работы,
нагрузки, аттестации
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная
нагрузка
Вид промежуточной
аттестации

1 полугодие
8
8
16

Затраты учебного времени,
график промежуточной
2 полугодие.
9
9
18

Контрольный урок

Всего
часов.
17
17
34

Итоговый зачет

1

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий
Реализация учебного плана по предмету «Слушание музыки» проводится в
форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Для учащихся занятия по предмету «Слушание музыки» предусмотрены 1 раз в неделю
по 0,5 часа.
5. Цель и задачи учебного предмета
Цель:
- воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования
представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих

способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального
искусства.
Задачи:
- развитие интереса к классической музыке;
- знакомство с широким кругом музыкальных произведений и формирование
навыков восприятия образной музыкальной речи;
- воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания;
- приобретение необходимых качеств слухового внимания, умений следить за
движением музыкальной мысли и развитием интонаций;
- осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных
явлениях и средствах выразительности;
- накопление слухового опыта, определенного круга интонаций и развитие музыкального
мышления;
- развитие одного из важных эстетических чувств - синестезии (особой способности
человека к межсенсорному восприятию);
- развитие ассоциативно-образного мышления.
С целью активизации слухового восприятия в ходе слушания используются
особые методы слуховой работы - игровое и графическое моделирование. Дети
постигают содержание музыки в разных формах музыкально-творческой деятельности.
Результат освоения программы «Слушание музыки» заключается в осознании
выразительного значения элементов музыкального языка и овладении практическими
умениями и навыками целостного восприятия несложных музыкальных произведений.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
"Содержание учебного предмета".
Программа обучения построена таким образом, что каждый год имеет единую
стержневую тему, вокруг нее объединяются остальные разделы содержания, постепенно
укрупняется масштаб изучения,
нарастает
сложность поставленных задач
(концентрический метод).
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с
конкретным музыкальным примером);
- поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении, беседах);
- игровые (разнообразные формы игрового моделирования).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащаются
пианино , звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами,
стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается
современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и
прослушивания музыкальных произведений.
Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться.

II.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем
программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного
предмета.
Первый год обучения
№

Наименование раздела, темы

Вид
учебного
занятия

Общий объем времени
(в часах)
Максим Самост. Аудит
учебная работа
заняти
нагрузк
я
а

1 четверть
1
2

3
4

Роль музыки в нашей жизни
Содержание музыкальных произведений: 1)
События исторического прошлого. 2) Образы
природы в музыке. 3) Сказочные образы в
музыке.
Средства музыкальной выразительности.
Контрольный урок.

Урок
Урок

1
3

0,5
1,5

0,5
1,5

Урок
Контр.
урок

4
1

2
0,5

2
0,5

Урок
Контр.
урок

6
1

3
0,5

3
0,5

Урок

1

0,5

0,5

Урок
Урок

4
4
1

2
2
0,5

2
2
0,5

6
1
1

3
0,5
0,5

3
0,5
0,5

2 четверть
5
6

В мире музыкальных инструментов.
Контрольный урок.
3 четверть

7
8.
9.
10

Беседа о жанрах. Знакомство с жанрами в
литературе, живописи, музыке.
Вокальная музыка.
Инструментальная музыка. Марши.
Контрольный урок

Контр.
урок

4 четверть
11
12
13

Инструментальная музыка. Танцы.
Повторение.
Итоговый зчет.

Урок
Урок
Контрол
ьный
урок.

ИТОГО

34

III.

11

17

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа по предмету «Слушание музыки» реализуется в структуре дополнительной
общеразвивающей программы в области музыкального исполнительства, рассчитанной на
1год обучения.
Годовые требования. Содержание разделов.
Тема 1. Роль музыки в нашей жизни
Музыка вокруг нас. Авторы и исполнители.
Что такое музыка? Откуда она берет свое начало? Истоки возникновения музыки. Как
научиться слушать и слышать музыку? Умение сосредоточиться, влиться в музыкальное
произведение при прослушивании. Кого называют музыкантом, кого композитором, а
кого слушателем?
Музыкальные примеры:
1. И. Дунаевский. “Марш веселых ребят”, слова Лебедева-Кумача.
2. В. Агапкин. “Прощание Славянки”.
3. Л. Бетховен. “Лунная соната”, 1 часть.
Тема 2. Содержание музыкальных произведений
События исторического прошлого в музыке.
Музыкальные примеры:
1.С. Прокофьев. Кантата “Александр Невский”, V ч., “Ледовое побоище” (фрагмент).
2. М. Глинка. Хор “Славься” из эпилога оперы “Иван Сусанин”.
3. А. Бородин. Ария Игоря из 2 д. оперы “Князь Игорь”.
Картины природы в музыке.
Углублять представления об изобразительных возможностях музыки.
Услышать
звукоподражательные элементы различным видам природы (капель, плеск ручейка),
выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года, дня.
Состояние природы.
Посмотреть картины природы в изобразительном искусстве и услышать их в музыке.
Выяснить, какие выразительные средства использовались в создании образа.
Музыкальные примеры:
1.Э. Григ. “Утро” из сюиты “Пер Гюнт”.
2. П. Чайковский. “Времена года”: “Песнь жаворонка”, “На тройке”, “Осенняя песнь”.
Мир сказки в музыке.
Сказки, легенды, былины разных народов о возникновении музыки и о ее волшебной
силе, о выдающихся певцах и исполнителях (Орфей, Садко), которые усмиряли звуками
музыки стихии, диких зверей и злых духов, радовали людей.
Музыкальные примеры:
1.М. Глинка. Марш Черномора из оперы “Руслан и Людмила”.
2. П. Чайковский. “Шоколад (испанский танец), “Чай” (китайский час), танец феи Драже
из балета “Щелкунчик”.
3. М. Мусоргский. “Избушка на курьих ножках” из фортепианного цикла “Картинки с
выставки”.
4. Н. Римский-Корсаков. “Белка” из оперы “Сказка о царе Салтане”.

Тема 3. Средства музыкальной выразительности.
Ритм. Темп. Основные музыкальные темпы: Largo, Adagio, Andante, Moderato,
Allegro, Presto.
Музыкальные примеры:
1. Л. Бетховен. “Мотив судьбы” из 5 симфонии.
2. М. Равель. “Болеро” (фрагмент).
3. А. Хачатурян. “Танец юношей” (лезгинка) из балета “Гаянэ”.
4. Н. Римский-Корсаков. “Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане”.
5. Э. Григ. “Смерть Озе” из сюиты “Пер Гюнт”.
6. П. Чайковский. “Марш деревянных солдатиков”, “Похороны куклы”, “Новая кукла” из
“Детского альбома”.
Регистры. Лады. Главные лады европейской музыки – мажор, минор.
Музыкальные примеры:
1. Н. Римский-Корсаков. “Белка” и “Тридцать три богатыря” из оперы “Сказка о царе
Салтане”.
2. Э. Григ. “В пещере горного короля” из сюиты “Пер Гюнт”.
3. П. Чайковский. “Песня жаворонка”,“Болезнь куклы”,“Сладкая греза” из “Детского
альбома”.
Музыкальные тембры.
Знакомство с тембрами различных инструментов на примере симфонической сказки С.
Прокофьева “Петя и Волк”.
Мелодия как основа музыкального произведения. Мелодия как самостоятельное
художественное произведение (народная песня). Типы мелодий: песенная, речитативная,
инструментальная. Аккомпанемент.
Музыкальные примеры:
1.“Ай, во поле липонька” – русская народная песня.
2. Речитатив и ария Сусанина из 4 д. оперы М. Глинки “Иван Сусанин”.
3. Ф. Шопен. Ноктюрн Es dur/
4. К. Глюк. Мелодия из оперы “Орфей и Эвридика”
5. П. Чайковский. “Болезнь куклы” из “Детского альбома”.
Тема 4. Контрольный урок.
Тест по пройденным темам. Музыкальная викторина.
Музыкальный материал:
Пройденные произведения.
Тема 5. В мире музыкальных инструментов
Клавишные: клавикорд, клавесин, фортепиано, рояль.
Музыкальные примеры:
1. И. Бах Французская сюита №5. Сарабанда и Жига (клавесин)
2. Ф. Куперен. Пьесы для клавесина “Барабанщики”, “Пряхи”.
3. И. Бах. ХТК. Прелюдия и фуга C dur, Прелюдия и фуга c moll из 1 тома (клавесин).

Струнно-смычковые: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Скрипичные мастера:
Амати, Гварнери, Страдивари.
Музыкальные примеры:
1. А. Вивальди. Концерт для двух скрипок, виолончели и клавесина ор. 3. № 11 d moll
(фрагмент).
2. И. Бах. Сюита № 5 с moll для виолончели. “ 1 Прелюдия. № 5 Гаворт (фрагменты).
3. Г. Венявский. Мазурка для скрипки и фортепиано a moll.
Струнно-щипковые: арфа, лютия, мандолина, гитара, домра, балалайка, гусли.
Музыкальные примеры:
1. П. Чайковский. Вальс цветов из балета “Щелкунчик”. Вступление (арфа).
2. Цыганская венгерка (гитары).
3. “Коробейники” (балалайка, гитара).
4. “Я с комариком плясала” (балалайка).
5. “Светит месяц, светит ясный” (звончатые гусли, баян).
6. Сибирская полечка (балалайка и русский народный оркестр им. Андреева).
7. С. Прокофьев. “Ромео и Джульетта”, 3 д. 3 к. “Утренняя серенада” (мандалины).
8. Д. Шостакович. Сцена на ярмарке из к/ф “Овод” (домра, ансамбль народных
инструментов).
Баян. Аккордеон.
Музыкальные примеры:
“Сибирская проходочка”, “Светит месяц”,“Осенний сон”, “Память цветов”.
Деревянно-духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот. Ранние предшественники
духовных инструментов.
1. П. Чайковский. Китайский танец “Чай” из балета “Щелкунчик” (флейта, фагот).
2. П. Чайковский. “Танец пастушков” из балета “Щелкунчик” (флейта).
3. А. Вивальди. Концерт для гобоя, струнных и клавесина C dur. Соч. 8 № 12 (фрагмент).
4. П. Чайковский. Симфония № 1, 2 ч., основная тема (гобой).
5. С. Прокофьев. “Золушка”. “Урок танца” (фагот).
6. Н. Римский-Корсаков. Опера “Снегурочка”, 3 д. Песня Леля (соло кларнета).
Медно-духовые: труба, валторна, тромбон, туба.
Музыкальные примеры:
1.П. Чайковский. “Щелкунчик” Испанский танец (труба).
2. С. Прокофьев. “Золушка”. “Принц и сапожники” (туба, труба с сурдиной).
3. П. Чайковский. “Щелкунчик”. Танец пастушков (средняя часть – трубы).
4. А. Бородин. Симфония № 2, 3 ч., главная тема (валторна).
5. П. Чайковский. Симфония №5, 2 ч. (валторна).
6. Л. Бетховен. “Три Eguale” для 4-х тромбонов (фрагмент).
Тема 6. Контрольный урок.
Тест по пройденным темам. Музыкальная викторина.
Музыкальный материал:
Пройденные произведения.

Тема 7. Беседа о жанрах.
Знакомство с жанрами в литературе, живописи, музыке.
Жанр – вид искусства. Жанры в литературе, живописи. Музыкальные жанры:
1. Вокальные (песня, ария, романс);
2. Инструментальные (марш, вальс, полька, мазурка);
3. Музыкально-театральные (опера, балет).
Музыкальные примеры:
1. В. Шаинский. “Вместе весело шагать”.
2. “Я встретил Вас” – старинный русский романс.
3. С. Прокофьев. Марш из сборника “Детская музыка”.
4. П. Чайковский. Мазурка, полька из “Детского альбома”.
Тема 8. Вокальная музыка
Понятие вокальной музыки. Пение a capella. Характеристика певческих голосов.
Музыкальные примеры:
1. Ария Руслана “О поле, поле…” из оперы М. Глинки “Руслан и Людмила” (бас).
2. Ария Ленского “Что день…” из оперы П. Чайковского “Евгений Онегин” (тенор).
3. Ария Людмилы из 4 д. оперы М. Глинки “Руслан и Людмила” (сопрано).
4. Песня Марфы из оперы М. Мусоргского “Хованщина” (меццо-сопрано)
5. Ария Ольги из I к. оперы Чайковского “Евгений Онегин” (контральто).
Советские массовые песни.
Музыкальные примеры:
1. И. Дунаевский, сл. В. Лебедева-Кумача. “Марш веселых ребят”.
2. А. Островский, сл. Л. Ошанина. “Пусть всегда будет солнце”.
3. Дм. И Дан. Покрасс, сл. В. Лебедева-Кумача. “Москва майская”.
4. Д. Шостакович, сл. Е. Долматовского. “Родина слышит” и другие песни.
Знакомство с другими вокальными жанрами: ария, романс, вокальный дуэт,
вокальное трио, хоровая миниатюра.
Музыкальные примеры:
1. “Ночь светла” – старинный русский романс.
2. П. Булахов. “Не пробуждай воспоминаний” – романс.
3. Дуэт Татьяны и Ольги из опера П. Чайковского “Евгений Онегин”.
4. Дуэт Лизы и Полины из оперы П. Чайковского “Пиковая дама”.
5. В. Власов. “Фонтан у бахчисарайского дворца” (вокальное трио).
6. В. Мурадели. “Сны-недотроги” (вокальный ансамбль преподавателей).
Тема 9. Инструментальная музыка
Марши. Особенности жанра. Виды маршей: детские, сказочно-фантастические,
торжественные, военно-строевые, свадебные, траурные.
Жанровые признаки марша, образное содержание. Марши военные, героические,
детские, сказочные, марши-шествия. Трехчастная форма. Понятие о маршевости.

Инструментарий, особенности оркестровки. Слушание и определение признаков марша,
структуры.
Музыкальные примеры:
1. Д. Верди. Марш из оперы “Аида”.
2. П. Чайковский. Марш из балеты “Щелкунчик”.
3. С. Прокофьев. Марш из сборника “Детская музыка”.
4. Ф. Мендельсон. “Песни без слов” (траурный марш).
5. П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков из “Детского альбома”.
6. М. Глинка. Марш Черномора из оперы “Руслан и Людмила”.
7. В. Агапкин. “Прощание славянки”.
8. С. Прокофьев. Марш из оперы “Любовь к трем апельсинам”.
9. Ф. Мендельсон. Свадебный марш.
Песни – марши.
Музыкальные примеры:
1.И. Дунаевский, сл. Лебедева-Кумача. “Марш веселых ребят”.
2. Ю. Хайт, сл. П. Германа. “Авиамарш”.
3. В. Соловьев-Седой, сл. Глейзарова. “Марш нахимовцев”.
Тема 10. Контрольный урок.
Тест по пройденным темам. Музыкальная викторина.
Музыкальный материал:
Пройденные произведения.
Тема 11. Инструментальная музыка. Танцы
Танец. Народные танцы.
Танцы народов мира: особенности музыкального языка, костюмы, пластика
движения. Разнообразие выразительных средств, пластика, формы бытования.
Музыкальная форма (старинная двухчастная, вариации, рондо). Понятие о
танцевальности. Оркестровка, народные инструменты, симфонический оркестр.
. Составление кроссвордов.
Музыкальные примеры:
1. “Камаринская”.
2. “Трепак” из балета П. Чайковского “Щелкунчик”.
3. Гопак – украинский народный танец.
4. Бульба – белорусский народный танец.
5. Жок – молдавский народный танец.
6. Лезгинка – дагестанский народный танец.
7. Э. Григ. Норвежский танец № 2 (A dur).
8. И. Брамс. Венгерский танец № 5 (fis moll).
Вальс. Полька.
Музыкальные примеры:
1. П. Чайковский. Вальс из “Детского альбома”.
2. Д. Шостакович. Вальс-шутка из балетной сюиты № 1.
3. Ф. Шуберт. Вальс h moll.
4. Ф. Шопен. Вальс cis moll.
5. П. Чайковский. Вальс цветов из балета “Щелкунчик”.

6. М. Глинка. “Полька”.
7. П. Чайковский. Полька из “Детского альбома”.
8. С. Рахманинов. Итальянская полька.
9. Д. Шостакович. Полька из балета сюиты № 1.
Мазурка. Полонез.
Музыкальные примеры:
1. Ф. Шопен. Мазурка C dur (ор.56 № 2), Полонез A dur (ор.40 № 1).
3. П. Чайковский. Мазурка из “Детского альбома”.
4. М. Глинка. Мазурка и Полонез из 2 д. оперы “Иван Сусанин”.
5. П. Чайковский. Полонез из 6 к. оперы “Евгений Онегин”.
Тема 12. Повторение
Повторение пройденного за год.
Тема 13. Итоговый зачет.
Тест по пройденным темам. Музыкальная викторина.
Музыкальный материал:
Пройденные произведения.

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
Раздел содержит перечень знаний умений и навыков, приобретение которых
обеспечивает программа «Слушание музыки»:
- наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных
составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских
коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия
музыкального произведения;
- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного
музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего
жизненного опыта или произведениями других видов искусств;
- первоначальные представления об особенностях музыкального языка и
средствах выразительности;
- владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое
впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации).
Педагог оценивает следующие виды деятельности учащихся:
• умение давать характеристику музыкальному произведению;
• создание музыкального сочинения;
• «узнавание» музыкальных произведений;
• элементарный анализ строения музыкальных произведений.

V. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости
является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого.
Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях
непосредственного общения с учащимися и осуществляется в следующих формах:
- беседа, устный опрос, викторины по пройденному материалу;
- обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере;
- представление своих творческих работ (сочинение музыкальных иллюстраций,
письменные работы по графику, схеме, таблицы, рисунки).

Программа «Слушание музыки» предусматривает контрольные
уроки, которые
проводятся в конце каждой четверти в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока.
Во 2 полугодии проводится итоговый зачет, оценка по которому заносится в
свидетельство об окончании школы.
Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание
выразительных средств (согласно календарно-тематическому плану), владение
первичными навыками словесной характеристики.
Письменные задания - тестовые вопросы по пройденному материалу, выбранными с
учетом возрастных и личностных возможностей учащихся.
Критерии оценки
«5» - осмысленный и выразительный ответ, учащийся ориентируется в
пройденном материале;
«4» - осознанное восприятие музыкального материала, но учащийся не активен,
допускает ошибки;
«3» - учащийся часто ошибается, плохо ориентируется в пройденном материале,
проявляет себя только в отдельных видах работы.

VI. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Изучение учебного предмета «Слушание музыки» осуществляется в форме
мелкогрупповых занятий.
В основу преподавания положена вопросно-ответная (проблемная) методика,
дополненная разнообразными видами учебно-практической деятельности.
Наиболее продуктивная форма работы с учащимися - это уроки - беседы, включающие в
себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебно-практические и творческие задания.
Педагог, добиваясь эмоционального отклика, подводит детей к осмыслению собственных
переживаний, использует при этом беседу с учащимися, обсуждение, обмен мнениями.
Процесс размышления идет от общего к частному и опять к общему на основе
ассоциативного восприятия. Через сравнения, обобщения педагог ведет детей к вопросам
содержания музыки.
Программа учебного предмета «Слушание музыки» предполагает наличие
многопланового пространства музыкальных примеров. Оно создается при помощи
разнообразия форм, жанров, стилевых направлений (в том числе, современной
музыки). Учащиеся накапливают слуховой опыт и получают определенную сумму
знаний. Однако все формы работы направлены не просто на знания и накопление
информации, а на приобретение умений и навыков музыкально-слуховой
деятельности - ключа к пониманию музыкального языка.
Осваивая программу, учащиеся должны выработать примерный алгоритм
слушания незнакомых произведений. В процессе обучения большую роль играют
принципы развивающего (опережающего) обучения: поменьше давать готовых
определений и строить педагогическую работу так, чтобы вызывать активность детей,
подводить к терминам и определениям путем «живого наблюдения за музыкой» (Б.
Асафьев). Термины и понятия являются итогом работы с конкретным музыкальным
материалом, используются как обобщение слухового опыта, но не предшествуют ему.
«Термин должен обобщать уже известное, но не предшествовать неизвестному» (А.
Лагутин).
Слушая музыку, учащиеся могут выступать в роли «ученого-наблюдателя»
(когда речь идет о элементах музыкального языка), воспринимать ее в формате
сопереживания (эпитеты, метафоры), сотворчества. Главным на уроке становится
встреча с музыкальным произведением. Сущность слушания музыки можно
определить как внутреннее приобщение мира ребенка к миру героя музыки. Каждая

деталь музыкального языка может стать центрообразующей в содержании урока,
вызвать комплекс ассоциаций и создать условия для эстетического общения и
вхождения в образный мир музыки.

VII. Материально-технические условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы «Слушание музыки»
должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов,
установленных настоящими Федеральными Государственными требованиями.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Образовательное учреждение должно соблюдать своевременные сроки текущего и
капитального ремонта.
Минимально необходимый для реализации в рамках программы «Слушание музыки»
перечень аудиторий и материально-технического обеспечения включает в себя:
-учебные аудитории для мелкогрупповых занятий с роялем/фортепиано;
- учебную мебель (столы, стулья, стеллажи, шкафы);
- наглядно-дидактические средства: наглядные методические пособия,
магнитные доски, интерактивные доски, демонстрационные модели (например,
макеты инструментов симфонического и народных оркестров);
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование
(компьютер, аудио- и видеотехника, мультимедийные энциклопедии);
- библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами
(фонотеку, видеотеку, просмотровый видеозал/класс).
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания,
своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

VIII. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
Список методической литературы
1. Все обо всем. «Искусство». – М.2002г.
2. Енукидзе Н.И. Популярные музыкальные жанры. / из истории джаза и мюзикла. – М.:
РОСМЕН. 2004г.
3. Ильин М. Сегал Е. «А.П.Бородин» / письма / - М.1989г.
4. 166 биографий знаменитых композиторов. – С.-П.: Композитор. 2000г.
5. Калинина Н.С. В.Рахманинов: Повесть. – М. 1989г.
6. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах, картинках. М. 1994г.
7. Критская Е.Д. Серегина Г.П. Музыка. Учебник для учащихся начальной школы. – М.:
Просвещение. 2002г. 1 – 4 кл.
8. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Сов. Ком. 1988г.
9. музыка в школе. Журнал.
10. Науменко Т.И. Алиева В.В. Музыка. Учебник для общеобразовательных учебных
заведений. – М.:Дрофа, 2001. 5 – 8 кл.
11. Обо все на свете / энциклопедия для любознательных/. Общ. Ред. В.П.Бутромеев. – М.:
Олма-Пресс. 2001.
12. Популярная история музыки. / авт. Сост. Е.Г.Горбачева. – М.:Вече. 2002.

Учебная литература
1. Царева Н.А. Уроки госпожи мелодии. 1 класс – М.:РОСМЕН. 2001г.
2. Царева Н.А. Уроки госпожи мелодии «Беседуем с маэстро Контрапунктом» 2 класс. – М.,
РОСМЕН. 2001г.
3. Царева Н.А. Уроки госпожи мелодии «Рассказы тетушки Ферматы» 3 класс. – М.,
РОСМЕН. 2003г.
Учебники
1. Аверьянова О.И. «Отечественная музыкальная литература ХХ века»
Учебник для ДМШ (четвертый год обучения). М.: «Музыка», 2005
2. Брянцева В.Н. «Музыкальная литература зарубежных стран: учебник
для детских музыкальных школ (второй год обучения)», М. «Музыка», 2002
3. Козлова Н.П. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ. Третий год
обучения. М.: «Музыка», 2004
4. Лагутин А. И, Владимиров В.Н. Музыкальная литература. Учебник для 4 класса детских
музыкальных школ и школ искусств (первый год обучения предмету). М.: «Престо», 2006
5. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения
6. Прохорова И.А. «Музыкальная литература зарубежных стран» для 5 класса ДМШ. М.:
«Музыка», 1985.
7. Смирнова Э.С. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ (третий год
обучения). М.: «Музыка»
Учебные пособия
1. Калинина Г.Ф. Тесты по музыкальной литературе для 4 класса
Тесты по зарубежной музыке
Тесты по русской музыке
2. Калинина Г.Ф., Егорова Л.Н. Тесты по отечественной музыке
Хрестоматии
1. Хрестоматия по музыкальной литературе для 4 класса ДМШ.

Составители Владимиров В.Н., Лагутин А.М.: «Музыка», 1970
2. Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран для 5 класса ДМШ.
Составитель Прохорова И.М.: «Музыка», 1990
3. Хрестоматия по русской музыкальной литературе для 6-7 классов
ДМШ. Составители. Смирнова Э.С., Самонов А.М.: «Музыка», 1968
4. Хрестоматия по музыкальной литературе советского периода для 7 класса ДМШ.
Составитель Самонов А.М.: «Музыка», 1993
Методическая литература
Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе.
М., Музыка, 1982
Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие. Росмэн, 2001
Методические записки по вопросам музыкального образования. Сб. статей, вып.3. М.
«Музыка»,1991
Рекомендуемая дополнительная литература
1. Все обо всем. «Искусство». – М.2002г.
2. Енукидзе Н.И. Популярные музыкальные жанры. / из истории джаза и мюзикла. – М.:
РОСМЕН. 2004г.
3. Ильин М. Сегал Е. «А.П.Бородин» / письма / - М.1989г.
4. 166 биографий знаменитых композиторов. – С.-П.: Композитор. 2000г.
5. Калинина Е.В. Мировая художественная культура. М.2002. Тесты.
6. Калинина Н.С. В.Рахманинов: Повесть. – М. 1989г.
7. Критская Е.Д. Серегина Г.П. Музыка. Учебник для учащихся начальной школы. – М.:
Просвещение. 2002г. 1 – 4 кл.
8. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Сов. Ком. 1988г.
9. Музыкальный мир Георгия Свиридова: Сборник статей. / Сост. А.Белоненко./ М.: Сов. Ком.
1990г.
10. музыка в школе. Журнал.
11. Науменко Т.И. Алиева В.В. Музыка. Учебник для общеобразовательных учебных заведений.
– М.:Дрофа, 2001. 5 – 8 кл.
12. Обо все на свете / энциклопедия для любознательных/. Общ. Ред. В.П.Бутромеев. – М.:
Олма-Пресс. 2001.
13. Попова Т. Основы русской народной музыки. Учебное пособие для музыкальных училищ и
институтов культуры. М.2002.
14. Популярная история музыки. / авт. Сост. Е.Г.Горбачева. – М.:Вече. 2002.
15. Шорникова М. Музыкальная литература. – Ростов-на-Дону. 2005г. 1, 2 кл.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».