ТАНЕЦ

Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Детская школа искусств п.Старь»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО»

Предметная область
ПО. 01.УП.06

«ТЕАТРОЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО»
ПРОЕКТ
примерной программы по учебному предмету

ТАНЕЦ

п.Старь 2013

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
V. Методическое обеспечение учебного процесса .
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой методической литературы;

I. Пояснительная записка
1.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе.
Программа учебного предмета «Танец» разработана на основе и с учетом
федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области театрального искусства «театральное
творчество».
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности,
следовательно, программа «Танец», основанная на движениях под музыку, развивает и
музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы,
которые лежат в их основе.
Танец способствует правильному физическому развитию детей, имеет
оздоровительное значение, способствует более глубокому эмоционально-осознанному
восприятию музыки, большей тонкости слышания и различения отдельных музыкальновыразительных средств, пониманию музыкальных стилей и жанров.
Танец исполняется чаще всего всем коллективом и требует четкого взаимодействия
всех участников, повышает дисциплину, чувства ответственности и товарищества.
2.
Срок реализации учебного предмета «Танец»
Срок реализации данной программы составляет 8(9) лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию предмета, - 461 аудиторных часов. Самостоятельная работа по

учебному предмету «Танец» не предусмотрена.
Срок обучения/количество
1
2
3
4
5
6
7
часов
Количество часов

8

9

Максимальная нагрузка
Количество
часов
аудиторную нагрузку

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

на

Общее количество часов на
аудиторные занятия
Недельная аудиторная
нагрузка

2

461

1

1

2

2

2

Форма проведения учебных аудиторных занятий:

3.

мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 40
минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.
4. Цель и задачи учебного предмета «Танец»

Целью учебного предмета «Танец» является:
формирование у обучающихся основных двигательных умений и навыков, а
также развитие творческих способностей детей.
Задачи учебного предмета «Танец»:
• развитие мышечной выразительности тела, формирование фигуры и осанки,
укрепление здоровья;
•

формирование
координировано

выразительных
танцевать,

движенческих
ориентироваться

навыков,
в

умения

ограниченном

легко

и

сценическом

пространстве;
• развитие общей музыкальности;
• коррекция эмоционально-психического состояния;
•

формирование

конструктивного

межличностного

общения;

коммуникативной

культуры;
•

формирование личностных качеств: силы, выносливости, смелости, воли, ловкости,
трудолюбия, упорства и целеустремленности;

• развитие творческих способностей детей;
•

формирование активного познания окружающего мира - развитие познавательных
процессов;

• воспитание интереса к национальной танцевальной культуре, а также толерантного

отношения к танцевальной культуре других народов.

6. Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
• наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-двигательный);
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

8. Описание материально-технических условий реализации предмета
Материально-техническая

база

образовательного

учреждения

должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для проведения занятий необходимо иметь балетные залы площадью не менее 40
кв.м. (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие
(деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие),
балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трёх стен, зеркала
размером 7м х 2м на одной стене.
При

изучении

предмета

«Танец»

классы

оснащаются

пианино/роялями,

звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (столами, стульями, шкафами) и
оформляются наглядными пособиями.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета, на максимальную нагрузку обучающихся на аудиторных занятиях:

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной
программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего
объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс
имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для освоения
учебного материала.

Тематический план.

Срок обучения – 5 (6) лет
Вид

№

Наименование разделов и тем.

п/п

Учебного
занятия

1 класс.
Практич.

2. Русский танец.

Практич.

3. Вальс.

Практич.

4. Контрольный урок.

Практич.

5. Танец «Пружинки».

Практич.

6. Танец «Прогулка».

Практич.

7. Танец «Полька».

Практич.

9. Танец « Подарки».
10. Танец « Хиппи».
11. Танец « Модный рок».

Максимальная
учебная нагрузка

32

1. Этюд «Сорвём одуванчик».

8. Контрольный урок.

Общий объём времени.

Практич.
Практич.
Практич.
Практич.

Аудиторные
занятия

32
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Практич.

2

Практич.

2

Практич.

2

12. Танец «Вальс дружбы».
13. Танец «Полька шестёрками».
14. Танец «Лошадки».

15. Повторение пройденного материала.

Практич.

2

16. Контрольный урок.

Практич.

2

Тематический план.

Срок обучения – 8 (9) лет
Вид

№

Наименование разделов и тем.

п/п

Общий объём времени.

Учебного
занятия

1 класс.

Максимальная
учебная нагрузка

Аудиторные
занятия

32

1. Этюд «Сорвём одуванчик».

Практич.

2

2. Русский танец.

Практич.

2

3. Вальс.

Практич.

2

4. Контрольный урок.

Практич.

2

5. Танец «Пружинки».

Практич.

2

6. Танец «Прогулка».

Практич.

2

7. Танец «Полька».

Практич.

2

8. Контрольный урок.

Практич.

2

9. Танец « Подарки».

Практич.

2

10. Танец « Хиппи».

Практич.

2

11. Танец « Модный рок».

Практич.

2

12. Танец «Вальс дружбы».

Практич.

2

13. Танец «Полька шестёрками».

Практич.

2

14. Танец «Лошадки».

Практич.

2

15. Повторение пройденного материала.

Практич.

2

16. Контрольный урок.

Практич.

2

2 класс.

1. Танец « Сороконожка».
2. Танец «Вару-вару».
3. Танец «Эскимосы и папуасы».
4. Танец « Московская кадриль».
5. Контрольный урок.
6. Танец «Новогодняя полька».
7. Танец «Автостоп».
8. Повторение пройденного материала.
9. Танец « Здравствуй – это я!»
10. Танец «Индейцы».
11. Танец «Бим – бом».
12. Танец «Посею лебеду на берегу».

33

Практич.

2

Практич.

2

Практич.

2

Практич.

2

Практич.

2

Практич.

2

Практич.

2

Практич.

2

Практич.

2

Практич.

2

Практич.

2

Практич.

2

13. Танец «Весёлая прогулка».

Практич.

2

14. Танец «Хип - хоп».

Практич.

2

15. Танец «Красная шапочка».

Практич.

2

16. Повторение пройденного материала.

Практич.

2

17. Контрольный урок.

Практич.

1

3 класс.

1. Понятие о движении по линии танца,

66

Практич.

3

Практич.

3

Практич.

3

Практич.

3

Практич.

3

Практич.

3

Практич.

3

Практич.

3

Практич.

3

против линии танца, о рисунке
танца, о центре сценической
площадки .
2. Позиции ног.
3. Позиции рук.
4. Положения рук.
5. Танцевальные шаги.
6. Падеграс.
7. Шаги на полупальцах.
8. Поклоны и реверансы:
9. Положения : эпольман круазе и
эффасе , анфас.

10. Па глиссе.

Практич.

3

11. Па шассе.

Практич.

3

12. Па галопа.

Практич.

3

13. Па полонеза.

Практич.

3

14. Па польки:

Практич.

3

15. Па балансе.

Практич.

3

16. «Дорожка» вальса вперёд и назад.

Практич.

3

17. Этюд « Полька».

Практич.

3

18. Вару – вару.

Практич.

3

19. Позы и положение рук в паре.

Практич.

3

20. Полонез.

Практич.

3

21. Фигурный вальс.

Практич.

3

22. Контрольный урок.

Практич.

3

4 класс

66

1.Па элеве.

Практич.

6

2. Формы шассе.

Практич.

10

3. Галоп.

Практич.

6

4. Боковая полька.

Практич.

6

5.Вращение в польке.

Практич.

8

6. Полька.

Практич.

9

7. Комбинированная полька с

Практич.

10

Практич.

10

Практич.

1

различными положениями рук.
8. Этюд «Полька».
9. Контрольный урок.

5 класс.
1.Вальс в три па.
2. Па де баск.
3. Комбинация движений вальса .
4. Синхронность вращения пар.
5. Этюд « Вальс».
6.Шаг полонеза сценический.
7. Комбинация полонеза.
8. Этюд «Русский лирический».
9. Этюд «Сударушка».
10. Контрольный урок.

6 класс.

66
Практич.

10

Практич.

6

Практич.

10

Практич.

6

Практич.

10

Практич.

5

Практич.

6

Практич.

6

Практич.

6

Практич.

1

66

1. Вальс в три па.

Практич.

12

2.Свободная композиция вальса.

Практич.

15

3. Вальс-мазурка.

Практич.

12

4.Краковяк.

Практич.

11

5. «Рыцарский танец» из балета С.С.

Практич.

15

Практич.

1

Прокофьева « Ромео и
Джульетта»
в постановке Лавровского Л.М.
6. Контрольный урок.

7 класс.
66
1. Джайв.
Практич.

15

Практич.

15

Практич.

15

Практич.

20

Практич.

1

2 Квикстеп.
3. Французская кадриль.
4. Медленный вальс.
5. Контрольный урок.

8 класс.
66
1. Реверансы дам, поклоны кавалеров
XVI века.

Практич.

2

2. Ча-ча-ча.
3. Диско-танец.

Практич.

10

4. Квадратная румба.

Практич.

10

5. Фокстрот.

Практич.

15

6. Мазурка.

Практич.

15

7. Повторение пройденного материала.

Практич.

5

8. Реверансы дам, поклоны кавалеров

Практич.

5

Практич.

3

Практич.

1

XVII века.
9. Контрольный урок.

9 класс.
1. Реверансы дам, поклоны кавалеров
XVIII века.

66
Практич.

1

2. Самба.
3. Гавот из балета « Спящая красавица»

Практич.

П.И.Чайковского.
Практич.
3. Конькобежцы.

15
15

4. Танго.
Практич.
5. Вальсы по 6-ой позиции.
Практич.
6. Контрольный урок.

10
10

Практич.

14

Практич.

1

2.Требования по годам обучения
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую
направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику
Количество музыкальных хореографических постановок, рекомендуемых для изучения в
каждом классе, дается в годовых требованиях.
Срок обучения – 5 (6) лет
1 класс
Примерный перечень хореографических номеров (по выбору)
Классический танец: танцы на основе изученных движений.
Народный танец:
1.Финская полька (произвольная композиция)
2. Чешская полька «Аннушка» (произвольная композиция)
3. Школьная полька (произвольная композиция)
4. «Менуэт» (произвольная композиция). Музыка П.Мориа

В первом классе в конце года проводится промежуточная аттестация в виде
академического концерта.
Срок обучения –8 (9) лет
1 класс
Приобретение навыка: танцевать в паре и чувствовать партнера, распределять сценическую
площадку.
Примерный перечень хореографических номеров (по выбору)
Танцы на основе изученных движений по предметам «Ритмика», «Танец».
1. «Кукла» (произвольная композиция). Музыка В.Шаинского
2. Танец колокольчиков (произвольная композиция). Музыка П.Чайковского («Танец феи
Драже).
3.Танец гномов (произвольная композиция). Музыка Э.Грига. «В пещере горного короля».
4. «Танец куколок и солдатиков» (произвольная композиция). Музыка Д. Шостаковича
«Вальс-шутка».
В первом классе в конце года проводится промежуточная аттестация в виде
академического концерта.
2 класс
Примерный перечень хореографических номеров для 2 года обучения
Изучение движений и их разнообразных вариаций, что способствует
улучшению памяти и сообразительности, умению сосредотачиваться,
необходимому в дальнейшем в хореографических постановках.
1. «Аквариум» (произвольная композиция). Музыка К. Сен-Санса из сюиты «Карнавал
животных»
2.Танец мотыльков (произвольная композиция). Музыка С.Рахманинова «Итальянская
полька»

3. «Танец цветов и бабочек» (произвольная композиция). Музыка Ф.Шуберта
«Вечерняя серенада»
4.Танец снежинок (произвольная композиция). Музыка Л.Делиба
Во втором классе в конце года проводится промежуточная аттестация в виде
академического концерта.
3 класс
Примерный перечень хореографических номеров для 3 года обучения
Усложнение движений, их соединение между собой, умение перейти от одного движения к
другому. Отработка исполнения учащимися небольших вариаций из танцев народов мира и
русских народных постановок.
1.Финская полька (произвольная композиция)
2 Школьная полька (произвольная композиция)
3. «Менуэт» (произвольная композиция). Музыка П.Мориа
4.Музыка М.Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов». Хореография
К.Голейзовского
В третьем классе в течение года обучающиеся могут принимать участие в концертах,
конкурсах и фестивалях различного уровня, в конце года проводится промежуточная
аттестация в виде академического концерта.
4 класс
Примерный перечень хореографических номеров для 4 года обучения
Воспитание у детей навыков, которые помогают создавать танцевальные образы. Изучение
танцев и объяснение смысла изучаемых номеров. Знание и понимание образного
содержания исполняемой композиции.
Классический танец:
1.П.Чайковский. Танец детей из I акта балета «Щелкунчик». Хореография В.Вайнонена
2.Э.Григ «Норвежский танец». Постановка Е.Снетковой-Вечесловой

Народный танец:
1. Белорусский танец «Крыжачок»
2. . Белорусский танец «Бульба»
В четвертом классе в течение года обучающиеся могут принимать участие в концертах,
конкурсах и фестивалях различного уровня, в конце года проводится промежуточная
аттестация в виде академического концерта.
5 класс
Примерный перечень хореографических номеров для 5 года обучения
Умение исполнять различные движения в соответствии с характером танца; работать в
ансамбле, обладать устойчивыми навыками культуры сценического поведения.
Классический танец:
1. Музыка Д. Дюкомена. «Полька с мячиком». Постановка А.Ширяева
2.Э.Григ. Детский танец из балета «Сольвейг». Постановка Л.Якобсона
Народный танец:
1. Русский сюжетный танец
2. Русский мужской танец «Камаринская»
3. «Гуцульский танец»
4. «Татарский танец»
В пятом классе в течение года обучающиеся могут принимать участие в концертах,
конкурсах и фестивалях различного уровня, в конце года проводится промежуточная
аттестация в виде академического концерта.
6 класс
Примерный перечень хореографических номеров для 6 года обучения
Умение выполнять движения классического и народного танца, усложняя танцевальные
комбинации, используя весь изученный арсенал хореографической лексики; раскрывать

свою исполнительскую индивидуальность и работать в ансамбле, обладать чувством
ответственности при выступлении на любой сценической площадке.
Классический танец:
1. Музыка Л.Герольда. Детский танец из балета «Тщетная предосторожность», хореография
О.Виноградова
2.Музыка Обера. Детский танец из балета «Фадетта». Постановка Л.Лавровского
Народный танец:
1. «Русская плясовая»
2. Белорусский танец «Веселуха»
3. Украинский танец «Коломийка»
4. Молдавский танец «Молдовеняска»
В шестом классе в течение года обучающиеся могут принимать участие в концертах,
конкурсах и фестивалях различного уровня, в конце года проводится промежуточная
аттестация в виде академического концерта.
7 класс
Примерный перечень хореографических номеров для 7 года обучения.
Обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, стремлением
совершенствовать танцевальное мастерство и через танец постигать культуру народов
мира.
Классический танец:
1. Музыка Ш. Фрамма «Маленькие испанцы», хореография Л.Якобсона
2. Музыка П.Гертеля. «Саботьер». Детский танец из балета «Тщетная предосторожность»
3. «Вальс цветов» из балета П.Чайковского Спящая красавица», хореография Петипа
Народный танец:
1.Танцы, построенные на танцевальных (плясовых) особенностях областей России

2.Башкирский танец
3.Мордовский танец
4.Итальянский танец «Тарантелла».
В седьмом классе в течение года обучающиеся могут принимать участие в концертах,
конкурсах и фестивалях различного уровня, в конце года проводится промежуточная
аттестация в виде академического концерта.
8 класс
Примерный перечень хореографических номеров для 8 года обучения
Большое внимание уделяется совершенствованию координации, танцевальности,
отработке техники движений, умению работать в ансамбле с другими исполнителями.
Классический танец:
1.Музыка А.Адана. Вальс крестьянок из I акта балета «Жизель». Хореография Коралли
2.Музыка Х.Левенскольда «Pas de quatre» сильфид из балета «Сильфида». Хореография
Бурнонвиля
Народный танец:
1.Танцы, построенные на танцевальных (плясовых) особенностях областей России
2.Калмыцкий мужской танец
3. «Арагонская хота»
4. Венгерский народный танец
5. Болгарский народный танец
В восьмом классе в течение года обучающиеся могут принимать участие в концертах,
конкурсах и фестивалях различного уровня, в конце года проводится промежуточная
аттестация в виде академического концерта.
9 класс
Примерный перечень хореографических номеров для 9 года обучения

Предполагается дальнейшее развитие у учащихся умения подчеркнуть свою
индивидуальность при исполнении сольных партий, умения работать в ансамбле с другими
исполнителями, формирование навыков сотворчества с педагогом при постановке новых
танцев.
Классический танец:
1. Музыка А. Адана. Танец подруг из I акта балета «Жизель». Хореография Коралли
2. Музыка П.Чайковского. Вариации фей из балета «Спящая красавица» Хореография
Петипа
3. Музыка Й. Байера, Р. Дриго. Вариации кукол из балета «Фея кукол». Хореография
К.Сергеева
4.Музыка П.Чайковского. Сцена снежинок из II акта балета «Щелкунчик». Хореография
Вайнонена
Народный танец:
1.Хороводы
2.Русские танцы с использованием трюковых элементов
3. Польский танец «Мазурка»
4.Испанский академический танец
В девятом классе в течение года обучающиеся могут принимать участие в концертах,
конкурсах и фестивалях различного уровня, в конце года проводится промежуточная
аттестация в виде выпускного концерта.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения образовательной
программы учебного предмета «Подготовка концертных номеров», который определяется
формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
• умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством
преподавателя;
• умение работы в танцевальном коллективе;

• умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
• умение понимать и исполнять указание преподавателя, творчески работать над
хореографическим произведением на репетиции,
• навыки участия в репетиционной работе.
IV Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оценка качества реализации программы
"Подготовка концертных номеров" включает в себя текущий контроль успеваемости,
промежуточную аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических и
тематических концертах, конкурсах, просмотрах и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотра концертных
номеров, концертов, исполнения концертных программ.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного
на учебный предмет.
2.Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в
себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на просмотре, концерте, конкурсе выставляется оценка
по пятибалльной шкале:
Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное
исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе
обучения;

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими

недочетами (как в техническом плане, так и в
художественном)
3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов,
а именно: недоученные движения, слабая техническая
подготовка, малохудожественное исполнение, отсутствие
свободы в хореографических постановках и т.д.

2

комплекс недостатков, являющийся следствием плохой

(«неудовлетворительно») посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать
над собой
«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на
данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В
зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом
целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-»,
что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
• оценка годовой работы ученика;
• оценка на академическом концерте или конкурсе;
• другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
Программа по предмету «Подготовка концертных номеров» предлагает примерный
репертуар хореографических постановок. Каждое образовательное учреждение имеет
танцевальные номера, составляющие основу репертуара данного учреждения. Отбор танцев
из общего репертуара должен проводиться в соответствии с учебной программой
образовательного учреждения. Занятия на каждом году обучения строятся по следующей
схеме: вводное слово преподавателя; слушание музыки и ее анализ; разучивание элементов

танца, поз, переходов и рисунка танца. Вводное слово преподавателя. Перед разучиванием
нового танца преподаватель сообщает о нем некоторые сведения: история возникновения,
характерные особенности музыки и хореографии. Если танец построен на элементах
народной пляски, необходимо рассказать о характерных чертах данного народа, при
разучивании фрагмента из балета – дается информация о времени его создания, о стиле
исполнения, характерном для той эпохи. Слушание музыки и ее анализ. Преподаватель
предлагает прослушать музыку к танцу, определить ее характер, темп, музыкальный
размер. Следующий этап – разучивание элементов танца, танцевальных движений, поз,
переходов и рисунка танца. При разучивании движений с детьми хорошие результаты дает
метод, при котором ученики повторяют движения вместе с объяснением и показом
педагога, а затем исполняют их самостоятельно. Для разучивания особенно сложных
движений может быть применено временное упрощение. Затем движения постепенно
усложняются, приближаясь к законченной форме. Когда основные движения, позы,
рисунок изучены, необходимо приступать к соединению их в танцевальные комбинации.
Любой танец - классический, народный – эмоционально окрашен. В любом танце
утверждаются определенные черты характера, определенные взаимоотношения между
исполнителями. Работа над танцевальным образом начинается со слушания музыки и
происходит постепенно и неотрывно по отработке движений. При организации
образовательного процесса используются методы: наблюдение, убеждение,
стимулирование, создание ситуации успеха для каждого ребенка. Основой для
совершенствования движений и воспитания у детей необходимых двигательных навыков
является восприятие музыки. Подбор музыкального материала для ведения занятий играет
большую роль. Словесное объяснение преподавателя используется на занятиях и включает
в себя основные рабочие и профессиональные термины, точные определения. Показ
движений применяется педагогом для передачи ученикам характера движений. Показ
помогает ученикам выразительнее, эмоциональнее и технически правильно исполнить
любое движение, упражнение, танцевальные комбинации. Для изучения или закрепления
новых, сложных или трудных движений танца используется прием выполнения
упражнений детьми по очереди с последующим анализом результатов педагогом или
самими обучающимися (сравнение, выявление удач и ошибок), показ элементов движений
педагогом или детьми, усвоившими разучиваемое движение. Все замечания по ходу
занятия делаются в спокойной, требовательной, но доброжелательной форме, без намека

на унижение личности ребенка, с обязательными элементами поощрения и похвалы даже
самых незначительных успехов обучающегося.

VI. Список рекомендуемой методической литературы
1. Белозерова В.В. «Традиционная культура Орловского края». Орел, 2005
2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». Санкт-Петербург, 2000
3.Громова Е.Н. «Детские танцы из классических балетов с нотным приложением».
«Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ». Санкт-Петербург, 2010
4. Заикин Н.И., Заикина Н.А. «Областные особенности русского народного танца». Часть I,
Орел, 1999
5. Заикин Н.И., Заикина Н.А. «Областные особенности русского народного танца». Часть II,
Орел, 2004 6. Климов А.А. «Основы русского народного танца». Москва: «Искусство»,
1981
7. Ткаченко Т.С. «Народный танец». Москва: «Искусство», 1954
8. Ткаченко Т.С. «Народные танцы». Москва: «Искусство», 1975
9. Устинова Т.А. «Избранные русские народные танцы». Москва: «Искусство», 1996


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».