«Рассмотрено»:
Методическим советом
МБУ ДО «ДШИ п.Старь»
Протокол _№ 5__________
от «_18 »_апреля 2019 г.
«Утверждаю»:
Директор В.Г.Голичек
Приказ _№ 114_____
от « 29 » августа 2019 г.
Принято:
Педагогическим советом
Протокол № 7_
от «_17 »_июня 2019 г.
Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа в области
музыкального искусства
«СИНТЕЗАТОР»
Срок обучения 4 года
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств п. Старь»
Дятьковского района Брянской области
Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа в области
музыкального искусства
«Основы музыкального исполнительства:
СИНТЕЗАТОР»
Предметная область
Музыкальное исполнительство
Примерная программа
по учебному предмету
«СИНТЕЗАТОР»
Срок обучения 4 года
Разработчик: Т.А.Горькая
преподаватель высшей
квалификационной
категории
МБУ ДО «ДШИ п.Старь»
2019 г.
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе.
2. Срок реализации учебного предмета.
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию
предмета «Синтезатор».
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
5. Цель и задачи учебного предмета.
6. Структура программы учебного предмета.
7. Методы обучения.
8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени.
2. Годовые требования по классам.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
2. Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы.
2. Список рекомендуемой методической литературы.
1. Пояснительная записка
I.1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе.
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства: синтезатор»
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (письмо
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ) и с учетом
существующих примерных авторских программ: И.М.Красильников
Программа
«Электронные музыкальные инструменты», 2001г.
-И.М. Красильников Примерные программы по учебным дисциплинам
«Клавишный
синтезатор», «Ансамбль клавишных синтезаторов», «Студия компьютерной музыки» для
ДШИ и ДМШ. ( Москва. Министерство культуры РФ. Научно-методический центр по
художественному образованию. 2002г.).
Предмет «Основы музыкального исполнительства: синтезатор» направлен на приобретение
обучающимися знаний, специальных исполнительских умений и навыков игры на
синтезаторе, получение ими художественного образования, а также на эстетическое
воспитание и обеспечение духовно-нравственного развития обучающегося.
I.2. Срок реализации учебного предмета.
Срок реализации предмета «Основы музыкального исполнительства: синтезатор» для детей,
поступивших в образовательное учреждение в возрасте 7 - 16 лет, составляет 4 года (3 года 10
месяцев).
I.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на
реализацию предмета
Объём учебного времени как и срок реализации дополнительной общеразвивающей
образовательной программы в области музыкального искусства «Основы музыкального
исполнительства: синтезатор» определяется Уставом школы искусств, предусмотрен
учебным планом и рассчитан на 4 года обучения (3 года 10 месяцев).
Учебный год рассчитан на 34 учебные недели. Согласно графикам учебного процесса
учебный год в ДШИ начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая.
Режим занятий с I по IV классы – 1 академический час (40 минут) 2 раза в неделю.
Учебный план
№
п/п
Наименование
предметной области/
учебного предмета
1.
Учебные предметы
исполнительской подготовки:
Основы музыкального
исполнительства: синтезатор
Ансамбль синтезаторов
Учебный предмет историкотеоретической подготовки:
Слушание музыки
Занимательное сольфеджио
Всего:
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
Годы обучения (классы), Промежуточная
количество аудиторных
аттестация
занятий в неделю (в часах) (годы обучения,
классы)
1 кл. 2 кл. 3кл. 4кл.
2
2
2
2
1,2,3,4
1
1
1
1
1,2,3,4
1
4
1
1
4
4
1,2,3,4
1
4
1
4
I.4. Виды и форма занятий
В рамках реализации
предмета предусмотрены индивидуальные занятия в форме
академического урока. В 1-2 классе возможны совместные занятия 2- 4 учеников.
I.5 Цели и задачи учебного предмета.
Цель: приобщение обучающихся к электронному музицированию через разнообразные формы
творческой деятельности с развитием на этой основе музыкальных способностей и воспитание
хорошего музыкального вкуса.
Задачи
обучающие:
-ознакомление обучающихся с синтезатором, его художественными возможностями и
формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры;
-становление исполнительского аппарата;
-приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
-приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
-формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
-оснащение системой
знаний, умений и способов музыкальной
деятельности,
обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшей самостоятельной работы;
развивающие:
-развитие музыкальных
эмоциональности;
способностей:
ритма,
слуха,
памяти,
музыкальности,
-оснащение системой
знаний, умений и способов музыкальной
деятельности,
обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшей самостоятельной работы;
воспитательные:
-воспитание интереса к музыкальному творчеству, приобретение навыков публичных
выступлений, а также интереса к музицированию.
-воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
-воспитание стремления к практическому использованию приобретенных знаний и
умений в самостоятельной деятельности.
I.6. Структура программы учебного предмета.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
учебно-тематический план;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
I.7. Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
-практический (освоение приемов игры на инструменте);
-словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
I.8. Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета для индивидуальных
занятий: пианино, синтезатора, подставки, электрической розетки с удлинителем,
звукоусилителя и колонок (для концертного выступления), библиотечного фонда, стола,
стульев.
Технические средства: фонотека, видеотека, звукотехническое оборудование.
2. Информационное обеспечение обучения.
В целях информационного обеспечения процесса обучения в программе предусмотрены
перечни учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы. (см. Приложение
к программе).
4. Оснащение занятий
Учебная аудитория должна быть оформлена наглядными пособиями:
-панель управления синтезатора;
-перечень стилей и тембров синтезатора;
-буквенные обозначения звуков;
-таблица гармонических аккордов и сокращений;
-кварто-квинтовый круг тональностей;
-музыкальные термины;
-таблица гамм, аккордов, арпеджио.
II. Содержание учебного предмета
II.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета
Всего
часов
Затраты учебного времени
Годы обучения
Полугодия
Основы
музыкального
исполнительства
(синтезатор)
1-й год
2-й год
3-й год
1
2
3
4
5
6
Аудиторные занятия в часах
32
36
32
36
32
36
4-й год
7
8
32
36
272
Внеаудиторная нагрузка (выполнение домашнего задания) в часах составляет, как минимум,
2 -3 часа в неделю. Затраты времени на освоение обучающимся учебного предмета в
домашней работе носят рекомендательный характер.
II.2. Годовые требования по классам
Содержание работы в классе ситезатора:
-Изучение электронных возможностей клавишного синтезатора.
-Освоение теоретического материала.
-Работа над постановкой игрового аппарата.
-Освоение исполнительской техники.
-Освоение посильного материала в разных режимах работы клавиатуры синтезатора (normal,
split, аккомпанемент).
-Игра в ансамбле.
-Чтение нот с листа.
-Подбор по слуху.
-Развитие творческих способностей.
Занятия по программе «Клавишный синтезатор» предполагают освоение теоретических
сведений непосредственно в практической деятельности учащихся. В связи с этим в учебнотематических планах отсутствует разделение на теоретические и практические занятия.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ,
разработанных с учетом индивидуальных, возрастных возможностей и интересов
обучающихся, а также график контроля знаний, умений, навыков обучающихся.
Учебно-тематический план
Первый год обучения.
В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки и
исполнить на синтезаторе 8-10 небольших произведений народной, классической и массовой
музыки.
Содержание тем:
Тема I: Освоение теории музыки.
Освоение базовых компонентов нотной грамоты:
-нотоносец;
-скрипичный и басовый ключи;
-названия и обозначение нот (графическое, слоговое и буквенное);
-длительности нот;
-паузы;
-знаки альтерации.
-Названия октав.
-Фермата.
-Тактовый размер 2/4, 3/4, 4/4.
-Затакт.
-Аппликатура.
-Диатонические интервалы в пределах октавы.
-Мажорная и минорная гаммы (тональности до одного знака при ключе)
-Трезвучия.
-Понятие о фразе (фразировочная лига), предложении, периоде и куплете.
-Первичные музыкальные жанры: песня, танец и марш.
-Наиболее употребительные динамические и штриховые обозначения.
Тема II: Работа над постановкой игрового аппарата.
-Посадка, организация целесообразных игровых движений («постановка рук»).
-Пальчиковая гимнастика.
-Игра нон легато, легато и стаккато в одной позиции и с подкладыванием
первого пальца.
Тема III: Освоение исполнительской техники.
-Игра мажорных и минорных гамм с одним знаком при ключе каждой рукой и двумя в одну
октаву.
-Освоение аккордовой техники. Построение T,S,D в пройденных тональностях.
-Хроматическая гамма в одну октаву каждой рукой отдельно.
-Короткие арпеджио в одну октаву каждой рукой отдельно.
Тема IV: Изучение электронных возможностей клавишных синтезаторов.
Знакомство с клавишным синтезатором:
-Техника безопасности.
-Подготовка синтезатора к эксплуатации.
-Главные клавиши управления: вкл./выкл., уровень громкости, demo, голоса, стиль, кнопки
метроном, темп.
Главные клавиши управления автоаккомпанементом: start, stop, synchrostart, intro, ending.
-Выразительные возможности клавишного синтезатора (многотембровость, звуковые
эффекты, автоаккомпанемент):
-названия и характерные особенности банков голосов;
-названия и характерные особенности звуковых эффектов;
-названия и характерные особенности паттернов имеющегося в наличии синтезатора.
-Функция «touch».
Тема V: Разучивание произведений, игра в режиме Normal.
Использование цифровых кнопок при игре в режиме Normal с освоением простейших
приемов аранжировки для синтезатора:
-выбор основного голоса из основных тембральных групп в соответствии с жанровой
основой произведения;
-игра и установка громкости.
Тема VI: Разучивание произведений, игра в режиме авто-аккомпанемента.
-Знакомство с основными музыкальными направлениями, жанрами.
-Использование авто-аккомпанемента в режиме Single (однопальцевый ввод аккордов),
Fingered (многопальцевый ввод аккордов).
-Использование вступлений, ритмических субстилей и окончаний.
-Освоение простейших приемов аранжировки для синтезатора:
-подбор паттерна исходя из метра (двух или трехдольного) с ритмическим
рисунком мелодии восьмыми или четверными;
-подбор тембра мелодии в соответствии с ее жанровой основой и формой
(периода или куплетной);
-гармонизация мелодии в режиме взятия аккордов (fingered) на основе трезвучий,
построенных на I, IV и V ступенях мажора (используя обращения) в двух тональностях.
Подготовительные упражнения по созданию аранжировки музыки для синтезатора:
определение
правильного и неправильного вариантов гармонизация мелодии, удачного и неудачного
выбора
аккомпанирующего паттерна и голоса для инструментовки мелодической линии.
Тема VII: Развитие творческих способностей.
-Приобретение навыков чтения нот с листа. Правила чтения нот с листа. Подготовительные
упражнения по чтению с листа.
Чтение с листа в медленном темпе мелодий, аккордов с буквенно-цифровым обозначением
каждой рукой отдельно.
-Исполнение простейших партий в ансамбле с педагогом (в четыре руки) и в режиме casio
chord и single finger.
-Ознакомление с правилами подбора по слуху. Подбор по слуху несложных
мелодий или попевок (в пределах пятипальцевой позиции) с простым
ритмическим рисунком. Исполнение их от белых клавиш.
Подбор по слуху простейшего аккомпанемента на основе выдержанного баса (с
автоаккомпанементом в режиме однопальцевой игры).
-Создание образных картинок на основе шумовых эффектов синтезатора.
-Импровизация «звуковых картинок» на основе шумовых эффектов клавишного синтезатора.
Импровизация (вокальная и инструментальная) музыкальных фраз и предложений в
процессе «музыкального диалога» с преподавателем (вопрос-ответ, утверждение –
возражение, подтверждение и т.п.). Импровизация любого плана (устная, сюжетная,
ритмическая).
График академических концертов: декабрь и апрель-май.
Программа выступления: 2 разнохарактерных произведения ( можно в ансамбле ).
Примерные программы выступлений
1 полугодие
Вар No1
1. Русская народная песня «Как под горкой»
2. Красев В. Елочка.
Вар No2
1. Русская народная песня «Жил был у бабушки серенький козлик»
2. Крылатов.Е. Колыбельная медведицы.
Вар No3
1. Моцарт В. Ария Папагено из оперы «Волшебная флейта»
2. Красев М. «Баю-бай»
3. «Петушок» латышская народная песня
4. Филиппенко А. «Веселый музыкант»
2 полугодие
Вар No1
1. Телеман Пьеса
2. Качурбина М. «Мишка с куклой»
Вар No2
1. Моцарт А. Волынка
2. Пресли.Э. Люби меня нежно.
Вар No3
1. Брамс И. «Колыбельная»
2. Майкапар С. Вальс
«Вар No4
1. «Заиграй, моя волынка» русская народная песня
2. Форстер С. «Лебединая река»
«Вар No5
1. Гайдн Й. Анданте (отрывок из симфонии)
2. Слонов Ю. Полька
3. «Вар No6
1.Полянка» русская народная песня
4. Питерсон О. Джазовый менуэт
Второй год обучения.
В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать аранжировки 710 различных музыкальных произведений и исполнить их на синтезаторе.
Содержание тем:
Тема I: Освоение теории музыки.
-Освоение компонентов нотной грамоты:
аккорды – мажорные и минорные, малый мажорный (доминантовый), малый минорный
септаккорды;
-мажорные и минорные тональности до двух знаков при ключе.
-Тактовый размер 3/8 и 6/8.
-Знаки повторения и сокращения (д. с., д.с. al fine).
-Буквенно-цифровое обозначение аккордов.
-Содержание и форма музыки.
-Средства музыкальной выразительности:
мелодия, гармония, фактура, тембр.
-Композиционная форма.
-Понятия –тоника, субдоминанта, доминанта.
-Простые двух – и трехчастные музыкальные формы.
Тема II: Работа над постановкой игрового аппарата.
Игра в режиме динамической клавиатуры (touch), легато, стаккато.
Тема III: Освоение исполнительской техники.
Несложные движения в партиях правой и левой руки.
Гаммы до 1-2-х знаков в ключе диезные и бемольные в одну-две октавы двумя руками в
посильном темпе, короткие арпеджио и аккорды по Т5/3 с обращениями каждой рукой
отдельно. Хроматическая гамма.
Тема IV: Изучение электронных возможностей клавишных синтезаторов.
Голоса синтезатора, имитирующие струнные, деревянно-духовые, медно-духовые, ударные и
электронные инструменты. Паттерны народной, джазовой, классической и современной
популярной музыки. Использование и сохранение данных в банках памяти.
Тема V: Разучивание произведений, игра в режиме Normal.
Инструментовка пьес двух-, трехчастной простой формы с автосопровождением и с
применением обычной клавиатуры (normal) и разделенной (split).
Жанровые и стилистические критерии в выборе паттерна.
Аранжировка: гармонизация мелодии с использованием T, S, Д и Д7 в тональностях до двух
знаков при ключе в режиме single finger (одним пальцем) и fingered (обычное взятие
аккордов).
Тема VI: Разучивание произведений, игра в режиме авто-аккомпанемента.
Жанровые и стилистические критерии в выборе паттерна. Применение в автоаккомпанементе
ритмических заполнений (fill in), ударных без аккомпанемента (drum machine). Вплетение в
музыкальную ткань звуковых эффектов.
Тема VII: Развитие творческих способностей.
-Подбор по слуху мелодии с более сложным мелодическим и ритмическим рисунком,
фрагментов инструментальных произведений.
-Подбор автоаккомпанемента.
-Чтение с листа в медленном темпе мелодий, аккордов с буквенно-цифровым обозначением
двумя руками без автоаккомпанемента.
-Исполнение партий музыкальных произведений в ансамбле с педагогом или обучающимся.
-Простейший аккомпанемент к несложным вокальным и инструментальным мелодиям.
-Пение песен под собственный аккомпанемент.
-Импровизация по аккордовым звукам в виде арпеджио. Опевание звуков
аккорда. Проходящие и вспомогательные звуки. Гаммообразные построения.
Ладовая импровизация.
-Домашнее музицирование.
График выступлений
форма контроля
дата
Тех.зачёт
февраль
Академические
концерты
Декабрь,
апрель-май
программа
-Этюд,
-гаммы c упражнениями,
-творческое задание ( разрабатывается педагогом
произвольно: можно
на основе изучаемой теории (ритмические разбивки
стишков, упражнение на соотношение длительностей и
т.д.);
-подбор мелодии и аккомпанемента на основе Т,S,D.
-чтение с листа;
-ансамбль или аккомпанемент.
2 произведения
(одно - в режиме Normal, другое - с
автоаккомпанементом)
Примерные программы выступлений
1 полугодие
Вар No1
1. Русская народная песня «Ах вы сени»
2. Таривердиев М. «Маленький принц»
Вар No2
1. Белорусская народная песня «Перепелочка»
2. Дассен Д Тебе.
Вар No3
1. Гендель Г. Менуэт
Красильников И. «Скоморох»
«Я на горку шла» русская народная песня
Крылатов Е. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»
2 полугодие
Вар No1
1.Чайковский П. Танец маленьких лебедей.
2.Зацепин А. Песенка о медведях из к/ф «Кавказская пленница»
Вар No2
1.Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица»
2.Роджерс.Р. Голубая луна.
Вар No3
2. Тюрк Д. Маленькое рондо
Гречанинов А. Вальс
«Вечерний звон» русская народная песня
Мокроусов Б. «Хороши весной в саду цветочки»
Вар No4
3. Шуберт Ф. Лендлер
Гедике А. Песенка
«Дуй, пастух, в дудочку» словацкая народная песня
Никитин С. «Маленький трубач»
Третий год обучения.
В течение учебного года ученик под руководством педагога должен
создать аранжировки 6-8 различных произведений, исполнить их, записать с
помощью секвенсера на синтезаторе, сохранить в буквенно-цифровом
варианте или миди-файла.
Содержание тем:
Тема I: Освоение теории музыки.
Обращение интервалов. Хроматическая гамма от звуков «ре» и «соль
диез». Тональности до 3-х знаков (диезные) и до 2-х знаков (бемольные) при
ключе. Трезвучия Т, S, D и D7 с обращениями. Трезвучие с секстой. Триоль.
Наиболее употребляемые обозначения темпа в общепринятых (итальянских)
терминах и с помощью метронома (в цифрах).
Тема II: Работа над постановкой игрового аппарата.
Тема III: Освоение исполнительской техники.
Гаммы мажорные и минорные (3-х видов) до 2-3-х знаков в ключе двумя руками в одну - две
октавы, короткие и длинные арпеджио, аккорды. Хроматическая гамма.
Тема IV: Изучение электронных возможностей клавишных синтезаторов.
Понятие о фактурных функциях голосов. Мелодия и бас как основа
музыкальной ткани. Формообразующая функция гармонии, фактуры и
тембра. Вариационная форма.
Изучение и применение голосов из банков клавишных, хроматических
ударных инструментов, струнных, деревянно-духовых и представителей
басовой группы. Понятия смычковые, щипковые, язычковые и другие группы
инструментов. Разновидности паттернов народной и современной
популярной музыки: кантри, латиноамериканские, карибские, поп, рок.
Знакомство с художественными и техническими возможностями
многодорожечного секвенсера. Параномирование звука. Применение
многодорожечного секвенсера при записи музыкальных произведений.
Тема V: Разучивание произведений, игра в режиме Normal.
Выбор паттерна в стилях народной и современной популярной музыки.
Художественно обоснованный выбор мелодического голоса подгрупп
клавишных, струнных, духовых или хроматических ударных инструментов.
Обогащение фактуры с помощью звукового колеса (pitchbend).
Тема VI: Разучивание произведений, игра в режиме авто-аккомпанемента.
Аранжировка: гармонизация мелодии с использованием T, S, D и D7 с
обращениями в тональностях до 3-х знаков при ключе в режиме fingered.
Тема VII: Развитие творческих способностей.
-Подбор по слуху мелодии с более сложным мелодическим и ритмическим рисунком,
фрагментов инструментальных произведений с автоаккомпанементом с применением T, S, D,
D7 и II7.
-Чтение нот с листа пьес уровня трудности 1 класса.
-Исполнение партий в ансамбле с педагогом или обучающимися.
-Аккомпанемент к вокальным и инструментальным мелодиям.
-Ритмическая и жанровая импровизация.
-Домашнее музицирование.
График выступлений
форма контроля
дата
Тех.зачёт
февраль
Академические
концерты
Декабрь,
апрель-май
программа
-Этюд,
-гаммы c упражнениями,
-творческое задание ( разрабатывается педагогом
произвольно: можно на основе изучаемой теории
(ритмические разбивки стишков, упражнение на
соотношение длительностей и т.д.);
-подбор мелодии и аккомпанемента на основе
Т,S,D.
- чтение с листа;
- ансамбль или аккомпанемент.
2 произведения (одно - в режиме Normal, другое - с
автоаккомпанементом)
Примерные программы выступлений
1 полугодие
Вар No1
1. Русская народная песня «Вдоль по Питерской»
2. Косма.Ж. Опавшие листья.
Вар No2
1. Русская народная песня «Ой мороз, мороз»
2. Паулс Р. Мелодия из т/ф «Долгая дорога в Дюнах»
Вар No3
1. Верди Дж. Ария Герцога из оперы «Риголетто»
2.Холминов А. Вариации на русскую народную тему «У ворот, ворот»
Вар No4
1.Елецкие страдания
2.Ирадье С. «Голубка»
2 полугодие
Вар No1
1. Бабаджанян А. Ноктюрн.
2. Бетховен Л. К Элизе
Вар No2
1. Чайковский П. Неаполитанская песенка
2. Вайль К. Мекки нож
Вар No3
1. Шуман Р. «Смелый наездник»
2.Кравченко Б. «Блоха ходила на базар»
3.«Ивушка» русская народная песня
Вар No4
1.Шуман Р. «Веселый крестьянин»
2.Хачатурян А. Андантино
3.«Ах, улица, улица широкая» русская народная песня
4.Бакарак Б. «Грустные капельки дождя».
Четвертый год обучения.
В течение учебного года ученик под руководством педагога должен создать 6-8 различных
музыкальных произведений и исполнить их на синтезаторе.
Содержание тем:
Тема I: Освоение теории музыки.
Тональности до 4(6)-ти знаков при ключе. Трезвучия и септаккорды на VII
ступени, септаккорды на II, III и VI ступенях. Синкопа (внутри- и
междутактовая). Блюзовая гамма. Отклонение и модуляции в параллельные
тональности.
Тема II: Работа над постановкой игрового аппарата.
Тема III: Освоение исполнительской техники.
Гаммы до 3-х знаков в ключе в две октавы двумя руками, арпеджио короткие 4-х звучные,
длинные арпеджио , аккорды ( по Т5/3 с обращениями ), хроматическая гамма.
Тема IV: Изучение электронных возможностей клавишных синтезаторов.
Голоса синтезатора, имитирующие народные и электронные инструменты.
Паттерны джаза, смешанных стилей.
Тема V: Разучивание произведений, игра в режиме Normal.
Применение голосов, имитирующих народные и электронные
инструменты. Редактирование голосов с помощью звуковых эффектов.
Тема VI: Разучивание произведений, игра в режиме авто-аккомпанемента.
Аранжировка: гармонизация мелодии с использованием трезвучий и септаккордов
побочных ступеней в пройденных тональностях.
Тема VII: Развитие творческих способностей.
Редактирование музыкального звучания при записи на многодорожечный секвенсер:
исправление допущенных ошибок, корректирование темпа, установка динамического
баланса дорожек.
Запись и редактирование с помощью многодорожечного секвенсера музыкальных
произведений.
Подбор по слуху мелодии с более сложным мелодическим и ритмическим рисунком,
фрагментов инструментальных произведений, исполнение их с автоаккомпанементом.
Чтение нот с листа пьес уровня трудности 2 класса.
Ансамблевое исполнение музыкальных произведений в режиме автоаккомпанемента.
Импровизация в медленном темпе мелодического узора на основе простых гармонических
последовательностей: C-F-G-C; C-F-G7-C; C-Am-Dm-G7-C с применением приёмов
арпеджирования и опевания аккордовых звуков. Совершенствование ритмической и
жанровой импровизации.
Секвенции. Игра секвенций Ум 7 → Т, D 7 → T (2-3 звена);
Домашнее музицирование.
Форма
контроля
Классный
концерт
Тех.зачёт
дата
сентябрь
февраль
График выступлений
программа
1-2 произведения из ранее выученного репертуара
-Гаммы до 2-3-х знаков в ключе со всеми техническими
формулами в две октавы;
-этюд или пьеса подвижного характера;
-творческое задание на основе предмета теоретического
цикла.
-Знание музыкальной терминологии и обозначений на
основе исполняемого репертуара.
- подбор по слуху;
- чтение с листа;
- ансамбль или аккомпанемент.
Исполнение 3 произведений: пьеса с элементами
полифонии; народная обработка; эстрадная пьеса.
Программа может быть исполнена как сольно, так и
различных ансамблевых сочетаниях .
Итоговый Апрель-май
академиче
ский
концерт
(экзамен)
На экзаменах учащиеся исполняют созданные под руководством педагога электронные
аранжировки произведений, охватывающих жанры классической, народной и современной
музыки академических и массовых жанров.
Примеры экзаменационной программы.
Вар. No1
1. Неизвестный автор «Я встретил Вас»
2.Глинка М. Марш Черномора.
3.Гершвин Д. Острый ритм
Вар. No2
1.Чайковский П. «Неаполитанская песенка»
2.Русская народная песня «Клен ты мой опавший»
3.Ленон Д., Маккартни П. «Вчера»
Вар. No3
1. Григ Э. Вальс ля-минор
2.Гаврилин В. Каприччио
3.«Раскинулось море широко» (русская народная песня)
4.Богословский Н. «Темная ночь»
Вар. No4
1.. Шуман Р. «Сицилийская песенка» (соч. 68 No 10)
2.Кабалевский Д. Рондо-марш
3.«Тонкая рябина» (русская народная песня)
4.Леннон Д., Маккартни П. «Эй, Джуд!»
Вар. No5
1.. Дуссек Ф. Рондо соль мажор
2.Салманов В. «Вечерняя песенка»
3.«Разборчиая невеста» (чешская народная песня)
4.Дунаевский И. «Пути-дороги».
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
-технические особенности и основные характеристики синтезатора;
-понятие ладовой и гармонической основы, буквенно-цифровые обозначения тональностей и
аккордов;
-компоненты музыкальной формы: гармонию, фактуру, тембр и их роль в построении
содержательного музыкального целого;
-терминологию;
-элементарные основы импровизации.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
-самостоятельно грамотно разучивать, технически свободно исполнять на синтезаторе
произведения основных жанров и стилевых направлений;
-читать с листа, играть в ансамбле и подбирать по слуху несложные музыкальные
произведения;
-импровизировать музыкальные построения по предложенному образцу и сочинять
музыкальные миниатюры;
-создавать несложные музыкальные произведения и аранжировки, используя технические
средства клавишного синтезатора.
В результате освоения предмета обучающийся должен владеть навыками:
-коллективного музицирования;
-слухового контроля, управления процессом исполнения музыкального произведения;
-исполнения простейшего аккомпанемента;
-публичных выступлений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
IV.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
В целях наблюдения за успешностью развития обучающихся осуществляется контроль
успеваемости по предмету «Основы музыкального исполнительства: синтезатор». В
программе обучения используется три основные формы контроля успеваемости: текущая,
промежуточная и итоговая.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к
учебным предметам, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.
Достижения ученика находят отражение в отметках, которые выставляются в журнал и
дневник учащегося. Формами текущего контроля являются: урок, контрольный урок,
технический зачет.
Промежуточная аттестация по предмету «Основы музыкального исполнительства:
синтезатор» проводится 2 раза в форме
академического концерта с выставлением
дифференцированной или не дифференцированной оценки (зачет, незачет). Данная форма
учёта успеваемости позволяет основываться на принципах вариативности для различных
возрастных категорий детей и молодёжи, направленных на индивидуальную траекторию
развития личности, обеспечивать сохранность контингента обучающихся и формированию
устойчивого интереса к искусству. Возможность использования недифференцированной
системы оценивания является безусловным плюсом в работе с детьми с неустойчивой
психикой, которые плохо могут владеть своим эмоциональным состоянием на сцене в
ожидании оценок.
Итоговая аттестация проводится в выпускном классе в форме экзамена.
Требования к промежуточной аттестации в первом полугодии учебного года:
-аранжировка произведения народной музыки;
-аранжировка произведения массовых жанров.
Требования к промежуточной аттестации во втором полугодии учебного
года:
-аранжировка произведения академической музыки;
-аранжировка произведения массовых жанров.
Содержанием экзамена является исполнение сольной программы из трех произведений
различных жанров. Произведение массового жанра исполняется в реальном времени или с
использованием миди-файла.
Технические зачёты проводятся со второго класса 1 раз в год в классном порядке. Они
проводятся не столько с целью повысить техническое мастерство учащихся, сколько с целью
закрепить творческие знания полученные на предметах теоретического цикла. Наряду с
гаммами, этюдами ученику предлагается решить ритмический пример, выявляя тем самым
пробелы в теории, а также подобрать аккомпанемент к мелодии. Также к техническим
требованиям относится знание терминологии, мелизмов, приёмов звукоизвлечения (legato,
staccato, portamento, акценты, динамические обозначения) с демонстрацией на инструменте,
подбор на слух, чтение с листа, аккомпанемент. Технический зачёт может проходить с
выставлением оценки по 5-бальной системе, а также по системе « зачёт-незачёт»
(недифференцировано).
IV.2. Критерии оценки.
В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие,
позволяющие оценить уровень приобретенных знаний, умений и навыков:
–техническая подготовленность обучающегося на данном этапе обучения;
–художественная трактовка произведения;
–стабильность исполнения;
–выразительность исполнения.
Отметка
5 («отлично»)
Критерии оценивания выступления
-артистичное поведение на сцене;
-увлечённость исполнением;
-художественное
исполнение
средств
музыкальной
выразительности в соответствии с содержанием музыкального
произведения;
-слуховой контроль собственного исполнения;
-корректировка игры при необходимой ситуации;
-свободное владение специфическими технологическими видами
исполнения;
-убедительное понимание чувства формы;
-выразительность интонирования;
-единство темпа;
-ясность ритмической пульсации;
-яркое динамическое разнообразие.
4 («хорошо»)
-незначительная нестабильность психологического поведения на
сцене;
-грамотное
понимание
формообразования
произведения,
музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
-недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
-стабильность воспроизведения нотного текста;
-выразительность интонирования;
-попытка передачи динамического разнообразия;
-единство темпа.
3
-неустойчивое психологическое состояние на сцене;
(«удовлетворительн -формальное прочтение авторского нотного текста без образного
о»)
осмысления музыки;
-слабый слуховой контроль собственного исполнения;
-ограниченное
понимание
динамических,аппликатурных,
технологических задач;
-темпо-ритмическая неорганизованность;
-слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных
штрихов;
-однообразие и монотонность звучания.
2
-неустойчивое психологическое состояние на сцене;
(«неудовлетворител -формальное прочтение авторского нотного текста без образного
ьно»)
осмысления музыки;
-слабый слуховой контроль собственного исполнения;
-ограниченное
понимание
динамических,аппликатурных,
технологических задач;
-темпо-ритмическая неорганизованность;
-слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных
штрихов;
-однообразие и монотонность звучания.
«зачет» (без
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на
отметки)
данном этапе обучения
V. Методическое обеспечение учебного процесса
V.1. Методические рекомендации преподавателям.
В работе в классе по специальности «синтезатор» надо прививать интерес к занятиям на
инструменте, воспитывая вкус учащихся на лучших образцах народной музыки, русской и
зарубежной классики.
В процессе обучения важно уделять большое внимание вопросам постановки рук и положению
корпуса во время игры, акцентируя внимание на правильной аппликатуре и в необходимости
соблюдения аппликатурной дисциплины, как одного из важных факторов достижения нужного
художественного результата.
С первых уроков учащемуся нужно прививать навык внимательного прочтения нотного текста в
работе над изучаемым произведением, анализировать технические трудности.
На уроках необходимо знакомить учащихся с музыкальными терминами, поясняя их значение в
исполнении музыкальных произведений.
Развитие техники исполнения осуществляется в процессе работы над всеми видами заданий
(изучение произведений, игра гамм, подбор, импровизация).
На протяжении всех лет учёбы большое внимание должно быть уделено развитию у учащегося
навыков самостоятельного осмысленного разбора нотного текста, умению грамотно читать с
листа.
В процессе обучения чтению нот с листа применяются разные приёмы. Например: мелодию
играет преподаватель, а затем её должен подхватить ученик (так вырабатывается умение
внимательно следить за нотным текстом, смотреть и слушать вперед); мелодию играет
преподаватель, а сопровождение в аккомпанементе - учащийся. Здесь уже приобретаются
навыки ансамблевой игры.
Игра под аккомпанемент стилей очень похожа на игру в оркестре – навыки ансамблевого
музицирования прививаются в классе синтезатора с первых уроков. В классе синтезатора
ансамбль в учебном плане выделен отдельным предметом.
Для успешной организации работы своего класса нужно продумывать и планировать
мероприятия с разнообразной тематикой, концерты, концерты-лекции и др..
Большое внимание в классе надо уделять ученикам с удовлетворительными данными, которых
большинство. В будущем они должны быть всесторонне развитыми культурными слушателями;
людьми, которые в дальнейшем смогут создать атмосферу любви и интереса к искусству в
своём окружении.
Важно следить, чтобы интерес к музыке, творчеству у учеников в процессе занятий не угасал.
V.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Процесс овладения инструментом требует неустанного творческого труда. Поэтому
первостепенной задачей педагога в содружестве с родителями – приучать ученика трудиться
упорно и настойчиво. Интерес, увлечённость и творческое отношение в работе за инструментом
являются залогом успешной учёбы. Преподавателю необходимо наладить контакт с родителями
обучающихся в целях обеспечения элементарного контроля по подготовке домашних заданий их
ребенком, что поможет обеспечить стабильность самостоятельных занятий. Особенно это
важно на начальном этапе обучения, так как пущенная на самотек организация
самостоятельных занятий не принесет желаемых результатов.
Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у
обучающегося музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными. Они должны проходить при хорошем
физическом состоянии обучающегося.
Роль преподавателя в организации самостоятельной работы обучающегося велика. Она
заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного
внеаудиторного времени. Следует разъяснить обучающемуся, как распределить время работы
над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее
проблемные места данных произведений, посоветовать способы работы над ними.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем
на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы обучающегося должна проводиться
педагогом регулярно.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
VI.1. Примерный репертуарный список
Первый класс
Народная, классическая и современная музыка
Народные песни и танцы в переложении для синтезатора и музыкального
компьютера. Сост. Красильников И.и Кузьмичева Т.:
-Русская народная песня «Заиграй, моя волынка»
-Русская народная песня «Уж ты, сад»
-Татарская народная песня «Ходим кругом»
-Русская народная песня «По Дону гуляет казак молодой»
-Русская народная песня «Полянка»
-Украинская народная песня «Черные брови»
Школа игры на синтезаторе. Сост. Красильников И., Алемская А., Клип И.:
-«Веселые гуси», русская народная песня
-Гайдн Й. Анданте (отрывок из симфонии)
-«Петушок», латышская народная песня
-«Савка и Гришка сделали дуду», белорусская народная песня
-Брамс И. Колыбельная
-Филипп И. Колыбельная
«Волшебные клавиши» произведения для клавишного синтезатора. Сост.
Красильников И., Кузьмичева Т.:
-Моцарт В. «Колыбельная»
-Орф К. «Жалоба»
Учусь аранжировке. Младшие классы. Сост. И. Красильников и И. Клип:
-Бизе Ж. «Серенада»
-Геслер И. Прелюдия
-Моцарт В. Ария Папагено из оперы «Волшебная флейта»
Нотная папка для синтезатора No1 (младшие классы). Сост. Клип И.,
Красильников И.:
-Балаж А. «Игра в солдатики»
-Беркович И. «Китайская колыбельная»
-Берлин Б. «Марширующие поросята», «Пони Звездочка»
-Владыкина-Бачинская Н. «Волынка»
-Из Школы И.Прайслера Маленькая полька
-Лонгшамп-Друшкевич К. «Разговор кукушки с эхом»
-Красев М. «Баю-бай»
-Майкапар С. Вальс
-Салютринская Т. «Пастух играет»
-Степанов А. «Лакомка»
Фортепианная игра. Сост. Натансон В. Рощина Л., под общ. ред. А.Николаева:
-Арман Ж. Пьесы ля минор, Ре мажор
-Гендель Г. Менуэт
-Кригер И. Менуэт
-Мясковский Н. «Беззаботная песенка»
-12Руббах А. «Воробей»
-Слонов Ю. Полька
-Сперонтес (И.Шольце) Менуэт
-Шуберт Ф. Немецкий танец
-Шуман Р. «Солдатский марш»
-Шуман Р. Песня
Школа игры на фортепиано. Сост. Кувшинников Н. и Соколов Н.:
-Стравинский И. Анданте из «Тетради»
-Хренников Т. «Песня девушек» из оперы «В бурю»
Юный пианист. Вып. 1. Сост. Натансон В. и Ройзман Л. Переботанное и
дополненное издание:
-Бер О. «Темный лес»
-Кабалевский Д. «Труба и барабан»
-Калинников В. «Тень-тень»
-Красев М. «Конь», «Лихой наездник»
-Левина З. «Тик-так»
-Римский-Корсаков Н. «Здравствуй, гостья зима!»
-Сорокин К. «Птичка под дождем», «Украинский напев»
Калинка. Альбом начинающего пианиста. Сост. Бакулов А. и Сорокин К.:
-Агафонников В. «Сорока, сорока», «Кукушка»
-Арман Ж. «Эхо»
-Виттхауер И. Гавот
-Галынин Г. «Зайчик», «Медведь»
-Гедике А. Плясовая
-Кабалевский Д. «Вроде марша»
-Кодай З. Пьеса
-Моцарт В. Менуэты До мажор и Фа мажор
-Наймушин Ю. Доброй ночи, Ходики
-Сорокин К. Украинская песенка
-Сухонь Э. Две словацкие песни
-Фибих З. Пьеса
-Чалаев Ш. Лезгинка
-Майкапар С. «Первые шаги»
Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь 1. Сост. Смирнова Т.:
-Верцлау И. «Маленький паровозик»
-Губайдуллина С. Песенка
-Кессельман В. «Маленький вальс»
-Кехлер Л. «Первая попытка», «Игрушка»
-Раухвергер М. «Корова»
-Фогель М. «Веселые каникулы», «Храбрый рыцарь».
Музыка массовых жанров
Школа игры на синтезаторе. Сост. Красильников И., Алемская А., Клип И.:
-Артоболевская А. «Вальс собачек»
-Качурбина М. «Мишка с куклой»
-Сигмейстер Э. «Ковбойская песня», «Прыг-скок», «Ну-ка, встряхнись!»
-Филиппенко А. «Веселый музыкант»
-Форстер С. «Лебединая река»
-Эрнесакс Г. «Едет, едет паровоз»
Нотная папка для синтезатора (младшие классы). Сост. Клип И.Л.,
Красильников И.М.:
-Березняк А. «Едет воз»
-Благ В. Танец
-Буринскас В. «Гномики»
-Компанейц З. «Паровоз»
-Портной Г. «Ухти-Тухти»
-Сигмейстер Э. «Дождя больше не будет», «Поезд идет»
-Филиппенко А. «Про лягушку и комара», «Цыплята»
Звезды на небе. Старинные русские романсы. Сост. С. Нагибин:
-Неизвестный автор «Мой костер в тумане светит»
-Неизвестный автор «Очи черные»
-Дорогой длинною. Популярные романсы. Сост. Кольцов Н.:
-13Бакалейников А. «Бубенцы»
-Дюбюк А. «Улица, улица»
-Мелодии джаза. Сост. В.Симоненко. Киев, Музична Украина, 1976:
-Эллингтон Д. «Си-Джем блюз» («C Jam Blues»)
-Бекман Е. «В лесу родилась елочка»
-Блантер М. «Катюша»
-Ботяров Е. «Рыжий, рыжий, конопатый»
-Вайнберг М. Песенка Винни-Пуха из м/ф «Винни-Пух»
-Газманов О. «Москва»
-Градески Э. «Маленький поезд»
-Ефремов И. «Блоха»; песня «Робин-Красношейка» из м/ф «Шалтай-болтай»
-Иорданский М. «Голубые санки», «Песенка про чибиса»
-Карминский М. «Крошка Вилли-Винки»
-Компанеец З. «Веселый поезд»
-Красев М. «Елочка», «Кукушка»
-Меерович М. «Перышко»
-Никитин С. «Маленький трубач», «Песня ослика», «Собачья песня»
-Николаев И. «Комарово»
-Окуджава Б. «Аты-баты, шли солдаты»
-Паулс Р. «Кашалотик», Колыбельная, «Сонная песенка»
-Пахмутова А. «До свиданья, Москва»
-Песков Н. «Песня цыплят»
-Савельев Б. «Неприятность эту мы переживем», «Если добрый ты»
-Сигмейстер Э. «Ковбойская песня», «Скользя по льду», «Прыг-скок», «Влезай и
вылезай в окно»,
-Старокадомский М. «Веселые путешественники», «Любитель-рыболов»
-Ханок Э. «То ли еще будет»
-Чичков Ю. «Песня о волшебном цветке», «Лесная песенка»
-Шаинский В. «Антошка», «В траве сидел кузнечик», «Чунга-чанга», «Ужасно
интересно все то, что неизвестно», «Песня о сказке»
-Шиловский А. «Я люблю тебя как солнце»
-Шостакович Д. «Песня о встречном», «Хороший день»
-Якушенко И. «Про школу»
Этюды и виртуозные пьесы
Нотная папка для синтезатора (младшие классы). Сост. Клип И., Красильников
И.:
-Беркович И. Этюд
-Гумберт Г. Этюд
-Из Школы И. Прайслера Этюд До мажор
-Лушников В. Этюд
-Черни К. Этюд Ля мажор
-Шитте Л. Этюд До мажор
Второй класс
Народная, классическая и современная музыка
Народные песни и танцы в переложении для синтезатора и музыкального
компьютера. Сост. Красильников И.и Кузьмичева Т.:
-Русская народная песня «Позарастали стежки-дорожки»
-Русская народная песня «Матушка, что во поле пыльно?»
Школа игры на синтезаторе. Сост. Красильников И., Алемская А., Клип И.:
-«Аннушка», чешская народная песня
-«Санта Лючия», итальянская народная песня
-«Я на горку шла», русская народная песня
Нотная папка для синтезатора No1 (младшие классы). Сост. Клип И.,
Красильников И.:
-«Как при лужку», русская народная песня
-«Лабаялг», эстонский народный танец
-Немецкая народная шуточная песня
-«Трояк», польский танец
-Украинская плясовая
Школа игры на синтезаторе. Сост. Красильников И., Алемская А., Клип И.:
-14Майкапар С. «Пастушок»
-Неизвестный автор Менуэт из «Нотный тетради Анны Магдалены Бах»
Нотная папка для синтезатора No1 (младшие классы). Сост. Клип И.,
Красильников И.:
-Барток Б. Две пьесы из сюиты «Детям»
-Бетховен Л. Немецкий танец
-Гречаников А. Вальс
-Ефимов В. «Скоморошина»
-Рейнеке К. Маленькое рондо
-Тюрк Д. «Охотничьи рога и эхо»
-Шуберт Ф. Лендлер
-Шостакович Д. «Шарманка»
Учусь аранжировке. Младшие классы. Сост. Красильников И. и Клип И.:
-Красильников И. «Скоморох», «Часы с кукушкой»
-Рейнеке К. Скерцино из Сонатины Фа мажор
-Тюрк Д. Маленькое рондо
Ансамбли для фортепиано. Сост. Артоболевская А.:
-Бетховен Л. Марш из «Афинских развалин»
-Глинка М. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»
-Римский-Корсаков Н. Отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане»
-Брамс И. «Народная песня» соль минор
-Гедике А. Песенка
-Глинка М. Танцы из оперы «Иван Сусанин» (фрагменты), «Персидский хор» из
оперы «Руслан и Людмила», «Жаворонок»
-Стравинский И. Вальс из балета «Петрушка», «Балалайка»
Калинка. Альбом начинающего пианиста. Сост. Бакулов А. и Сорокин К.:
-Бетховен Л. Экосез Соль мажор,
-Гендель Г. Менуэт, Сарабанда
-Кикта В. «Из Киевской старины», «Звоны»
-Куперен Ф. «Смелая кукушка»
-Моцарт Л. Юмореска, Жига
-Соге А. «Заблудившийся охотник»
-Сперонтес (И.Шольце) Сицилиана
-Шуберт Ф. «Благородный вальс»
Фортепианная игра. Сост. Натансон В., Рощина Л., под общ. ред. А. Николаева:
-Балакирев М. «На Волге»
-Бах И. Ария (из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»),
-Бетховен Л. Немецкий танец До мажор
-Гайдн Й. Менуэты Фа мажор, Соль мажор
-Гедике А. Танец
-Гречанинов А. «Весенним утром», Мазурка, «Первоцвет»
-Майкапар С. «В садике», «Мотылек»
-Моцарт В. Аллегро
-Моцарт Л. Бурре, Менуэт
-Мусоргский М. «Поздно вечером сидела» хор из оперы «Хованщина»
-Перселл Г. Ария, Менуэт
-Свиридов Г. «Колыбельная песенка»
-Сигмейстер Э. «Креольская песня»
-Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица»
-Штейбельт Д. Адажио
-Франк Ц. «Жалоба куклы»
Юный пианист. Вып. 1. Сост. Натансон В. и Ройзман Л. Переботанное и
дополненное издание:
-Глинка М. Песня Ильинишны из музыки к трагедии Н.Кукольника «Князь Холмский»
-Грибоедов А. «Музыкальная шкатулка»
-Караманов Д. «Птички»
-Моцарт В. Ария Дон-Жуана, Ария Церлины, Менуэт из оперы «Дон Жуан»
-Мусоргский М. Отрывок из вступления к опере «Хованщина»
-Шостакович Д. «Родина слышит, Родина знает»
-Осокин М. Танцы из балета «Наль и Дамаянти»
-15Скарлатти Д. Менуэт Фа мажор
-Степаненко М. «Белочка»
Чайковский П. «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро», «Детский
альбом»:
-«Болезнь куклы», «Старинная французская песенка».
-Шнитке А. «Наигрыш»
Музыка массовых жанров
Нотная папка для синтезатора (младшие классы). Сост. Клип И., Красильников
И.:
-Петерсен Р. «Марш гусей»
-Питерсон О. Джазовый менуэт
-Попп А. «Манчестер-Ливерпуль»
-Семенов В. «Старинная американская песенка»
-Тобис Б. «Негритенок грустит», «Негритенок улыбается»
-Черчилль Ф. Марш из м/ф «Белоснежка и семь гномов»
Учусь аранжировке. Младшие классы. Сост. Красильников И. и Клип И.:
-Кожуховская Е. «Джаз на льду»
-Крылатов Е. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»
Звезды на небе. Старинные русские романсы. Сост. С. Нагибин:
-Дюбюк А. «Не брани меня, родная»
-Гурилев А. «Колокольчик», «Сарафанчик»
-Малашкин Л. «О, если б мог выразить в звуке»
-Неизвестный автор «Гори, гори, моя звезда!»
-Неизвестный автор «Темно-вишневая шаль»
-Шишкин М. «Ночь светла»
-Яковлев А. «Зимний вечер»
Мелодии джаза. Сост. Симоненко В.:
-Акст Г. «Дайна» («Dinah»)
-Брукс Ш. «Однажды» («Some of These Days»)
-Хикмен А. «Розовая комната» («Rose Room»)
-Баснер В. «На безымянной высоте»
-Баузе А. «Нельзя любить сильней!»
-Быканов А. «Сдается квартира с ребенком»
-Вард С. «Бабье лето» (из репертуара Джо Дассена)
-Визбор Ю. «Домбайский вальс»
-Высоцкий В. «Песня Алисы», «Песня о друге»
-Гладков Г. «Песенка львенка и черепахи» из м/ф «Как львенок и черепаха пели
песню»,
-Менуэт из м/ф «Бременские музыканты»
-Ефремов И. «Ни кола, ни двора», «Песенка друзей»
-Леннон Д., Маккартни П. «Пусть будет» («Let It Be»), «И я люблю ее» («And I Love
Her»)
-Гладков Г. «А может быть, ворона»
-Дассен Д., Бодло Ж. «Тебе»
-Зацепин А. «Волшебник-недоучка»
-Кабалевский Д. «Наш край»
-Карминский М. «Прости, мой край»
-Круччини В. «Льется песня»
-Крылатов Е. «Песенка о лете»
-Лепин А. «Песенка о хорошем настроении» из к/ф «Карнавальная ночь»
-Маршалл Г. «Там, где ты жила»
-Мокроусов Б. «Заветный камень», «Хороши весной в саду цветочки»
-Никитин С. «Лошадиная песня», «Маленький трубач»
-Островский А. «Спят усталые игрушки», «Школьная полька»
-Покрасс Д. и Дм. «Три танкиста»
-Рыбников А. «Дорожная»
-Савельев Б. «Настоящий друг», «Танцуйте сидя»
-Соловьев-Седой В. «В путь»
-Тухманов Д. «Козашенок»
-Чичков Ю. «Родная песенка»
-Шаинский В. «Голубой вагон», «Кораблики», «Песенка крокодила Гены», «Песенка
Чебурашки»
Этюды и виртуозные пьесы
Нотная папка для синтезатора (младшие классы). Сост. Клип И., Красильников
И.:
-Кравченко Б. «Колокольчики»
-Лемуан А. Этюд Соль мажор
-Майкапар С. «Дождик», «Мотылек»
-Черни К. Этюд Ре мажор, Этюд Соль мажор
-Шитте Л. Этюд си минор
Третий класс
Народная, классическая и современная музыка
Народные песни и танцы в переложении для синтезатора и музыкального
компьютера. Сост. Красильников И.и Кузьмичева Т.:
-Русская народная песня «Ивушка»
-Словацкая народная песня «Дуй, пастух, в дудочку»
Школа игры на синтезаторе. Сост. Красильников И., Алемская А., Клип И.:
-«Как у наших у ворот», русская народная песня
Нотная папка для синтезатора No1 (младшие классы). Сост. Клип И.,
Красильников И.:
-«А я сам», чешская народная песня
-«Частушка», русская народная песня
-Чайковский П. «Марш деревянных солдатиков», «Немецкая песенка» из
«Детского альбома»
Нотная папка для синтезатора No2. Песни и танцы народов мира (средние
классы). Сост. Клип И. И Михуткина Н.:
-Русская народная песня «Ах, улица, улица широкая»
Учусь аранжировке. Средние классы. Сост. И. Красильников и Е. Лискина:
-«Вдоль да по речке», русская народная песня
Школа игры на синтезаторе. Сост. Красильников И., Алемская А., Клип И.:
-Верди Дж. Ария Герцога из оперы «Риголетто»
-Моцарт В. Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро»
«Волшебные клавиши» произведения для клавишного синтезатора. Сост.
Красильников И. И Кузьмичева Т.:
-Сен-Санс К. «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных»
-Шуман Р. «Веселый крестьянин»
Нотная папка для синтезатора No1 (младшие классы). Сост. Клип И.,
Красильников И.:
-Бах И.С. Прелюдия До мажор
-Бём Г. Прелюдия
-Глинка М. Полька
-Кравченко Б. «Блоха ходила на базар»
Нотная папка для синтезатора No2 Классика и современность (средние классы)
Сост. Клип И. И Михуткина Н.:
-Бетховен Л. Романс из Сонатины Соль мажор
Учусь аранжировке. Младшие классы. Сост. Красильников И. и Клип И.:
-Бах И.С. Хорал До мажор
-Вебер К. «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок»
-Гендель Г. Ария ре минор
-Моцарт В. Полонез из Сонатины Фа мажор, Романс из «Маленькой ночной
серенады»
-Рубинштейн А. «Трепак»
-Чайковский П. Вальс из балета «Лебединое озеро»
Произведения для ансамбля синтезаторов. Сост. Красильников И., Кузьмичева Т.:
-Красильников И. «Пять лубочных картинок»
Брат и сестра. Вып. 2. Сост. В. Натансон:
-Моцарт В. Ария Дон Жуана из оперы «Дон Жуан»
Калинка. Альбом начинающего пианиста. Сост. Бакулов А. и Сорокин К.:
-Холминов А. Вариации на русскую тему «У ворот, ворот»
Сборник фортепианных пьес. Часть 2. Сост. Ляховицкая С.:
-Мусоргский М. Гопак
-Сигмейстер Э. «Уличные игры», «Солнечный день», «Игра на банджо»,
Американская народная песня
Фортепианная игра. Сост. Натансон В. Рощина Л., под общ. Ред. А.Николаева:
-Брамс И. «Народная песня»
-Кабалевский Д. Легкие вариации на тему русской народной песни
-Майкапар С. Колыбельная
-Хачатурян А. Андантино
Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь 2. Сост. Смирнова Т.:
-Бах И. Полонез, Менуэт
-Гедике А. «Песня веретена», «Гроза», «Миниатюра»
Хрестоматия педагогического репертуара. Вып. 2. 3-4 классы:
-Шуберт Ф. Три лендлера
-Шуман Р. «Альбом для юношества»:
«Первая утрата», «Сицилийская песенка»
Юный пианист. Вып. 2. Сост. Натансон В. и Ройзман Л.:
-Леммик Х. «Сигналы из космоса»
-Резников Н. «Музыкальная шкатулка»
-Сорокин К. Полька
Бах И. Маленькие прелюдии и фуги (по выбору)
Бах И. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (по выбору)
-Глинка М. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин»
Прокофьев С. Фрагменты из музыки к кинофильмам и драматическим спектаклям.
Составление и переложение для фортепиано в четыре руки В. Блока и Р.
Леденева. Ред. А. Руббаха и В. Дельновой
-Чайковский П. Вальс из оперы «Евгений Онегин»
Музыка массовых жанров
Школа игры на синтезаторе. Сост. Красильников И., Алемская А., Клип И.:
-Ирадье С. «Голубка»
-Ромберг Э. «Тихо, как при восходе солнца»
-Фомин Б. «Только раз»
Нотная папка для синтезатора (младшие классы). Сост. Клип И., Красильников
И.:
-Бабаджанян А. Ноктюрн
-Морган К. Мелодия «Бимбо»
-Петерсен Р. «Старый автомобиль»
-Петров А. Музыка их к/ф «Я шагаю по Москве»
Нотная папка для синтезатора No2 тетрадь 4 (средние классы) Сост. Клип И. и
Михуткина Н.:
-Куртис Э. Вернись в Сорренто
-Ролланд Г. Токката
Учусь аранжировке. Младшие классы. Сост. Красильников И. и Клип И.:
-Грубер Ф. «Тихая ночь»
-Дюбюк А. «Улица, улица»
-Фостер С. «О, Сюзанна!»
Вечер старинного романса. Сост. Жаров В.:
-Варламов А. «На заре ты ее не буди!»
-Гуэрчиа А. «Нет, не любил он»
Мелодии джаза. Сост. Симоненко В.:
-Боумен Э. «Двенадцатая улица» («Twelfth Street Rag»)
-Уильямс К. и С. «Королевский парк»
-Хендерсон Р. «Прощай, черный дрозд»
-Аедоницкий П. «Станция минутка»
-Афанасьев Л. Песня «Гляжу в озера синие» из т/ф «Тени исчезают в полдень»
-Берковский В. «Под музыку Вивальди»
-Богословский Н. «Песня старого извозчика»
-Боллинг К. «Борсалино»
-Градески Э. «Счастливые буги»
-Дунаевский И. «Песенка моряков» из оперетты «Вольный ветер»
-Никитин С. «Александра»
-Николаев И. «Маленькая страна»
-Новиков А. «Дороги»
-Роджерс Р. «Эдельвейс» из к/ф «Звуки музыки»
-Рота Н. «Слова любви» («Speak Softly Love»)
-Рыбников А. «Песня Красной шапочки» из т/ф «Про Красную шапочку», «Романс
черепахи Тортиллы» из т/ф «Приключения Буратино»
-Соловьев-Седой В. «Вечер на рейде», «Соловьи»
-Фомин Б. «Песня о счастье»
-Хейд Г. Чарльстон
-Хейне О. «Эстонский вальс»
-Хренников Т. «Колыбельная Светланы» из к/ф «Гусарская баллада»
-Чичков Ю. «Песня о волшебном цветке»
-Шаинский В. «Идет солдат по городу»
-Щедрин Р. «Веселый марш монтажников»
Этюды и виртуозные пьесы
Нотная папка для синтезатора (младшие классы). Сост. Клип И., Красильников
И.:
-Витлин В. «Бубенцы»
-Гурлит К. Этюд До мажор
-Крамер Д. «Первые цветы»
Нотная папка для синтезатора No2, тетрадь 3. Этюды (средние классы) Сост.
Клип И. И Михуткина Н.:
-Ф. Бургмюллер Арабеска, Искренность
Четвертый класс
Классическая и современная музыка
-Моцарт В. Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро»
Брат и сестра. Вып. 2. Сост. Натансон В.:
-Моцарт В. Ария Керубино из оперы «Свадьба Фигаро»
-Глинка М. «Сомнение»
-Вебер К. «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок»
-Бизе Ж. Хабанера, Антракт к IV действию оперы «Кармен»
-Боккерини Л. Менуэт ля мажор из Струнного квартета
-Бородин А. «Маленькая сюита»: Ноктюрн, «В монастыре»
-Вила-Лобос Э. Бразильская бахиана No 5
-Гаврилин В. Каприччио
-Гендель Г. 12 легких пьес (по выбору)
-Глинка Г. Вальс из оперы «Иван Сусанин»
-Калинников В. «Грустная песенка» соль мажор
Легкие переложения произведений русских композиторов. Библиотека юного
пианиста. Вып. 4. Сост. В. Натансон:
-Рубинштейн А. «Горные вершины»
-Лядов А. Колыбельная, Протяжная, «Танец комара»
-Мегюль Э. «Охота»
-Мусоргский М. «Слеза»
-Куперен Ф. Мелодия
-Лядов А, Мазурка (соч. 15), Пасторалъ No 2 (соч. 17)
-Майкапар С. Избранные произведения, часть II: Баркарола; «Маленькие новелетты»
(соч. 8):
-«Танец марионеток», «Итальянская серенада»
-Прокофьев С. «Детская музыка»: «Прогулка», «Сказочка»; симфоническая сказка
«Петя и волк»: Кошка»; кантата «Александр Невский»: «Вставайте, люди русские»,
«Въезд Александра во Псков»
-Ребиков В. Вальс «Елка», «Грустная песенка», «Музыкальная табакерка»,
«Шарманщик поет»
-Моцарт В. Менуэт из Симфонии ми-бемоль мажор Фрид Г.Галоп
-Хачатурян А. «Танец девушек из балета «Гаянэ»
Музыка массовых жанров
Вечер старинного романса. Сост. В. Жаров. М.: Искусство, 1968:
-Булахов П. «Не пробуждай воспоминанья»
-Неизвестный автор. «Я встретил вас»
-Обухов А. «Калитка»
-Шереметьев Б. «Я вас любил»
-Гершвин Дж. «Хлопай в такт»
-Гладков Г. «Песня атаманши и разбойников», «Песня охраны», Серенада из м/ф
«Бременские музыканты».
-Виллондо А.«Е1 Choclo»
-Дунаевский И. «Дорогие мои москвичи», «Пути-дороги», «Марш веселых ребят» из
к/ф «Веселые ребята» Ивановичи И. «Дунайские волны» (вальс)
История популярной музыки. Книга вторая. 70-90-е годы. Автор составитель
Верменич Ю. М., изд-во «Мега-Сервис», 1997:
-Панас М., Мунро К., Ллойд Дж. «Прощай моя любовь, прощай» («Good.Bye, My
Love, Good Bye»)
-Уандер С. «Я звоню тебе» («I Just Called to Say Love You»)
-Львов-Компанеец Д. «У моря» (медленный вальс)
Мелодии джаза. Сост. Симоненко В. Киев: Музична Украина, 1976:
-Паркер Ч. «Время пришло» («Now Is the Time»)
-Шонбергер Д. «Нашептывая» («Whispering»)
-Милана Ф. «Город золотой»
-Михайлюк В. «Черемшина»
-Мокроусов Б. «Одинокая гармонь»
-Молчанов К. «Сердце, молчи» из к/ф «На семи ветрах»
-Новиков А. «Смуглянка»
-Паулс Р. «Маэстро»
-Петерсбургский Е. «Синий платочек»
-Пономаренко Г. «А где мне взять такую песню», «Отговорила роща золотая»
-Попп А. «Печальная любовь» («Love in Blue»)
-Рево Д. «Мой путь»
-«Рио-рита» (фокстрот)
-Питерсон О. «Зимний блюз»
-Раджерс Р. «Голубая луна»
-Шмитц М. «Веселый разговор», «Много пятерок в портфеле», «Оранжевые буш»,
-Принцесса танцует вальс»
-Шварц Л. Песня «Далеко, далеко за морем» из к/ф «Золотой ключик»
-Перепелица Я. «Деревенька моя»
VI. 2.Список рекомендуемой учебной и методической
литературы
1. Красильников И. Проблемы построения методики игры на синтезаторе.
Искусство в
школе. №2, №3. – М.,1996.
2. Красильников И. Синтезатор на уроке? / Искусство в школе. №2. –– М., 1995.
3. Красильников И.М. Программа «Электронные музыкальные инструменты»,
2001г.
4. Красильников И.М., Электронное музыкальное творчество в системе художественного
образования. Дубна: Феникс+, 2007 г.
5. Красильников И.М. Примерные программы по учебным дисциплинам «клавишный
синтезатор», «ансамбль клавишных синтезаторов», «студия компьютерной музыки» для
детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. – М.: Министерство
культуры Российской Федерации. Научно-методический центр по художественному
образованию, 2002. – 55 с.
6. Мухина В. Возрастная психология, М., 1998
7. Пешняк В., Самоучитель игры на синтезаторе.
8. Порунов А.В., Порунова И.В. Программа «Клавишный синтезатор-предмет по выбору для
учащихся фортепианного отделения»
10.Программа по классу специального фортепиано для Детских музыкальных школ, АлмаАта, 1980.
11.Программы фортепиано для учебных заведений культуры и искусств дополнительного
образования, Москва, 2002
12.Рапецкая Лариса Викторовна. Образовательная программа по предмету синтезатор.
Пермский край г. Добрянка, 2010 г.
13.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
14.Шнабель А. Моя жизнь и музыка // Исполнительское искусство зарубежных стран. М.,
1967. Вып. 3. С. 63—193.
3. Интернет-ресурсы
Интернет-сайт — notonly.
Рецензия на рабочую программу учебного предмета «Основы
музыкального исполнительства: синтезатор»
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в
области музыкального исполнительства «Синтезатор»
преподавателя МБУ ДО «Детская школа искусств п.Старь»
Горькой Татьяны Альбертовны
Рабочая программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства:
синтезатор», дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области
музыкального исполнительства «Синтезатор», составлена на основе «Рекомендаций по
организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации
общеразвивающих программ в области искусств» (письмо Министерства культуры
Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ) с учетом примерных авторских
образовательных программ по классу клавишного синтезатора И.М.Красильникова.
Данная программа охватывает полный четырехлетний курс предмета «Основы музыкального
исполнительства: синтезатор» реализуемого в ДШИ.
В рабочей программе учебного предмета «Основы музыкального исполнительства:
синтезатор» дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области
музыкального
исполнительства
«Синтезатор»
предусматривается
организация
образовательной и методической деятельности преподавателя по данной дисциплине.
Программа включает необходимые для осуществления обучения в классе синтезатора
разделы:
1. Пояснительная записка.
2.Содержание учебного предмета.
3.Требования к уровню подготовки обучающихся.
4.Формы и методы контроля, система оценок.
5.Методическое обеспечение учебного процесса.
6.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.
Каждый раздел программы методически грамотно выстроен и содержит подробную
иформацию и рекомендации для осуществления деятельности преподавателя по обучению
игре на синтезаторе, организации творческой деятельности обучающихся.
Представленная рабочая программа учебного предмета «Основы музыкального
исполнительства: синтезатор» дополнительной общеразвивающей общеобразовательной
программы в области музыкального искусства заслуживает положительной оценки и может
быть рекомендована к реализации в учебном процессе школы искусств.
Рецензент: Заместитель директора по УВР,
преподаватель высшей категории
МБУ ДО «ДШИ п.Старь»
Е.Ю.Черкесова