Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств п. Старь»
Дятьковского района
Брянской области
Рабочая программа
по учебному предмету
«АНСАМБЛЬ СИНТЕЗАТОРОВ»
Дополнительной
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА (СИНТЕЗАТОР)»
Учебные предметы исполнительской подготовки
Срок обучения 4 года
Разработчик: Т.А.Горькая
преподаватель высшей
квалификационной
категории
МБУ ДО «ДШИ
п.Старь»
2019 г.
«Рассмотрено»:
Методическим советом
МБУ ДО «ДШИ п.Старь»
Протокол _№ 5__________
от «_18 »_апреля 2019 г.
Принято:
Педагогическим советом
Протокол № 7_
от «_17 »_июня 2019 г.
«Утверждаю»:
Директор В.Г.Голичек
Приказ _№ 114_____
от « 29 » августа 2019 г.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
-Срок реализации учебного предмета;
-Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета;
-Сведения о затратах учебного времени;
-Форма проведения учебных аудиторных занятий;
-Цели и задачи учебного предмета;
-Структура программы учебного предмета;
-Методы обучения;
-Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план;
-Годовые требовании.
III. Требования к уровню подготовки учащихся
-Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
-Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список учебной и методической литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль синтезаторов» разработана на
основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ. Рабочая общеразвивающая
программа
учащихся
«Ансамбль синтезаторов» предназначена
к коллективному
музицированию
для
приобщения
в составе
ансамбля
синтезаторов.
Актуальность программы.
Инструменты
нового
поколения,
технологий,
клавишные
построенные
синтезаторы,
на
основе
цифровых
в настоящее время широко
применяются для обучения как индивидуальной, так и ансамблевой игре.
Ансамблевая игра на синтезаторах способствует формированию интереса к
музыкальному коллективному музицированию из-за яркости звучания
ансамбля синтезаторов и достаточной простоты в освоении музыкального
материала, и положительно сказывается на развитии музыкальной культуры
учащихся.
Данные обстоятельства, определяющие актуальность обучения предмету
ансамбля клавишных синтезаторов, и послужили причиной появления данной
примерной программы.
Педагогическая целесообразность программы.
Участник ансамбля клавишных синтезаторов решает как традиционные
творческие
задачи
коллективного
музицирования
(выразительность
исполнения своей партии, синхронность, динамический баланс и др.), но и
новые
задачи,
определяемые
спецификой
электронного
инструмента
(соучастие в построении фактуры ансамблевой аранжировки, подборе
голосов, звукорежиссерской обработке и др.). Это позволяет преодолеть
одностороннюю исполнительскую направленность обучения коллективному
музицированию, способствует активизации музыкального мышления ученика
и развитию в более полной мере его музыкальных способностей. А простота
и доступность данной деятельности позволяет значительно расширить круг
вовлеченных в нее детей и подростков.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и
направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных
на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки
музицирования.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на
принципе вариативности для различных возрастных категорий детей,
обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый
интерес к творческой деятельности.
Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.
Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы - 8– 9
лет.
Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление,
расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию
музыкальных
произведений
в
концертном
зале,
театре,
формируют
коммуникативные навыки.
Срок реализации учебного предмета
При реализации дополнительной общеразвивающей
программы
«Музыкальное исполнительство (синтезатор)» учебного предмета «Ансамбль
синтезаторов» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных
занятий с первого по пятый годы обучения составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество
недель
Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Объем
1-й год
1
2
16
18
2-й год
1
2
16
18
3-й год
1
2
16
18
4-й год
1
2
16
18
16
18
16
18
16
18
16
18
136
16
18
16
18
16
18
16
18
136
24
27
24
27
24
27
24
27
272
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Ансамбль синтезаторов» при
4-летнем сроке обучения составляет 272 часа.
Из них: 136 часов –
аудиторные занятия, 136 часов – самостоятельная работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
•
1 - 4классы – по 1 часу в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
•
1-4 классы – по 1 часу в неделю.
Форма проведения учебных занятий:
Занятия по предмету «Ансамбль синтезаторов» проводятся в форме
индивидуальных или групповых уроков от 2-х человек. Уроки проводятся
один раз в неделю, продолжительность урока – 1 час (40 минут).
Индивидуальная
содержание
форма
программы
занятий
в
позволяет
соответствии
с
преподавателю
особенностями
построить
развития
каждого ученика. Разучивать ансамбли: «учитель-ученик», расходовать
аудиторную нагрузку на разучивание партий. Групповая форма занятий
позволяет преподавателю создавать ансамбли учеников.
Индивидуальная работа в течение каждого учебного года ведётся по заранее
намеченному плану, утверждаемому администрацией школы.
Цели и задачи учебного предмета «Ансамбль синтезаторов»
Главная
цель
исполнительских
программы
–
возможностей
выявление
ребёнка
и
во
реализация
взаимосвязи
творческих
с
духовно-
нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства,
приобщение учащихся к музицированию в составе ансамбля клавишных
синтезаторов в самых разнообразных формах проявления этой творческой
деятельности (электронной аранжировки и исполнительства, импровизации,
звукорежиссуры) и на этой основе формирование музыкальности учащихся,
их эстетической и нравственной культуры. Образовательная цель достигается
на основе решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Образовательные задачи:
1. Изучение художественных возможностей клавишного синтезатора:
ознакомление с его звуковым материалом и средствами внесения в него
различных корректив, освоение приемов управления фактурой музыкального
звучания, связанных с различными режимами игры.
2. Получение базовых знаний по музыкальной грамоте и теории:
гармонии (интервалы, аккорды, лад, тональность, система тональных
функций), фактуре (функции голосов фактуры гомофонно-гармонического
склада), форме (период, простые двух- и трехчастная формы, вариационная,
рондо, сложная трехчастная, сонатная, циклические формы), инструментовке
(классификация электронных голосов и методы их применения) и, по
возможности, звукорежиссуре (способы формирования объема звучания, его
окраски и пространственного расположения с помощью звукорежиссерских
эффектов различного вида).
3. Освоение исполнительской техники: постановка рук на клавиатуре
синтезатора, приобретение навыков позиционной игры, подкладывания
первого пальца, скачков, а также некоторых специфических навыков,
связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной
клавиатуре.
4.
Совершенствование
в
практической
музыкально-творческой
деятельности: игре в ансамбле синтезаторов и аранжировке для этого состава,
ансамблевой импровизации.
Развивающие задачи:
1. Гармоничное развитие музыкальных способностей учащихся, их
интереса к музыкальной деятельности, хорошего музыкального вкуса на
основе расширения фронта музыкальной деятельности (включения наряду с
исполнением
музыки
и
импровизации
элементов
композиции
и
звукорежиссуры) и подбора качественного музыкального репертуара.
2. Развитие воображения, мышления, воли – качеств личности,
необходимых для осуществления творческой деятельности.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание навыков организации работы на уроках во внеурочное
время.
2.Воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению
концентрировать внимание, слух, мышление, память.
3.
Воспитание
трудолюбия,
целеустремлённости
и
упорства
в
достижении поставленных целей.
4. Усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения.
5.
Воспитание
культурной
толерантности
через
вхождение
в
музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.
Структура программы учебного предмета «Ансамбль синтезаторов»
Программа содержит следующие разделы:
•
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
•
распределение учебного материала по годам обучения;
•
описание дидактических единиц учебного предмета;
•
требования к уровню подготовки учащихся;
•
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
•
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Среди
методов,
направленных
на
стимулирование
музыкально-
творческой деятельности ученика, можно выделить методы, связанные
непосредственно с содержанием этой деятельности, а также методы,
воздействующие на нее «извне», путем создания на музыкальных занятиях
условий для творческой деятельности.
К первым методам можно отнести подбор увлекательных и посильных
ученику творческих заданий. Интерес к этим заданиям может быть
обусловлен:
- яркой образностью музыкального материала, пробуждающего его
воображение,
-
особой
художественной
направленностью
данного
материала,
отвечающего его музыкальному вкусу,
- эскизностью изложения нотного текста и необходимостью его
доработки в процессе аранжировки (создание проблемной ситуации), а также
оркестровой полнотой и насыщенностью звучания, создать которые могут
даже начинающие ученики путем музицирования на электронном цифровом
инструментарии.
Ко вторым относятся: разнообразие форм урочной деятельности,
использование
эвристических
приемов,
создание
на
занятиях
доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное
отношение к творчеству ученика, индивидуальный подход.
Значительно оживить
урок,
придать
ему характер творческого
соревнования можно с помощью введения музыкально-игровых ситуаций.
Звуковой материал клавишного синтезатора и музыкального компьютера
позволяет провести некоторые необычные и полезные для музыкального
развития детей игры. К ним можно отнести, например, игру в «звуковую
угадайку», где один ученик подбирает и озвучивает на инструментах тембры
или паттерны, а другой пытается их определить; игру в «звуковые картины»,
которые придумываются и обыгрываются детьми с помощью шумовых
эффектов; игру в «музыкальную цепочку», в которой дети поочередно
импровизируют или исполняют знакомые мелодии под аккомпанемент,
исполняемый учителем или компьютерной программой и др.
В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется
под влиянием различных музыкальных, художественных и жизненных
эстетических
впечатлений.
Поэтому
важной
задачей
педагога
по
электронным инструментам является консультирование ученика и оказание
ему содействия в ознакомлении с хорошей музыкой, в посещении концертов,
художественных
выставок,
спектаклей,
участии
в
экскурсиях,
способствующих расширению его кругозора.
И наконец, необходимо всячески поощрять концертные выступления
учеников, их участие в различных формах коллективной музыкальной
самодеятельности, музицирование для себя и в кругу семьи. Каждый из этих
видов самостоятельной творческой практики связывает обучение на
электронных инструментах с жизнью, и, постепенно превращаясь во
внутреннюю потребность личности, данная практика становится самым
действенным стимулом музыкально-творческого самоусовершенствования.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета «Ансамбль синтезаторов»
Материально-техническая
база
образовательного
учреждения
соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
Учебные
аудитории
для
занятий
по
предмету
синтезаторов» оснащены электронным фортепиано,
«Ансамбль
flash – и cd –
проигрывателем, фортепиано, синтезатором.
Детская школа искусств оборудована концертным залом с концертным
роялем, микшерным пультом, микрофоном, звукоусилительной аппаратурой,
flash – и cd – проигрывателем; библиотекой и фонотекой.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план
(аудиторные и самостоятельные занятия)
№№ Наименования
Количество часов
п/п
Часы
Часы
аудиторной
внеаудиторной часов
работы
работы
1.
тем
Всего
Выразительные возможности клавишных
синтезаторов(многотембровость, звуковые
16
16
32
26
26
52
26
26
52
56
56
84
Репетиции на сцене и выступление
12
12
18
Итого
68
136
204
эффекты, автоаккомпанемент) и главные
клавиши управления аккомпанементом
2.
Базовые компоненты нотной грамоты
(понятие о фразе, предложении, периоде и
куплете. Первичные музыкальные жанры:
песня, танец и марш.
3.
Организация целесообразных игровых
движений. Игра нон легато, а затем легато
в одной позиции и с подкладыванием
первого пальца.
4.
Игра в ансамбле. Исполнение простейших
партий. В том числе - включающих
автоаккомпанемент в режиме упрощенного
взятия аккордов
5
Требования по годам обучения
Настоящая
программа
отражает
разнообразие
репертуара,
возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и
том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться
по уровню трудности.
Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения
в каждом классе, дается в годовых требованиях.
В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что
большинство
произведений
предназначаются
для
публичного
или
экзаменационного исполнения, а остальные - для работы в классе или
просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать
степень завершенности
работы
над
произведением.
Вся
работа
над
репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
1 класс
Аудиторные занятия – 1 час в неделю.
Самостоятельная работа – не менее 1 часа в неделю.
Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов
зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его
музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.
Содержание 1 года обучения:
Основные
выразительные возможности клавишных синтезаторов
(многотембровость, звуковые эффекты, автоаккомпанемент) и главные
клавиши управления автоаккомпанементом: start, stop, synchro-start, intro,
ending.
Освоение базовых компонентов нотной грамоты: обозначение высоты,
длительности, громкости и тембра звуков, их метрическая организация.
Аппликатура.
Организация целесообразных исполнительских движений (постановка
рук). Игра нон легато, легато в одной позиции и с подкладыванием первого
пальца.
Вокальная и инструментальная импровизация одно-двухтактовых фраз
в процессе «музыкального диалога» с учителем (вопрос – ответ, утверждение
– возражение, подтверждение и т.п.). Импровизация в ансамбле с учителем на
основе шумовых эффектов синтезатора.
Исполнение
в ансамбле
простейших партий,
в том
числе
–
включающих автоаккомпанемент в режиме упрощенного взятия аккордов
(casiochord, singlefinger и т.п.).
За учебный год ученик должен разучить и исполнить в ансамбле 5-7
небольших произведений народной, классической и современной музыки
академических и массовых жанров.
Рекомендуемый репертуарный список:
Виттхауэр И. Гавот
Беркович И. «Китайская колыбельная»
«Ах вы сени, мои сени» русская народная песня
Паулс Р. «Сонная песенка»
Моцарт Л. Бурре
Красев М. «Баю-бай»
«Снова птицы тут как тут» немецкая народная песня
Градески Э. «Маленький поезд»
Орф К. «Жалоба»
Гедике А. Плясовая
«Во саду ли, в огороде» русская народная песня
Савельев Б. Песня «Неприятность эту мы переживем» из м/ф «Лето кота
Леопольда»
2 класс
Аудиторные занятия – 1 час в неделю.
Самостоятельная работа – не менее 1 часа в неделю.
Содержание 2 года обучения:
Освоение
базовых
компонентов
нотной
грамоты:
диатонические
интервалы в пределах октавы, мажорные и минорные трезвучия; их
буквенно-цифровое обозначение. Фразировочная лига. Знаки повторения.
Содержание
и
форма
музыки.
Основные
элементы
музыкальной
выразительности: мелодия, гармония, фактура, тембр.
Исполнение несложных ансамблевых пьес на нескольких синтезаторах,
в четыре руки с использованием режимов обычной (normal) и разделенной
(split) клавиатуры, динамической клавиатуры (touchresponse), а также – с
применением автосопровождения в режимах упрощенного (casiochord,
singlefinger и т.п.) и обычного (fingered) взятия аккордов, ритмических
заполнений (fillin) и автоматических ударных без автоаккомпанемента
(drummachine).
За учебный год ученик должен разучить и исполнить в ансамбле 4-6
небольших произведений народной, классической и современной музыки
академических и массовых жанров.
Рекомендуемый репертуарный список:
Няга Г. «Танец»
Арсеев И. «Дедушка вспоминает»
Паулс. Р. «Колыбельная»
Ленина З. «Тик-так»
Шаинский В. «Песня о сказке»
3 класс
Аудиторные занятия – 1 час в неделю.
Самостоятельная работа – не менее 1 часа в неделю.
Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов
зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его
музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.
Содержание 3 года обучения:
Названия и характерные особенности банков голосов, звуковых
эффектов и паттернов наличных синтезаторов. Обозначение темпа в
общепринятых (итальянских) терминах и с помощью метронома. Фермата.
Обращение трезвучий. Малый мажорный (доминантовый) септаккорд.
Понятие о мелодии, гармонии, фактуре и тембре. Различение
электронных тембров по светлой и темной окраске, а также кривой громкости
(амплитудной огибающей).
Исполнение в ансамбле электронных и механических инструментов
неслож-ных
пьес
с
применением
освоенных
ранее
приемов
игры.
Редактирование тембра с помощью задержки и реверберации.
Исполнение в ансамбле электронных и механических инструментов
несложных пьес с применением освоенных ранее приемов игры, а также –
различных ритмических и мелодических заполнений – «мультипадов» (при
наличии соответствующих возможностей на имеющихся инструментах).
Редактирование тембра с помощью задержки и реверберации.
За учебный год ученик должен разучить и исполнить в ансамбле 4-6
произведений народной, классической и современной музыки академических
и массовых жанров.
Рекомендуемый репертуарный список:
Гендель Г. Чакона Соль мажор
Глинка М. Полька
«Петушок, погромче пой» латвийская народная песня
Дунаевский И. «Песенка моряков» из оперетты «Вольный ветер»
Штраус И. «Анна-полька»
Чайковский П. Вальс из балета «Лебединое озеро»
«Хас-Булат удалой» русская народная песня
Новиков А. «Дороги»
Бём Г. Прелюдия
Холминов А. Вариации на русскую народную тему «У ворот-ворот»
«Перепелочка» белорусская народная песня
4 класс
Аудиторные занятия – 1 час в неделю.
Самостоятельная работа – не менее 1 часа в неделю.
Выбор репертуара для классной работы,
зачетов и экзаменов
зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его
музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.
Содержание 4 года обучения:
Ознакомление с голосами синтезатора, имитирующими струнные,
деревянно-духовые, медно-духовые, ударные и электронные инструменты.
Понятие тоники, доминанты и субдоминанты.
Синтаксические
музыкальные построения: фраза, предложение, период.
Освоение новых видов ансамблевого исполнительства, аккомпанемента
вокальной и инструментальной партиям.
Ансамблевая импровизация в медленном темпе мелодического узора на
основе простейших гармонических последовательностей (например, |C | // |G |
// |F |G |C | // | или |C | // | // | // |F | // |C | // |G |F |C | // |).
За учебный год ученик должен разучить и исполнить в ансамбле 4-6
произведений народной, классической и современной музыки академических
и массовых жанров.
Рекомендуемый репертуарный список:
1. Шостакович Д. «Родина слышит»
2. Брамс И. «Колыбельная»
3. Визбор Ю. «Милая моя»
4. Шмитц Т. «Задиристые буги»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения программы по учебному предмету «Ансамбль»
является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
•
основные
выразительные
возможности
электронного
цифрового
инструментария;
•
базовые компоненты нотной грамоты;
•
элементарные музыкальные построения;
•
простые (первичные) музыкальные жанры.
Ученик должен уметь:
•
выстраивать целесообразные игровые движения;
•
применять
в
своей
творческой
практике
простейшие
приемы
аранжировки музыки для электронного цифрового инструментария;
•
опираться в электронном музицировании на элементарные навыки
чтения с листа, игры в ансамбле, подбора по слуху и импровизации
У ученика должны быть воспитаны следующие качества:
•
интерес к музицированию;
•
способности
деятельности:
к
элементарной
эмоционально-окрашенному
музыкально-интонационной
восприятию
музыки
и
выражению в музыкальных звуках собственных эстетических переживаний;
•
способность к простейшей критической оценке своего творческого
продукта.
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности,
выполнению
анализа
исполняемых
произведений,
владению различными видами техники исполнительства, использованию
художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления,
мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую
функции.
Разнообразные
формы
контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность
и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Ансамбль
синтезаторов» являются:
текущий контроль успеваемости учащихся,
промежуточная аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля качества
освоения какого-либо раздела учебного материала
предмета,
и
направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к
предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может
носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,
отметки
выставляются
в журнал
и дневник
учащегося.
В
них
учитываются:
отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
качество выполнения домашних заданий;
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке,
так и во время домашней работы;
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные
оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития
учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Формами
промежуточной
аттестации
являются
академические
концерты, которые проводятся по полугодиям (в 1-м полугодии - в виде
зачета, во втором полугодии - концерт с проставлением оценки);
контрольные
уроки,
прослушивания
к
а
ним.
также
концерты,
Участие
в
тематические
концертах
вечера
и
приравнивается
к
выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за
концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую
оценки.
Критерии оценки
Критерии
определить
оценки
уровень
программой.
качества
освоения
Основным
подготовки
материала,
критерием
учащегося
позволяют
предусмотренного
оценок
учащегося,
учебной
осваивающего
общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского
текста, художественная выразительность, владение техническими приемами
игры на инструменте.
При
оценивании
учащегося,
осваивающегося
общеразвивающую
программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
-
наличие
исполнительской
культуры,
развитие
музыкального
мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской деятельности: сольном выступлением, подборе
репертуара;
-
степень
достижений.
продвижения
учащегося,
успешность
личностных
По итогам исполнения программы на академическом концерте,
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
Критерии оценивания выступления
предусматривает
исполнение
программы,
соответствующей году обучения, наизусть,
выразительно; отличное знание текста, владение
необходимыми техническими и исполнительскими
приемами; понимание стиля исполняемого
произведения;
использование
художественно
оправданных
средств
выразительности,
позволяющих создавать художественный образ,
соответствующий авторскому замыслу
программа
соответствует
году
обучения,
грамотное исполнение с наличием мелких
исполнительских
недочетов,
небольшое
несоответствие текста, недостаточно убедительное
донесение образа исполняемого произведения
3 («удовлетворительно») программа не соответствует году обучения, при
исполнении обнаружено плохое знание текста,
технические и исполнительские недочеты,
характер произведения не выявлен
2
незнание наизусть текста,
слабое владение
(«неудовлетворительно») навыками исполнения и технического мастерства,
подразумевающее плохую посещаемость занятий
и слабую самостоятельную работу
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
.Методические рекомендации преподавателям
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе
по предмету «Ансамбль синтезаторов»,
обычно
включающий
в
себя
проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика
над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно
способов
самостоятельной
работы обучающегося. Урок
может
иметь
различную форму, которая определяется не только конкретными задачами,
стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена
его
индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе
занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило,
сочетает
словесное
объяснение
с
показом
необходимых фрагментов
музыкального произведения.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности,
постепенности,
доступности,
наглядности
в
освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа:
от простого к сложному,
опирается
на
индивидуальные
особенности
ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные
данные, уровень его подготовки. Одна из основных задач специальных
классов
формирование музыкально-исполнительского
-
аппарата
обучающегося В работе над музыкальным произведением необходимо
прослеживать связь между художественной и технической сторонами
изучаемого произведения.
В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется
под влиянием различных музыкальных, художественных и жизненных
эстетических
впечатлений.
Поэтому
важной
задачей
педагога
по
электронным инструментам является консультирование ученика и оказание
ему содействия в ознакомлении с хорошей музыкой, в посещении концертов,
художественных
выставок,
спектаклей,
способствующих расширению его кругозора.
участии
в
экскурсиях,
И наконец, необходимо всячески поощрять концертные выступления
учеников, их участие в различных формах коллективной музыкальной
самодеятельности, музицирование для себя и в кругу семьи. Каждый из этих
видов самостоятельной творческой практики связывает обучение на
электронных инструментах с жизнью, и, постепенно превращаясь во
внутреннюю потребность личности, данная практика становится самым
действенным стимулом музыкально-творческого самоусовершенствования.
Правильная
организация
всестороннее развитие
учебного
процесса,
музыкально-исполнительских
успешное
данных
и
ученика
зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована
работа
в
целом, глубоко продуман выбор репертуара.
В
репертуар
необходимо включать произведения, доступные по степени технической
и
образной
сложности,
высокохудожественные
по
содержанию,
разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре.
Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны
быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с
особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика. Одна из
самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы
научить ребенка работать самостоятельно.
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Успешность выполнения программы определяется регулярностью и
систематичностью домашних занятий учащегося. Желательны ежедневные
домашние занятия продолжительностью не менее двух часов в неделю.
Индивидуальная работа должна охватывать различные составляющие
электронного
музыкального
творчества:
аранжировку
и
исполнение
музыкальных произведений на синтезаторе, их компьютерную аранжировку,
чтение с листа, подбор по слуху, импровизацию, элементарное сочинение и
др. Ученик должен ясно представлять направленность этой работы –
ознакомление с тем или иным музыкальным произведением, выполнение его
аранжировки и показа в классе, на публичном концерте и т.п.
Данная работа строится с учетом рекомендаций преподавателя – устных
или, в случае необходимости, зафиксированных в дневнике ученика.
периодичность занятий – 2 раза в неделю;
количество занятий в неделю - от 0.5 до 1 часа.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением
детьми программы начального и основного общего образования),
с
опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и
методическую целесообразность, а также индивидуальные способности
ученика.
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. –
М.-Л., 1965
Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л., Советский композитор,1974
Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. – М., Кифара, 2011
Красильников И.М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе. – 3-е
изд., испр. и доп. – М.: Экон-Информ, 2011
Красильников И.М. Студия компьютерной музыки: методика обучения. – М.:
Экон-информ, 2011
Красильников И.М. Хроники музыкальной электроники. – М.: Экон-Информ,
2010
Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе
художественного образования. – Дубна: Феникс+, 2007
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., Музыка, 1988
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М., Просвещение, 1984
Шеломов Б. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. –
СПб: Композитор, 1997
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. – М., 1959
Электронный музыкальный инструментарий
Красильников, И., Лискина Е. Учусь аранжировке. Пьесы для синтезатора.
Средние классы. – 2-е изд. – М.: Классика-XXI, 2008
Красильников И., Чудина В. Учусь аранжировке. Пьесы для синтезатора.
Старшие классы. – М.: Классика-XXI, 2008
Петелин Р., Петелин Ю. Аранжировка музыки на PC. – СПб: БХВ-СанктПетербург, 1999
Пешняк В. Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для детских
музыкальных школ. – М.: Композитор, 2000
Фадеев А. «Сборник ансамблей» - Челябинск, 2000
Маркин Ю. «Играем босса-нову», -М., 2002
Смирнова Т.И. Фортепиано – интенсивный курс, - М.: Музыка, 1992
Терентьева Н.А. «Основы ансамблевой игры» Учебное пособие.
Шульгина В., Маркевич Н. Юным пианистам. – Киев: Музычна Украина,
1985
Натансон В. «Брат и сестра». «Народные песни и танцы в 4 руки». – М.:
Советский композитор. 1982
Модель В.И. «Улыбка». Мелодии из мультфильмов. – Л.: Музыка, 1991