Общая пояснительная

Пояснительная записка
к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе в области театрального искусства
«Искусство театра»
Дополнительная
программа

в

предпрофессиональная

области

театрального

искусства

общеобразовательная
«Искусство

театра»

разработана на основе федеральных государственных требований (далее
ФГТ) устанавливающих требования к минимуму содержания, структуре и
условиям

реализации

общеобразовательной

дополнительной

программы

в

области

предпрофессиональной
театрального

искусства

«Искусство театра» (далее – программа «Искусство театра») и являющимися
обязательными при ее реализации детскими школами искусств (в том числе
по

различным

видам

искусств),

образовательными

учреждениями

профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на
осуществление образовательной деятельности.
Программа

«Искусство

театра»

учитывает

возрастные

и

индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем
детском возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков в области театрального
искусства;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира.
Программа «Искусство театра» разработана с учетом:
обеспечения преемственности программы «Искусство театра» и

2

основных

профессиональных

образовательных

программ

среднего

профессионального и высшего профессионального образования в области
музыкального искусства;
сохранения

единства

образовательного

пространства

Российской

Федерации в сфере культуры и искусства.
Программа «Искусство театра» ориентирована на:
воспитание

и

развитие

у

обучающихся

личностных

качеств,

позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
воспитание

детей

в

творческой

атмосфере,

обстановке

доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и
навыков,

позволяющих

в

дальнейшем

осваивать

основные

профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих
освоению

в

соответствии

с

программными

требованиями

учебной

информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению
навыков

творческой

музицирования,

деятельности,

осуществлению

в

том

числе

самостоятельного

коллективного

контроля

за

своей

учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду,
формированию
концертмейстерами

навыков
и

взаимодействия

обучающимися

в

с

преподавателями,

образовательном

процессе,

уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам,

пониманию

причин

успеха/неуспеха

собственной

учебной

3

деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения
результата.
Срок освоения программы «Искусство театра» для детей, поступивших
в ОУ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет,
составляет 8 лет. Срок освоения программы «Искусство театра» для детей,
поступивших в ОУ в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет,
составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Искусство театра» для детей, не
закончивших освоение образовательной программы основного общего
образования или среднего (полного) общего образования и планирующих
поступление

в

образовательные

учреждения,

реализующие

основные

профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства, может быть увеличен на один год.
Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу
«Искусство театра» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным
учебным планам с учетом ФГТ.
При

приеме

на

обучение

по

программе

«Искусство

театра»

образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их
творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих
заданий, позволяющих определить наличие способностей к театральноисполнительской

деятельности.

Дополнительно

поступающий

может

исполнить самостоятельно подготовленные стихотворение, басню или
песню.
ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение
обучающимися

программы

«Искусство

театра»,

разработанной

образовательным учреждением на основании настоящих ФГТ, завершается
итоговой

аттестацией

обучающихся,

проводимой

образовательным

учреждением.
Используемые сокращения
В настоящих ФГТ используются следующие сокращения:

4

программа

«Народные

предпрофессиональная

инструменты»

общеобразовательная

–

дополнительная

программа

в

области

музыкального искусства «Народные инструменты»;
ОП – образовательная программа;
ОУ – образовательное учреждение;
ФГТ – федеральные государственные требования.
Требования к минимуму содержания программы
«Искусство театра»
Результаты освоения программы «Искусство театра»
Минимум

содержания

программы

«Искусство

театра»

должен

обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и
приобретение ею в процессе освоения ОП театрально-исполнительских и
теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом освоения программы «Искусство театра» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
в области театрального исполнительства:
– знания профессиональной терминологии;
–знания основ техники безопасности при работе на сцене;
Умения использовать выразительные средства для создания художественного
образа.
–умения использовать приобретённые технические навыки при решении
исполнительских задач;
–умение воплощать образную музыкальную и пластическую характеристику
через приемы сценического движения;
–умения анализировать свою работу и работу других обучающихся;
–навыков овладения основами актёрского мастерства;
–навыков владения средствами пластической выразительности;
–навыков публичного выступления;
– навыков тренировки психофизического аппарата.

5

в области теории и истории искусств:
– первичные знания основных эстетических и стилевых напрвлений в
области театрального, музыкального и изобразительног искусства.
–знания основных средств выразительности театрального искусства;
– знания основных этапов развития театрального искусства;
– первичные знания об истории возникновения жанров театрального
искусства;
– знания отечественных и зарубежных произведений искусства;
–знания театральной терминологии;
Первичные знания музыкальной грамоты, знания основных музыкальных
жанров в их взаимосвязи с другими видами искусств.
Результатом

освоения

программы

«Искусство

театра»

с

дополнительным годом обучения, является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области театрального исполнительства:
- знания выразительных средств сценического действия и их разновидности;
- знания принципов построения этюдов, его разновидностей и структуре;
- умения вырабатывать критерии целесообразности и логичности поведения в
этюде;
– умения координировать свое положение в сценическом пространстве;
- умения создавать художественный образ в сценическом пространстве;
- навыков по владению психофизическим состоянием.
в области теории и истории искусств:
- знания основных исторических периодов развития отечественного и
зарубежного театрального искусства;
-первичных знаний об особенностях использования выразительных средств в
области театрального, музыкального и изобразительного искусства;
-знания основных тенденций в современном театральном искусстве и
репертуаре театров;
-умения проводить анализ произведений театрального искусства.

6

Результаты освоения программы «Искусство театра» по учебным
предметам обязательной части отражает:
Театральные игры:
- знание видов и типов игр;
- знание основных приёмов и средств воплощения игровой ситуации;
- умение объеснять правила проведения игры;
- умение координировать свои действия с участниками игры;
- навыки коллективного творчества при реализации события в игровом
задании;
- навыки владения голосом, средствами пластической выразительности
при создании игрового образа;
Основы актёрского мастерства:
- знание основных жанров театрального искусства: трагедии, комедии,
драмы;
- знание профессиональной терминалогии;
- знание основ техники безопасности при работе на сцене;
- умение использовать основные элементы актёрского мастерства,
связанные с созданием художественного образа при исполнении роли в
спектакле;
- умение работать над ролью под руководством преподвавтеля;
- умение использовать полученные знание в создании характера
сценического образа;
- умение выполнять элементы актёрского тренинга;
- первичные навыки по сочинению небольших этюдов на заданную
тему;
- первичные навыки по анализу собственного исполнительского опыта.
Художественное слово;
-

знание

приёмов

дыхания,

характерных

исполнительства;
- знание строения артикуляционного аппарата;

для

театрального

7

- знание основных норм литературного произношения текста;
-

умение

использовать

голосовой

аппарат

в

соответствие

с

особенностями театрального исполнительства;
- умение работать с литературным текстом;
- навыки владения выразительными средствами устной речи;
- навыки по тренировке артикуляционного аппарата.
Сценическое движение;
- необходимые знания в области физической культуры и техники
безопасности при исполнении пластических заданий на сцене;
- Знание технических приёмов сценического движения, в том числе с
использованием различных театральных аксессуаров (шляпы, трости, плаща,
и др.) для создания художественного образа;
- знание профессиональной терминологии;
- умение использовать элементы пластической техники при создании
художественного образа;
- умение использовать технические приёмы сценического движения, в
том числе с использованием различных театральных аксессуаров ( шляпы,
трости, плаща и др.) для создания художественного образа;
- умение распределять движение во времени и пространстве;
- навыки владения

средствами пластического выразительности,

комплексом физических упражнений.
Танец;
- знание основной терминологии в области хореографического
искусства;
- знание элементов и основных комбинаций классического и народного
сценического танцев;
- знание средств художественной выразительности при создании образа
в танцевальном жанре;

8

- знание принципов взаимодействия музыкальных и танцевальных
выразительных средств;
- умение исполнять элементы и основные комбинации классического и
народного сценического танцев;
- умение запоминать и воспроизводить танцевальный текст;
-

навыки

по

применению

упражнений

с

целью

преодоления

технических трудностей;
-

навыки

исполнения

элементов

классического

и

народного

сценического танцев.
Ритмика:
-

умение

эмоционально

выразительно

согласовывать

ритмические

выполнять

ритмические

упражнения;
-

умение

движения

со

строением

музыкального произведения, распределять их во времени и пространстве;
- навыки выполнения парных и групповых упражнений.
Подготовка сценических номеров:
- умение подготовить концертно-сценический номер или фрагмент
театральной роли под руководством преподавателя;
- умение работать в творческом коллективе, вежливо, тактично и
уважительно относиться к партнёрам по сцене;
- умение анализировать и исправлять допущенные ошибки;
- навыки по применению полученных знаний и умений в практической
работе на сцене при исполнении концертного номера или роли в учебном
спектакле.
Слушание музыки и музыкальная грамота:
- знание специфики музыки как вида искусства.
- Знание музыкальной терминологии, актуальной для театрального
искусства;

9

- первичные знания в области музыкального искусства ( основные
понятия, связанные с метром, ритмом, темпом, динамикой, ладовой системой
музыкальными жанрами, строений музыкальных произведений);
- умение использоваться музыкальной терминологией, актуальной для
театрального искусства;
- умение различать тембры музыкальных инструментов;
- первичные навыки по проведению сравнительного анализа
музыкальных и театральных произведений в рамках основных эстетических
и стилевых направлений в области театрального и музыкального искусства.
Беседы об искусстве:
- знание основных эстетических и стилевых направлений в области
театрального искусства;
- знание основных этапов развития театрального искусства;
- знание основных исторических периодов развития отечественного и
зарубежного театрального искусства во взаимосвязи с другими видами
искусств (изобразительным, музыкальным, хореографическим);
- Знание особенностей национальных традиций театрального
искусства;
- знание театральной терминологии;
- умение анализировать произведения театрального искусства с учётом
их жанровых и стилистических особенностей.
IV. Требование к структуре программы «Искусство театра»
Программа «искусство театра» определяет содержание и организацию
образовательного процесса в ОУ. Программа «Искусство театра» направлена
на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося,
создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики

10

(сольной, ансамблевой, оркестровой), самостоятельной работы по изучению и
постижению музыкального искусства.
Программа «искусство театра», разработанная ОУ на основании

ФГТ,

содержит следующие разделы:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися ОП;
учебный план;
график образовательного процесса;
программы учебных предметов;
систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения ОП обучающимися (в программах по учебным
предметам);
программу творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности ОУ (отражается в годовом плане Школы и утверждается в
августе месяце ежегодно);
Разработанная

ОУ программа

«искусство театра»

обеспечивает

достижение обучающимися результатов освоения программы «Народные
инструменты» в соответствии с ФГТ.
Программа «Искусство театра» может включать как один, так и
несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения.
Учебный план программы «Искусство театра» должен предусматривать
следующие предметные области:
музыкальное исполнительство;
теория и история музыки
и разделы:
консультации;
промежуточная аттестация;
итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части,
которые состоят из учебных предметов.
При реализации программы «искусство театра» со сроком обучения 8
лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части

11

составляет 2436 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным
предметам (УП):
ПО.01.Театральное исполнительского искусство: УП.01.Театральные
игры – 130 часов, УП.02. Основы актёрского мастерства – 429 часов,
УП.03.Художественное слово – 263 часа, УП.04.сценическое движение –
165 часов, УП.05. Танец – 461 час, УП.06. Ритмика – 65 часов, УП.07.
подготовка сценических номеров – 462 часа.
ПО.02. Теория и история искусств: УП.01. – Слушание музыки и
музыкальная грамота – 263 часа, УП.02. Беседы об искусстве – 99часов,
УП.02. История театрального искусства – 99часов.
При реализации программы «Искусство театра» с дополнительным
годом обучения к ОП со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной
учебной нагрузки обязательной части составляет 2799 часов, в том числе по
предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Театральное исполнительское искусство: УП.01.Театральные
игры – 130 часов, УП.02. Основы актёрского мастерства – 528 часов, УП.03.
Художественное слово – 296 часов, УП.04. Сценическое движение – 198
часов, УП.05.Танец – 527 часов, УП.06. Ритмика – 65 часов, УП.07.
Подготовка сценических номеров – 528 часов.
ПО.02. Теория и история искусств: УП.01. – Слушание музыки и
музыкальная грамота – 296 часов, УП.02. Беседы об искусстве – 99 часов,
УП.02.История театрального искусства – 132 часа.
При реализации программы «Искусство театра» со сроком обучения 5
лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части
составляет 1617 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным
предметам (УП):
ПО.01.Театральное
исполнительское
искусство:
УП.01.Основы
актёрского мастерства – 330 часов, УП.02.Художественное слово – 165часов,
УП.03.Сценическое движение – 132 часа, УП.04.Танец – 297 часов, УП.05.
Ритмика – 33 часа, УП.06. Подготовка сценических номеров – 330 часов;
ПО.02.Теория и история искусств: УП.01.Слушание музыки и
музыкальная грамота – 165 часов, УП.02.Беседы об искусстве – 66 часов,
УП.02. История театрального искусства – 99 часов.
При реализации программы «Искусство театра» с дополнительным
годом обучения к ОП со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной
учебной нагрузки обязательной части составляет 1980 часов, в том числе по
предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

12

ПО.01.Театральное
исполнительского
искусство:
УП.01.основы
актёрского мастерства – 429 часов, УП.02.Художественное слово – 198 часов,
УП.03.сценическое движение – 165 часов, УП.04.Танец – 363 часа, УП.05.
Ритмика – 33 часа, УП.06.Подготовка сценических номеров – 396 часов;
ОП.02.Теория и история искусств: УП.01.Слушание музыки и
музыкальная грамота – 198 часов, УП.02.Беседы об искусстве – 66 часов,
УП.02.история театрального искусства.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления
подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части,
получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Учебные предметы вариативной части определяются ОУ самостоятельно.
Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия
обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20
процентов от объема времени предметных областей обязательной части,
предусмотренного на аудиторные занятия.
При формировании ОУ вариативной части, а также введении в данный
раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические,
национальные и региональные традиции подготовки кадров в области
музыкального

искусства,

а

также

имеющиеся

финансовые

ресурсы,

предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной
частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу
обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по
каждому

учебному

предмету

определяется

с

учетом

сложившихся

педагогических традиций и методической целесообразности.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен
превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем
учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю
(без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации,
затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия
обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях
ОУ).

13

V.Требования к условиям реализации программы
«Искусство театра»
Требования к условиям реализации программы «Искусство театра»
представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым,
финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации
программы

«Искусство

театра»

с

целью

достижения

планируемых

результатов освоения данной ОП.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей)

и

всего

общества,

духовно-нравственного

развития,

эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ
должно

создать

комфортную

развивающую

образовательную

среду,

обеспечивающую возможность:
выявления и развития одаренных детей в области музыкального
искусства;
организации творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад,
концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
организации посещений обучающимися учреждений культуры и
организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
организации творческой и культурно-просветительской деятельности
совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным
видам

искусств,

ОУ

профессионального

среднего

профессионального

образования,

реализующими

и

высшего
основные

профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства;
использования
технологий,

в

основанных

образовательном
на

лучших

процессе
достижениях

образовательных
отечественного

образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития
музыкального искусства и образования;

14

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических

работников

и

родителей

(законных

представителей)

обучающихся;
построения содержания программы «Народные инструменты» с учетом
индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей
субъекта Российской Федерации;
эффективного управления ОУ.
При реализации программы «Народные инструменты» со сроком
обучения 8 лет продолжительность учебного года с первого по седьмой
классы

составляет

39

недель,

в

восьмом

классе

–

40

недель.

Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели,
со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы
«Народные

инструменты»

с

дополнительным

годом

обучения

продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в
девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом
классе составляет 33 недели.
При реализации программы «Искусство театра» со сроком обучения 5
лет продолжительность учебного года с первого по четвертый классы
составляет 39 недель, в пятом классе – 40 недель. Продолжительность
учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. При
реализации программы «Искусство театра» с дополнительным годом обучения
продолжительность учебного года в пятом классе составляет 39 недель, в
шестом классе - 40 недель, продолжительность учебных занятий в шестом
классе составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4
недель, в первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет
устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы
устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года
обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки,
установленные

при реализации основных образовательных программ

15

начального общего и основного общего образования.
Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций
осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от
2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и
навыков имеют право на освоение программы «Искусство театра» по
индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление
обучающихся не предусмотрено.
Программа «Искусство театра» обеспечивается учебно-методической
документацией по всем учебным предметам.
Внеаудиторная

(самостоятельная)

работа

обучающихся

сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени,
затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение
домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры
(филармоний,

театров,

концертных

залов,

музеев

и

др.),

участие

обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской
деятельности ОУ.
Выполнение

обучающимся

домашнего

задания

контролируется

преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и
нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами
лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными
требованиями по каждому учебному предмету.
Реализация

программы

«Искусство

театра»

обеспечивается

консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки
обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут
проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в
следующем объеме: 196 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет

16

и 234 часа с дополнительным годом обучения; 148 часов при реализации ОП
со сроком обучения 5 лет и 186 часов с дополнительным годом обучения.
Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в
учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено,
резерв

учебного

времени

используется

на

самостоятельную

работу

обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного
времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации
(экзаменационной)

с

целью

обеспечения

самостоятельной

работой

обучающихся на период летних каникул.
Оценка качества реализации образовательной программы включает в
себя

текущий

контроль

успеваемости,

промежуточную

и

итоговую

аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут
использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы,
тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты.
Текущий

контроль

успеваемости

обучающихся

проводится

в

счет

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут
проходить

в

виде

технических

зачетов,

академических

концертов,

исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за
пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании ОУ.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения
разрабатываются ОУ самостоятельно на основании настоящих ФГТ. ОУ

17

разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего
контроля

успеваемости

обучающихся.

Для

аттестации

обучающихся

создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания,
контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств
разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными
отображениями

настоящих

ФГТ,

соответствовать

целям

и

задачам

программы «Искусство театра» и её учебному плану. Фонды оценочных
средств

призваны

обеспечивать

оценку

качества

приобретенных

выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к
возможному продолжению профессионального образования в области
музыкального искусства.
По окончании полугодий

учебного

года,

как правило,

оценки

выставляются по каждому изучаемому предмету. Оценки обучающимся
могут выставляться и по окончании четверти.
Требования

к

содержанию

итоговой

аттестации

обучающихся

определяются ОУ на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Исполнение роли в сценической постановке;
2) История театрального искусства;
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,
«хорошо»,

«удовлетворительно»,

«неудовлетворительно».

Временной

интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех
календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно.
ОУ разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с
ФГТ.
При

прохождении

продемонстрировать

итоговой

знания,

умения

аттестации
и

навыки

выпускник
в

должен

соответствии

с

18

программными требованиями, в том числе:
 знание профессиональной терминологии;
 знание истории возникновения театральных жанров;
 знание основных периодов развития театрального искусства;
 умение пользоваться различным реквизитом;
 навыки репетиционной работы.
Реализация программы «Искусство театра» обеспечивается доступом
каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудиои видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов
учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть
обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд

ОУ

укомплектовывается

печатными и/или

электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями
музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями,
партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в
объеме, соответствующем требованиям программы «Искусство татра».
Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области
«Теория и история искусств» обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать
официальные, справочно-библиографические и периодические издания в
расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Реализация

программы

«История

искусств»

обеспечивается

педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или
высшее

профессиональное

образование,

соответствующее

профилю

преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее
профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в
общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по
данной ОП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны

19

иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено
преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и
государственные почетные звания в соответствующей профессиональной
сфере,

или

специалистами,

образование

и

стаж

имеющими

практической

среднее

работы

профессиональное

в

соответствующей

профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность
педагогических работников должна быть направлена на методическую,
творческую,

культурно-просветительскую

работу,

а

также

освоение

дополнительных профессиональных ОП.
Непрерывность
работников

профессионального

должна

обеспечиваться

развития
освоением

педагогических
дополнительных

профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в
пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной
деятельности.

Педагогические

работники

ОУ

должны

осуществлять

творческую и методическую работу.
ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ,
реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе и
профессиональные,

с

целью

обеспечения

возможности

восполнения

недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы,
получения консультаций по вопросам реализации программы «Народные
инструменты», использования передовых педагогических технологий.
Финансовые условия реализации программы «История искусств»
должны обеспечивать ОУ исполнение настоящих ФГТ.
При

реализации

программы

История

искусств»

необходимо

планировать работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и
методической целесообразности:
по учебному предмету «Специальность» от 60 до 100 процентов

20

аудиторного учебного времени;
по учебному предметам «Ритмика и Танец» и консультациям по
данному учебному предмету не менее 100 процентов от аудиторного
учебного времени;
по учебному предмету «Ансамбль» от 60 до 100 процентов
аудиторного учебного времени;
Материально-технические условия реализации программы «Искусство
театра» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов,
установленных ФГТ.
Материально-техническая

база

ОУ

должна

соответствовать

санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно
соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных
помещений.
Для

реализации

программы

«Искусство

театра»

минимально

необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов
и материально-технического обеспечения включает в себя:
Хореографический зал ,
библиотеку,
видеозал,
помещение для работы с ауди- и видеоматериалами,
костюмерную.
Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь
площадь не менее 6кв.м.
В случае реализации ОУ в вариативной части учебного предмета
«Ритмика», учебная аудитория оснащается пианино, звукотехнической
аппаратурой, соответствующим напольным покрытием.
Учебные аудитории, предназначенные
предметов

«Слушание

музыки»

оснащаются

для реализации учебных
пианино

или

роялями,

звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами,
стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

21

ОУ должно быть созданы условия для содержания, своевременного
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного реквизита.
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».