Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств п.Старь»
Брянской области
Дятьковского района
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область
ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
примерная программа по учебному предмету
ПО.02.УП.01. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Разработчик: М.А. Самусева ,
преподаватель первой
квалификационной категории
МБОУ ДОД «ДШИ п.Старь»
2013
«Рассмотрено»
Методическим советом
МБОУ ДОД «ДШИ п.Старь»
Протокол №__________________
Принято
Педагогическим советом
Протокол №____
От «____»______________20___г.
«Утверждаю»
Директор В.Г.Голичек
Приказ №__________________
______________________
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
VI. Списки рекомендуемой литературы
- Учебная и методическая литература;
- Рекомендуемые для просмотра балеты и хореографические номера
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная
грамота» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» направлена
на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.
Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» занимает важное
место в комплексе предметов, развивающих образное мышление, восприятие
музыки и художественный вкус.
Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» находится в непосредственной
связи с другими учебными предметами, такими, как «Ритмика», «Музыкальная
литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является
базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и
истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в
области хореографического исполнительства.
На уроках формируются теоретические знания о музыкальном искусстве, проводится
работа над развитием музыкального слуха.
Особенностью предмета является соединение на занятиях двух видов
деятельности в области музыкального искусства: слушание музыки и освоение
музыкальной грамоты.
Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»
Программа по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» рассчитана на 4
года — в рамках 8-летнего срока.
Занятия проходят по 8-летней программе один раз в неделю по 1 часу.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию предмета
«Слушание музыки и музыкальная грамота»
Таблица 1
Нормативный срок обучения – 8 лет
Виды учебной нагрузки
Максимальная учебная нагрузка
(на весь период обучения)
Количество часов на аудиторные занятия
Общее количество часов на аудиторные
занятия.
Общее количество часов на
самостоятельные занятия
Количество часов на аудиторные занятия
(в неделю)
Срок обучения/класс
4 года обучения (1- 4 классы)
262
33
33
33
33
1
1
131
131
1
1
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» проходят в
мелкогрупповой (от 4 до 10 человек) форме.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю применить в учебном процессе
дифференцированный и индивидуальный подходы.
Цель и задачи учебного предмета
Целью предмета является воспитание культуры слушания и восприятия
музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства,
а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение
знаний, умений и навыков в области музыкального искусства
Задачами предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» являются:
- обучение основам музыкальной грамоты;
- формирование умения пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для
хореографического искусства;
- формирование художественно-образного мышления;
- развитие у учащихся способности воспринимать произведения музыкального искусства;
- формировать целостное представление о национальной художественной танцевальной и
музыкальной культуре;
- формирование умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать
музыкальные произведения;
- эстетическое воспитание учащихся средствами музыкально-хореографического
искусства.
Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);
- репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);
- метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
- метод активного обучения (мотивация обучающихся к самостоятельному,
инициативному и творческому освоению учебного материала);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы, являются
наиболее продуктивными при организации учебного процесса и основаны на проверенных
методиках и многолетнем опыте.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально- техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащаются
пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами,
стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями. Для работы со
специализированными материалами аудитория оснащается современным
мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания
музыкальных произведений. Помещения должны быть со звукоизоляцией.
Освоению обучающимися данной программы способствует использование аудио и
видеоматериалов.
Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к
библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым по
полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы
обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
II. Содержание учебного предмета
1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»:
Нормативный срок обучения - 8 лет
Срок обучения по программе – 4 года
Класс
Продолжительность учебных занятий
(в неделях)
Количество часов на аудиторные
занятия (в неделю)
Общее количество часов на аудиторные
занятия (по годам)
Общее количество часов на
самостоятельную работу
Максимальная учебная нагрузка
(на весь период обучения)
Объем времени на консультации
(по годам)
Общий объем времени на
консультации
Таблица №2
Распределение по годам обучения
1
2
3
4
32
33
33
33
1
1
1
1
32
33
33
33
2
4
131
262
-
2
8
2. Годовые требования по классам
Настоящая программа носит интегрированный характер – помимо теоретической части
содержание предмета включает обязательную практическую часть – прослушивание и
просмотр произведений танцевально-хореографического искусства. Основной задачей
предмета является формирование понимания связи музыки и движения.
Теоретические знания по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная
грамота» даются также с учетом специфики хореографического искусства. Учащиеся
получают знания о специфике музыкального искусства, осваивают знания музыкальной
терминологии, актуальной для хореографического искусства, знакомятся с основой
музыкальной грамоты: осваивают звукоряд, название нот, скрипичный и басовый ключи,
лады (мажор и минор), темп, ритм, метр, музыкальный фрагмент, сильная доля. А
также умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные
произведения. Нужно также научить детей различать тембры отдельных музыкальных
инструментов, рассказать о симфоническом оркестре, научиться запоминать мелодию.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1 КЛАСС
№
п/п
1.
Вид
занятия
Тема
1четверть
Средства музыкальной выразительности
Тембр, регистр, динамика, мелодия. Понятие сильной и слабой
доли
Общий объём времени
Максима Самостоя Аудито
льная
тельная рные
учебная работа
занятия
нагрузка
Урок
4
2
2
2.
Русская народная песня от крестьянской до городской
Диапазон, унисон, подголосочная полифония, музыкальн.
Ключи. Сильная и слабая доли.
Урок
8
4
4
3.
Хороводы. Нотный стан, длительности нот
Четверть, восьмая
Урок
4
2
2
4.
Текущий контроль
Контр.
урок
2
1
1
5.
2 четверть
Трепак, Камаринская
Такт, затакт. Четверть и 2 восьмые (в Камаринской)
Урок
4
2
2
Урок
8
4
4
Контр.
урок
2
1
1
6
Национальный фольклор в творчестве русских композиторов
19 в.
Основной звукоряд. Две восьмые и четверть (в русском танце)
7.
Текущий контроль
8.
3 четверть
Национальный фольклор в творчестве русских композиторов
20в
Урок
10
5
5
9.
Русские народные инструменты (струнные и духовые)
Урок
8
4
4
10.
Текущий контроль.
Контр.
урок
2
1
1
11.
4 четверть
Лад (мажор, минор).
Урок
2
1
1
Тоника
12.
Размер (на примере вальса и марша) 2/4, ¾
Варианты ритмов в 2-х и 3-х дольных размерах
Урок
4
2
2
13.
Элементы музыкального строения Мотив, фраза, реприза
ритмические загадки
Урок
2
1
1
14.
Темпы. Исполнительские штрихи
Легато, стаккато. От аллегро до адажио
Урок
4
2
2
15.
Текущий контроль
Контр.
урок
2
1
1
32
32
Итого
64
2 КЛАСС
№
п/п
Тема
1 четверть
Танцы эпохи Барокко Старинная сюита
Ритмо-формулы старинных танцев. Нота с точкой
Вид
Общий объём времени
учебного
занятия Максимал Самостоят Аудиторн
ьная
ельная
ые занятия
учебная работа
нагрузка
Урок
4
2
2
2.
Танцы европейских стран 19 века: Чехия, Норвегия,
Урок
Австрия, Польша
Ритм польки, синкопа в спрингдансе и халлинге, ритм
и фактура вальса, ритм мазурки, полонеза,краковяка
Пунктирный ритм
12
6
6
3.
Текущий контроль
Контр.
урок
2
1
1
4.
2 четверть
Украинская музыка. Гопак
Гармонический минор. Затакт, синкопа
Урок
4
2
2
1.
5.
Марш и его жанровые разновидности
Размер 4/4
Затакт, пунктир, ритмические загадки
Урок
8
4
4
6.
Текущий контроль
Контр.
урок
2
1
1
7.
3- 4 четверть
Романс. История жанра в странах Западной Европы и
в России
Урок
Интервалы, их выразительные возможности
4
2
2
8.
Итальянская музыка. Тарантелла. Размер 6/8, 12/8
Продолжение работы над изученными ритмами в
прослушивании примеров в ритмических загадках
Урок
4
2
2
9.
Балет. История жанра Музыкальная драматургия
Либретто, сценография, дивертисмент, лейтмотив и
д.р.
Урок
24
12
12
Контр.
урок
2
1
1
66
33
33
10. Текущий контроль
Итого
3 КЛАСС
№
п/п
Тема
1.
1 четверть
Инструменты симфонического оркестра
Диапазон, тембр, исполнительские возможности
Триоль
2.
Текущий контроль
3.
2 четверть
Опера. История и разновидности жанра.
Принципы композиции
Ария, разновидности ансамблей, роль хора
4.
Текущий контроль
5.
3 четверть
Молдавская народная музыка
Названия молдавских народных танцев
Синкопа внутри- и междутактовая
Вид
учебног
о
занятия
Общиё объем времени
Максимальн Самостоят Аудиторн
ая учебная ельная
ые занятия
нагрузка
работа
Урок
16
8
8
Контр.
урок
2
1
1
Урок
12
6
6
Контр.
урок
2
1
1
Урок
6
3
3
6.
Польская народная музыка. Мазур, оберек,
куявяк
Пунктир, синкопа
Урок
6
3
3
7.
Узбекская народная музыка. Роль бубн
Названия узбекских народных инструментов
Ритмо-формулы мугамов
Урок
6
3
3
8.
Текущий контроль
Контр.
урок
2
1
1
9.
4 четверть
Венская классическая школа
Основные сведения о классических аккордах
Понятие о составных размерах 5/4
Урок
4
2
2
Урок
8
4
4
Практ.
работа
2
1
1
66
33
33
10.
И.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен
Период, его строение. Кода
Расшифровки элементарных ритмов знакомых
мелодий
11.
Контрольный урок
Итого
4 КЛАСС
№ Тема
п/п
Вид
Общий объем времени
учебного Максима Самостоят Аудитор
занятия
учебная ельная
ные
нагрузка работа
1.
1 четверть
История сонаты, симфонии, концерта, квартета
Сонатно-симфонический цикл, сонатн. форма
2
Текущий контроль
3.
2 четверть
Испанская народная музыка
Названия испанских народных танцев
Синкопы, пунктир. Триоли в испанской музыке
4.
Грузинская народная музыка
Названия грузинских народных танцев
5.
Текущий контроль
6.
3 четверть
Венгерская народная музыка
Виды минора
занятия
Урок
16
8
8
Контр.у
рок
2
1
1
Урок
6
3
3
Урок
3
3
3
Контр.у
рок
2
1
1
Урок
4
2
2
7.
Буквенные обозначения нот. Расшифровка баса в
песенных сборниках
Ритмические диктанты
Урок
4
2
2
8.
Септаккорды, их выразительные возможности
Расшифровка музыкальных примеров
Урок
4
2
2
9.
Оперетта. История жанра Ж.Оффенбах, И.Кальман
Урок
4
3
3
10
Текущий контроль
Контр.у
рок
2
1
1
4 четверть.
11. Мюзикл. Л.Бернстайн, Н.Рыбников
Урок
6
3
3
12. Инструментальная музыка – основа балетов
Урок
6
3
3
13 Промежуточная аттестация
Зачет
2
1
1
66
33
33
262
131
131
Итого:
Содержание
1 класс.
1 четверть
Тема №1. Средства музыкальной выразительности. Тембр, регистр, динамика, мелодия.
Понятие сильной и слабой доли.
Музыкальный материал: М.Старокадомский «Зайчик», В.Ребиков «Медведь», М.Красев
«Воробышки», Р.Ромм «Птичка», Г.Левкодимов «Тихая и громкая музыка», Э.Григ
«Шествие гномов», С.Майкапар «Мотылёк», Н.Римский-Корсаков «Полёт шмеля»,
Л.Бетховен «Лендлер», П.Чайковский «Новая кукла», «Болезнь куклы», В.Кикта (сл.
С.Серовой) «Улитка».
Тема № 2. Русская народная песня от крестьянской до городской
Диапазон, унисон, подголосочная полифония, музыкальные ключи. Сильная и слабая
доли.
Музыкальный материал:русские народные песни: колядки, веснянки, детние и осенние.
Тема № 3 Хороводы. Нотный стан, длительности нот. Четверть, восьмая.
Музыкальный материал: русские хороводные.
Тема № 4. Контрольный урок: музыкальная викторина, практическая работа по нотной
грамот, мини сочинение по прослушанному произведению.
2 четверть
Тема № 5 Трепак, Камаринская. Такт, затакт . Четверть и 2 восьмые (в Камаринской)
Музыкальный материал: Чайковский «Трепак» из балета «Щелкунчик», «Камаринская»
из «Детского альбома».
Тема № 6. Национальный фольклор в творчестве русских композиторов 19 в. Основной
звукоряд. Две восьмые и четверть (в русском танце)
Музыкальный материал: русские народные песни, танцы в творчестве РимскогоКорсакова, Глинки и др.
Тема № 7. Контрольный урок: музыкальная викторина, практическая работа по нотной
грамоте. Тест по пройденному материалу.
3 четверть.
Тема № 8. Национальный фольклор в творчестве русских композиторов 20в.
Музыкальный материал: русские народные песни, танцы в творчестве Прокофьева,
Щедрина и др.
Тема № 9. Русские народные инструменты (струнные и духовые)
Музыкальный материал:
Тема № 10.контрольный урок: музыкальная викторина, практическая работа по нотной
грамоте. Тест по пройденному материалу.
4 четверть
Тема №11 Лад (мажор, минор). ). Тоника.
Музыкальный материал: Чайковский «Детский альбом».
Тема № 12. Размер (на примере вальса и марша) 2/4, ¾. Варианты ритмов в 2-х и 3-х
дольных размерах.
Музыкальный материал: Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Вальс».
Тема № 13. Элементы музыкального строения. Мотив, фраза, реприза. Ритмические
загадки.
Музыкальный материал: произведения Чайковского из «Детского альбома».
Тема № 14. Темпы. Исполнительские штрихи. Легато, стаккато. От аллегро до адажио.
Музыкальный материал: Чайковский «Детский альбом». Прокофьев «Детская музыка»
Тема № 15. Контрольный урок: музыкальная викторина, практическая работа по нотной
грамоте. Тест по пройденному материалу.
2 класс
1 четверть
Тема № 1 Танцы эпохи Барокко Старинная сюита. Ритмо-формулы старинных танцев.
Нота с точкой.
Музыкальный материал: И.С. Бах «Французская сюита».
Тема № 2 Танцы европейских стран 19 века: Чехия, Норвегия, Австрия, Польша
Ритм польки, синкопа в спрингдансе и халлинге, ритм и фактура вальса, ритм мазурки,
полонеза, краковяка. Пунктирный ритм
Музыкальный материал: Григ Спрингданс и халлинг, Штраус «Вальсы», Шопен
«Мазурки», «Полонез», Глинка «Краковяк».
Тема № 3 Контрольный урок: музыкальная викторина, практическая работа по нотной
грамоте. Тест по пройденному материалу.
2 четверть
Тема № 4 Украинская музыка. Гопак. Гармонический минор. Затакт, синкопа.
Музыкальный материал: Украинский танец Гопак.
Тема № 5 Марш и его жанровые разновидности. Размер 4/4. Затакт, пунктир, ритмические
загадки.
Музыкальный материал: Агапкин «Марш прощания славянки», «Марш Преображенского
полка», Мендельсон «Свадебный марш», Глинка «Марш Черномора».
Тема № 6 Контрольный урок: музыкальная викторина, практическая работа по нотной
грамоте. Тест по пройденному материалу.
3 – 4 четверть.
Тема № 7. Романс. История жанра в странах Западной Европы и в России. Интервалы, их
выразительные возможности.
Музыкальный материал: Шуберт романсы и песни, Алябьев «Соловей», Варламов
«Белеет парус одинокий», Гурилёв «Колокольчик», и др.
Тема № 8 Итальянская музыка Тарантелла. Размер 6/8, 12/8. Продолжение работы над
изученными ритмами в прослушивании примеров в ритмических загадках.
Музыкальный материал: «Тарантелла»
Тема № 9 Балет. История жанра Музыкальная драматургия. Либретто, сценография,
дивертисмент, лейтмотив и д.р.
Музыкальный материал: Чайковский балет «Щелкунчик»
Тема № 10. Контрольный урок: музыкальная викторина, практическая работа по нотной
грамоте. Тест по пройденному материалу.
3 класс.
1 четверть.
Тема № 1 Инструменты симфонического оркестра. Диапазон, тембр, исполнительские
возможности. Триоль.
Музыкальный материал: Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», Бриттен
«Путеводитель по оркестру»
Тема № 2. Контрольный урок: музыкальная викторина, практическая работа по нотной
грамоте. Тест по пройденному материалу.
2 четверть.
Тема № 3 Опера. История и разновидности жанра. Принципы композиции. Ария,
разновидности ансамблей, роль хора. Гемиола.
Музыкальный материал: Глинка опера «Руслан и Людмила»
Тема № 4 Контрольный урок: музыкальная викторина, практическая работа по нотной
грамоте. Тест по пройденному материалу.
3 четверть.
Тема № 5. Молдавская народная музыка. Названия молдавских народных танцев.
Синкопа внутри- и междутактовая.
Музыкальный материал: молдавские народные танцы
Тема № 6. Польская народная музыка. Мазур, оберек, куявяк. Пунктир, синкопа
Музыкальный материал: Шопен «Мазурки»
Тема № 7. Узбекская народная музыка. Роль бубна. Названия узбекских народных
инструментов. Ритмо-формулы мугамов.
Музыкальный материал: узбекская народная музыка.
Тема № 8. Контрольный урок: музыкальная викторина, практическая работа по нотной
грамоте. Тест по пройденному материалу.
4 четверть.
Тема № 9. Венская классическая школа. Основные сведения о классических аккордах.
Понятие о составных размерах 5/4.
Музыкальный материал: Гайдн соната ре мажор.
Тема № 10. И.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен. Период, его строение. Кода. Расшифровки
элементарных ритмов знакомых мелодий.
Музыкальный материал: Моцарт Соната ля мажор № 11, Бетховен «Патетическая соната»
№8.
Тема № 11. Контрольный урок: музыкальная викторина, практическая работа по нотной
грамоте. Тест по пройденному материалу.
4 класс.
1 четверть.
Тема № 1. История сонаты, симфонии, концерта, квартета. Сонатно-симфонический цикл,
сонатная форма.
Музыкальный материал: Моцарт симфония № 40 соль минор, Бетховен симфония №5 до
минор.
Тема № 2. Контрольный урок: музыкальная викторина, практическая работа по нотной
грамоте. Тест по пройденному материалу.
2 четверть.
Тема № 3. Испанская народная музыка. Названия испанских народных танцев. Синкопы,
пунктир. Триоли в испанской музыке.
Музыкальный материал: Глинка «Арагонская хота».
Тема № 4. Грузинская народная музыка. Названия грузинских народных танцев.
Музыкальный материал: лезгинка.
Тема № 5. Контрольный урок: музыкальная викторина, практическая работа по нотной
грамоте. Тест по пройденному материалу.
3 четверть.
Тема № 6. Венгерская народная музыка. Виды минора.
Музыкальный материал: Брамс «Венгерские танцы»
Тема № 7. Буквенные обозначения нот. Расшифровка баса в песенных сборниках.
Ритмические диктанты.
Музыкальный материал: песни композиторов 20 века.
Тема № 8. Септаккорды, их выразительные возможности. Расшифровка музыкальных
примеров.
Музыкальный материал: Бетховен «Патетическая соната»,вступление,
Тема № 9. Оперетта. История жанра Ж.Оффенбах, И.Кальман
Музыкальный материал: Кальман «Летучая мышь»
Тема № 10. Контрольный урок: музыкальная викторина, практическая работа по нотной
грамоте. Тест по пройденному материалу.
4 четверть.
Тема № 11. Мюзикл. Л.Бернстайн, Н.Рыбников.
Музыкальный материал: .Рыбников рок-опера «Юнона и авось».
Тема № 12. Инструментальная музыка – основа балетов.
Музыкальный материал: отрывки из балетов Прокофьева, Щедрина и др.
Тема № 13. Контрольный урок, итоговая аттестация: музыкальная викторина,
практическая работа по нотной грамоте. Тест по пройденному материалу.
III ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Результатом освоения программы «Слушание музыки музыкальная грамота» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков
- знание специфики музыки как вида искусства;
- знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства;
- знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального
произведения);
- умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные
произведения;
- умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического
искусства;
- умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов;
- умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и
мелодику несложных музыкальных произведений.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Цель аттестационных (контрольных) мероприятий – определить
успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Оценка качества реализации учебного предмета "Слушание музыки и музыкальная
грамота" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную
аттестацию обучающегося в конце 4 класса.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную
и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех
занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости может использоваться
тестирование, олимпиады, викторины. Текущий контроль успеваемости обучающихся
проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. График
и форму проведения промежуточной аттестации по данному предмету образовательное
учреждение устанавливает самостоятельно.
По завершении изучения предмета "Слушание музыки и музыкальна грамота"
проводится промежуточная аттестация в конце 4 класса в виде зачета, выставляется
оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
При проведении зачета необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Критерии оценки
По итогам зачета выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно». По окончании освоения учебного предмета учащийся должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями.
Текущая и промежуточная аттестации могут проходить в различных формах: в форме
письменной работы на уроке, беседы, подготовке материалов для сообщения на какуюлибо тему, тестов, интеллектуальных игр.
«5» (отлично) – дан правильный и полный ответ, включающий характеристику
содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ
самостоятельный.
«4» (хорошо) – ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания
музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2)
вопросами учителя.
«3» (удовлетворительно) – ответ правильный, но неполный, средства музыкальной
выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов
учителя.
«2» (неудовлетворительно) – ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного
материала, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также
плохой посещаемости аудиторных занятий
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения
и навыки. Контрольные оценки должны объективно отражать уровень знаний и умений
каждого учащегося по данной теме.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым
опытом обучающихся, с практическими навыками и направлены на воспитание
музыкального мышления, осознанного отношения к музыкально-танцевальному
искусству.
Методику работы по программе должны определять возрастные особенности
обучающихся. Обучение должно носить эмоционально-образный характер. Педагог
должен воспитывать самостоятельность детей, формировать интерес к музыке, танцу,
развивать навыки практического использования полученных знаний и умений.
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Домашние задания, направленные на закрепление пройденного в классе материала,
должны быть небольшими по объему и доступными по трудности. Это может быть
повторение пройденного в классе материала, ознакомление с музыкальным
произведением или просмотр видеоматериала. А также творческое задание,
заключающееся в анализе произведения. Выполнение обучающимися домашнего задания
контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими, аудио, видео
материалами в соответствии с программными требованиями. Кроме того, внеаудиторная
работа может быть использована на посещение учреждений культуры (театров,
концертных залов и др.), участие в творческих мероприятиях и просветительской
деятельности.
Для педагога очень важно найти живую форму общения с детьми. Преобладающая
форма уроков – это уроки-беседы. В зависимости от содержания, они приобретают
разныйоблик: урок-сказка, урок-воспоминание, урок-исследование. В большом объеме
необходимо пользоваться игровыми приемами, наглядными пособиями.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: фортепиано, стулья, столы.
Технические средства обучения: аппаратура для просмотра и прослушивания
музыкальных произведений.
Информационное обеспечения обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Презентация «Детский альбом»,
Презентация «Карнавал животных»,
Презентация «Музыка природы», «Музыка зимы», «Музыка осени»
Презентация «Такие разные танцы», «Жанр марша», «Вальс»
Презентация «Тема богатырей в музыке»
Презентация «Времена года»
Презентация « Рождество Христово»
Презентация «Пасха»
Презентация «Русские народные инструменты»
Презентация «Музыкальные инструменты»
Наглядные пособия: «Времена года», «Музыкальные инструменты», портреты
композиторов.
Список литературы:
1. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические
рекомендации, поурочные планы. Царева Н.А «Пресс – соло», 1998.
2. Г.А. Ушпикова. Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ. –
СПб, «Союз художников», 2008г.
3. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс, Учебное пособие по предмету
«Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001.
4. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 2 класс, Учебное пособие по предмету
«Слушание музыки», М., «Росмэн»,2001.
5. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 3 класс, Учебное пособие по предмету
«Слушание музыки», М., «Росмэн»,2001.
6. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», СанктПетербург, 2002г
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М.: «Советский композитор»,
1984.
2. Акимова Л. Слушание музыки в ДМШ и ДШИ (программа, методические
рекомендации). Пенза, 2000.
3. Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. СПб.: «Композитор»,
1998, вып.6.
4. Брянцева В. Мифы Древней Греции и музыка. М.: «Музыка», 1998.
5. Бырченко Т. С песней по лесенке. М.: «Советский композитор», 1984.
6. Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М.: «Советский
композитор», 1991.
7. Владимирова О. Рабочая программа дисциплины «Слушание музыки» для ДМШ
и ДШИ. СПб.: «Советский композитор», 1984.
8. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. СПб.:
«Советский композитор», 1984.
9. Вольман Б. Гитара в России. Л.: «Лира», 1996.
10. Головинский Г., Ройтерштейн М. Книга о музыке. М.: «Советский композитор»,
1998.
11. Григорович В., Андреева З. Слово о музыке. М.: «Просвещение», 1990. Вып.1,2.
12. Жигалко Е., Казанская Е. Музыка, фантазия, игра. СПб.: «Композитор», 1999.
13. Зильберквит М. Мир музыки, М.: «Детская литература», 1998.
14. Зимина А. Большой хоровод. Музыкально-дидактические игры. М.:
«Композитор», 1993.
15. Ивановский Ю. Занимательная музыка. Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.
16. Каплунова И., Новоскольцева И. Музыка и чудеса. Музыкально-двигательные
фантазии. СПб.: «Композитор», 2000.
17. Метлов Н. Музыка – детям. М.: «Музыка», 1985.
18. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль:
«Академия развития», 1997.
19. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: «Советский композитор»,
1984.
20. Музыкальная энциклопедия. Т. 1-6. М., 1974-1982.
21. Римский-Корсаков Н. 100 русских народных песен. М.; Л., 1951.
22.Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М., 1958.
23. Самин Д. Сто великих композиторов. М.: «Вече», 1999.
24. Смолина Е. Современный урок музыки: творческие приемы и задания.
Ярославль: «Академия развития», 2007.
25. Творческие портреты композиторов. Справочник. М.: «Музыка», 1990.
26. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. 1-3 класс. М.: «Росмэн», 2005.
27. Шакирова И. Музыка в сказке.