Фортепиано 5 лет

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств п. Старь»
Дятьковского района Брянской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
УП.03 ФОРТЕПИАНО
(срок обучения 5 лет)

Разработал:
Преподаватель
I квалификационной категории
Ильюшина О.М.

п.Старь
2013

«Рассмотрено»
Методическим советом

«Утверждаю»
Директор

В.Г.Голичек

МБОУ ДОД «ДШИ п.Старь»
Протокол №__________________

Приказ

Принято

№__________________

Педагогическим советом

______________________

Протокол №____
От «____»______________20___г.

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе.
2. Срок реализации учебного предмета.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на
реализацию предмета «Фортепиано».
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
5. Цель и задачи учебного предмета.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета.
7. Методы обучения.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени.
2. Годовые требования по классам.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
2. Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы.
2. Список рекомендуемой методической литературы.

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе
и
с
учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительным предпрофессиональным
общеобразовательным
программам в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Фортепиано» направлен на приобретение
обучающимися знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение
ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и
духовно- нравственное развитие обучающегося.
Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления
обучающихся об исполнительском искусстве, формирует специальные
исполнительские умения и навыки.
Обучение
игре
на
фортепиано
включает
в
себя
музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры и
необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе,
обучающиеся приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся
с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного
плана является одним из звеньев музыкального воспитания и
предпрофессиональной
подготовки
учащихся-инструменталистов.
Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических
предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств
обучающимся на отделении народных инструментов, необходим курс
ознакомления с этим инструментом.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета по предпрофессиональной
программе «Народные инструменты» составляет для 5 (6) летнего обучения - 4 года (со 2 по 5 класс).
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на
реализацию предмета «Фортепиано»
Таблица 1
Срок обучения – 5 лет
Срок обучения/количество
часов
Всего максимальная
нагрузка
Количество часов на
аудиторную нагрузку
Количество часов на
внеаудиторную
(самостоятельную) работу

2-5 классы
Количество часов
(общее на 6 лет)
346,5
82,5
264

4. Форма проведения аудиторных занятий - индивидуальная,
продолжительность урока: (срок обучения 5 лет) –со 2 по 4 класс – 0, 5
часа в неделю, 5 класс- 1 час в неделю. Индивидуальная форма позволяет
преподавателю
лучше
узнать
обучающегося, его
музыкальные
возможности,
трудоспособность,
эмоционально-психологические
особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»
Цель: развитие
музыкально-творческих
способностей
обучающегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и
навыков в области фортепианного исполнительства.
Задачи:
– развитие общей музыкальной грамотности обучающегося и
расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви
к классической музыке и музыкальному творчеству;
– владение основными видами фортепианной техники для
создания художественного образа, соответствующего замыслу автора
музыкального произведения;
– формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры
на фортепиано с учетом возможностей и способностей обучающегося;
овладение основными видами штрихов - non legato, legato, staccato;
–
развитие
музыкальных
способностей:
ритма,
слуха,
памяти, музыкальности, эмоциональности;
– овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми
для владения инструментом фортепиано в рамках программных
требований;
–
обучение
навыкам
самостоятельной
работы
с
музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в
ансамбле;
–
владение
средствами
музыкальной
выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой,
педализацией;
– приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса
к музицированию.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие
все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит
следующие разделы:
– сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
– распределение учебного материала по годам обучения;
– описание дидактических единиц учебного предмета;
– требования к уровню подготовки обучающихся;

– формы и методы контроля, система оценок;
– методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной
раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
При работе с обучающимися преподаватель использует следующие
методы:
– словесные (объяснение, беседа, рассказ);
–
наглядно-слуховой
метод
(показ
с
демонстрацией
пианистических приемов, наблюдение);
– эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
– практические методы обучения (работа на инструменте
над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных
произведений).
8.
Описание
материально-технических
условий
реализации учебного предмета «Фортепиано»
Для реализации данной программы необходимы следующие
условия: класс (не менее 6 кв. м) для индивидуальных занятий с наличием
инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому
материалу (наличие нотной библиотеки).
Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией,
соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные
инструменты должны быть настроены.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного
на освоение предмета «Фортепиано»:
Таблица 3
Классы
Продолжительность
учебных занятий (в
неделях)

Количество часов
на
аудиторные
занятия (в неделю)

Количество часов
на внеаудиторные
занятия (в неделю)

8 (9)-летний
срок
обучения
5 (6) летний
срок
обучения
8 (9)-летний
срок
обучения
5 (6) летний
срок
обучения
8 (9)-летний
срок
обучения
5 (6) летний
срок
обучения

1
–

2
–

3
–

4
33

5
33

6
33

–

33

33

33

33

–

–

–

–

0,5

0,5

0,5

–

0,5

0,5

0,5

1

–

–

–

–

2

2

2

–

2

2

2

2

–

7
33

8
33

9
–

0,5

1

–

2

2

–

Аудиторная
нагрузка
по
учебному
предмету
«Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по
учебному предмету «Фортепиано» определяется с учетом сложившихся
педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной (самостоятельной) работы:
– выполнение домашнего задания;
–
посещение
учреждений
культуры
(филармоний,
театров, концертных залов и др.);
– участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях
и культурно-просветительской деятельности и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени,
предусмотренный для освоения материала.
2. Требования по годам обучения
Аудиторная
нагрузка
по
учебному
предмету
«Фортепиано» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии
с дидактическими задачами, стоящими перед преподавателем.
Годовые требования и 5 (6)-летнего срока обучения
1 год обучения
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными
приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato.
Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по
слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук,
развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения
основными видами штрихов.
Гаммы До, Соль, Ре, Ля, мажор, ля, ми минор двумя руками в две
октавы. Тонические трезвучия с обращениями отдельно каждой рукой.
В
течение
года
обучающийся
должен
пройти
10-12
разнохарактерных произведений. Чтение с листа несложного нотного
текста.
В конце учебного года проводится контрольный урок, на котором
исполняется 2-3 произведения (одним из произведений может быть
ансамбль). Публичное выступление обучающихся может приравниваться к
сдаче контрольного урока. По итогам каждой четверти преподавателем
выставляется оценка.
Примерный репертуарный список
1. Пьесы полифонического склада
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах (по выбору)
Беркович И. Украинская песня

Корелли А. Сарабанда ре минор
Кригер И. Менуэт
Моцарт В. Менуэт фа мажор
Моцарт Л. Бурре ре минор, Менуэт ре минор
Перселл Г. Ария
Сборник полифонических пьес. Тетр.1. Сост. С. Ляховицкая: Бем Г.
Менуэт, Гендель Г. Менуэт, Баланджини Ф. Ариетта
Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Колыбельная песенка
Скарлатти Д. Ария
2. Этюды
Гнесина Е. Фортепианная азбука (по выбору)
Лекуппэ Ф. Соч.17. Азбука 25 легких этюдов: №№3,6,7,9,18,21,23
Лемуан А. соч. 37 (по выбору)
Лешгорн А. Избранные этюды для начинающих соч.65 (по выбору)
«Маленькие этюды для начинающих» (по выбору)
Шитте Л. Этюды соч. 160 (по выбору)
Школа игры на фортепиано под общ. ред. А. Николаева: этюды
3. Пьесы
Гедике А. Танец
Глинка М. Полька
Гречанинов А. Соч.98: В разлуке, Мазурка
Жилинский А. Танец, Дятел и кукушка
Кабалевский Д. Клоуны, Маленькая полька
Куперен Ф. Кукушка
Майкапар А. Соч.28: Бирюльки: В садике, Пастушок, Мотылек
Польская народная песня «Висла»
Руббах А. Воробей
Салютринская Т. Кукушка
Старокадомский М. Веселые путешественники
Стоянов В. Детский альбом: Маленький всадник, Старинные часы
Чайковский П. Болезнь куклы, Старинная французская песня
4. Ансамбли
Беркович И. Соч.30. Фортепианные ансамбли (по выбору)
Брат и сестра. Легкие ансамбли. Вып.1. Для фортепиано в 4 руки
Глинка И. Жаворонок, Ходит ветер у ворот
Калинников В. Сосны
Моцарт В. Контрданс из сонаты № 1
Прокофьев С. Болтунья
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.2. Сост. С.
Ляховицкая (по выбору)
Украинская народная песня «Ой, в саду, в садочке»
Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица»
Шуберт Ф. Немецкий танец
Примеры программ для контрольного урока

Вариант 1
Старокадомский М. Веселые путешественники
Польская народная песня «Висла»
Прокофьев С. Болтунья (ансамбль)
Вариант 2
Гнесина Е. Этюд
Майкапар А. В садике
«Здравствуй, гостья зима» (ансамбль)

2 год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических
приемов игры
на
фортепиано,
звукоизвлечением.
Работа
над
упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с
листа.
Гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми мажор, ля, ми минор двумя руками в
четыре октавы. Тонические трезвучия с обращениями двумя
руками. Короткие арпеджио двумя руками в две октавы.
В течение года обучающийся должен пройти:
– 1-2 полифонические пьесы;
– 3-4 этюда;
– 4-5 пьес;
– 1-2 ансамбля.
В конце учебного года проводится контрольный урок, на котором
исполняется 2-3 произведения (одним из произведений может быть
ансамбль). Публичное выступление обучающихся может приравниваться к
сдаче контрольного урока. По итогам каждой четверти преподавателем
выставляется оценка.
Примерный репертуарный список
1. Полифонические произведения
Аглинцова Е. Русская песня
Арман Ж. Пьеса ля минор
Бах И.С. Полонез соль минор, Бурре
Гедике А. Ригодон
Гендель Г. Менуэт ре минор
Кригер И. Менуэт
Моцарт Л. Волынка, Буре, Менуэт
Телеман Г. Гавот
2. Этюды
Беркович И. Этюд Фа мажор
Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч.32, 1 ч. (по выбору)
Гнесина Е. Фортепианная азбука (по выбору)
Гурлит М. Этюд ля минор
Лекуппэ Ф. Этюд До мажор

Майкапар А. Этюд ля минор
Черни-Гермер Этюды №№1-15 (1 тетр.)
Шитте Л. Этюды соч.108. №№ 1,3,5,7
3. Пьесы
Барток Б. Избранные детские пьесы (по выбору)
Беркович И. 25 легких пьес: Сказка, Осенью в лесу
Гайдн Й. Анданте Соль мажор
Гедике А. Русская песня, соч.36
Глинка М. Полька, Чувство
Гречанинов А. Соч.118. Восточный напев, соч.123 Грустная песенка
Григ Э. Вальс ля минор
Гуммель И. Соч.42. 6 легких пьес (по выбору)
Кореневская И. Зимой, Курочка
Косенко В. Соч.15. 24 детских пьесы: Вальс, Полька, Скерцино
Курочкин Д. Пьеса
Левидова Д. Пьеса
Майкапар А. Пастушок, В садике
Фрид Г. Грустно
Хачатурян А. Андантино
Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Марш оловянных
солдатиков, Новая кукла, Мазурка, Итальянская песенка, Немецкая
песенка
Шостакович Д. Марш
Штейбельт Д. Адажио
4. Ансамбли в 4 руки
Беркович И. Соч.30. Фортепианные ансамбли (по выбору)
Бетховен Л. Немецкие танцы
Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»
Брат и сестра. Вып.2. Сост. В. Натансон: Гайдн И. Менуэт быка,
Моцарт В. Ария из оперы «Дон-Жуан»
Глинка М. Хор «Славься»
Металлиди Ж. Дом с колокольчиком
Мусоргский М. Гопак
Чайковский П. Под яблоней зеленой, Колыбельная в бурю
Шаинский В. Песенка крокодила Гены
Шуберт Ф. Экосезы, Три вальса
Примеры программ для контрольного урока
Вариант 1
Кригер И. Менуэт
Левидова Д. Пьеса
Гедике А. Этюд ля минор
Вариант 2
Гендель Г. Менуэт ре минор
Чайковский П. Марш оловянных солдатиков

Шитте Л. Этюд соч.108 № 7
3 (4) год обучения
Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению
педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является
неотъемлемым элементом выразительного исполнения, усложняется
изучаемый музыкальный материал. Продолжается работа над
формированием навыков чтения с листа.
Гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа, Си-бемоль мажор, ля, ми, ре минор
(3 вида) двумя руками в четыре октавы. Тонические трезвучия с
обращениями двумя руками. Короткие арпеджио двумя руками в четыре
октавы, длинные арпеджио с обращениями. Хроматическая гамма.
В течение года обучающийся должен пройти:
– 1-2 полифонические пьесы;
– 1 произведение крупной формы;
– 3-4 этюда;
– 4-5 пьес;
– 1-2 ансамбля.
В конце учебного года проводится итоговый зачет, на котором
исполняется 3 произведения. Публичное выступление обучающихся может
приравниваться к сдаче зачета. По итогам каждой четверти
преподавателем выставляется оценка.
Примерный репертуарный список
1. Полифонические произведения
Арнэ Т. Полифонический эскиз
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр.1: До мажор, ре минор,
Фа мажор; Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор
Бах Ф.Э. Маленькая фантазия
Бем Г. Менуэт
Гедике А. Фугетты. Соч.36: До мажор, Соль мажор
Гендель Г. Ария, Куранта
Глинка М. Четыре двухголосные фуги: Фуга ля минор
Люлли Ж. Гавот соль минор
Моцарт Л. 12 пьес под ред. Кувшинникова: Сарабанда ре мажор,
Менуэты ре мажор, ре минор
Перселл Г. Сарабанда
Сен-Люк Ж. Бурре
Чюрленис М. Фугетта
2. Этюды
Бертини А. Этюд Соль мажор
Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч.32
Гедике А. Соч.58. «Ровность и беглость»
Зиринг В. Соч.20. Этюды
Лак Т. Соч.75. Этюды для левой руки (по выбору)
Лемуан А. Этюды соч.37 №№ 28-30, 32, 33, 36, 37, 41, 44, 48

Лешгорн А. Соч.65, №№ 4-8,11,12,15
Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2
Шитте Л. Соч.108: №№ 14-19
3. Крупная форма
Бах Ф. Э. Соната Соль мажор
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч.2
Гуммель И. Сонатина До мажор, ч.1, Вариации на тирольскую тему
Диабелли А. Сонатина
Клементи М. Соч.36. Сонатины №№ 3,4, 5
Кулау Ф. Сонатина До мажор
Медынь Я. Сонатина До мажор
Моцарт В. Сонатина До мажор № 1, 1 ч.
Чимароза Д. Соната соль минор, Соната Ми-бемоль мажор
4. Пьесы
Александров А. 6 пьес: Когда я был маленьким
Александров А. Новогодняя полька
Бах Ф. Э. Анданте Ре мажор
Бетховен Л. Аллеманда, Элегия
Волков В. 30 пьес для фортепиано: По волнам, Вечер, Песня
Гайдн И. Анданте
Гедике А. Русская песня
Гедике А. Соч.36: №№ 21,23,31
Гладковский В. Десятая сюита: Маленькая танцовщица
Гречанинов А. На лужайке, Вальс
Григ Э. Вальс ми минор, Песня сторожа, Танец эльфов
Дварионас Б. Прелюдия
Ладухин А. Соч.10, № 5. Пьеса
Лонгшамп-Друшкевичова К. Полька
Люлли Ж. Гавот соль минор
Ляпунов С. Аллегретто
Майкапар А. Избранные пьесы: Утром, Гавот, Песенка
Мелартин Э. Соч.23. Пастораль
Моцарт В. 14 пьес: № 8
Ребиков В. Музыкальная табакерка
Свиридов Г. Ласковая просьба
Сигмейстер Э. Блюз
Тюрк Д. Песенка
Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Песня жаворонка,
Камаринская, Вальс, Полька
Шуман Р. Соч. 68: Марш, Смелый наездник
5. Ансамбли в 4 руки
Асафьев Б. Вальс из балета «Бахчисарайский фонтан»
Балакирев М. 13 избранных русских народных песен (по выбору)
Бетховен Л. Афинские развалины
Варламов А. Красный сарафан

Векерлен Ж.Б. Пастораль
Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»
Глиэр Р. Соч.41. Песня
Лядов А. Соч.58. Протяжная колыбельная
Металлиди Ж. Полька
Моцарт В. Ария Папагено
Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон-Жуан»
Прокофьев С. Соч.78. «Вставайте, люди русские», Гавот из балета
«Золушка»
Римский-Корсаков Н. Хор из оперы «Царская невеста»
Рубинштейн А. Горные вершины
Чайковский П. Танец феи Драже
Шуберт Ф. Немецкий танец
Примеры программ для зачета
Вариант 1
Бах И. С. Ария ре минор
Дварионас Б. Прелюдия
Черни-Гермер. 1 тетрадь. Этюд № 21
Вариант 2
Перселл Г. Сарабанда
Моцарт В. Сонатина До мажор № 1, 1 ч.
Лешгорн А. Этюд соч.65 № 11
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень
подготовки
обучающихся
является
результатом
освоения программы учебного предмета «Фортепиано» и включает
следующие знания, умения, навыки:
– знание инструментальных и художественных особенностей
и возможностей фортепиано;
– знание в соответствии с программными требованиями
музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и
отечественными композиторами;
–
владение
основными
видами
фортепианной
техники,
использование художественно оправданных технических приемов,
позволяющих
создавать художественный
образ,
соответствующий
авторскому замыслу;
– знание музыкальной терминологии;
– умение технически грамотно исполнять произведения разной
степени трудности на фортепиано;
–навыки
самостоятельного
разбора
и
разучивания
на
фортепиано несложного музыкального произведения;
– умение использовать теоретические знания при игре на
фортепиано;

–
навыки
публичных
выступлений
на
концертах,
академических вечерах, открытых уроках и т.п.;
– навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
– первичные навыки в области теоретического анализа
исполняемых произведений.

IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию
обучающихся.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
на ответственную
подготовку
домашнего
задания,
правильную
организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит
стимулирующий характер. Текущий контроль над работой обучающегося
осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения, темпы
продвижения обучающегося в освоении материала, качество выполнения
заданий и т. п. Одной из форм текущего контроля является контрольный
урок без присутствия комиссии. На основании результатов текущего
контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или
открытом уроке, выставляется четвертная оценка. Текущая аттестация
проводится за счет времени аудиторных занятий.
Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года также
за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный
урок, зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки.
Обязательным условием является методическое обсуждение результатов

выступления ученика,
оно
должно
носить
аналитический,
рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития
обучающегося. Промежуточная аттестация отражает результаты работы
обучающегося за прошедший учебный год, определяет степень
успешности развития на данном этапе обучения. Концертные публичные
выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация.
По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в
журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник обучающегося.
На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе
преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа
нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов,
арпеджио в соответствии с программными требованиями.

2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных
средств, которые включают в себя методы и средства контроля,
позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
Таблица 4
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
Технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)
Оценка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном смысле)
3 («удовлетворительно») Исполнение с большим количеством недочетов,
а именно: недоученный текст, слабая
техническая подготовка, малохудожественная
игра, отсутствие свободы игрового аппарата и
т.д.
2
Комплекс серьезных недостатков, невыученный
(«неудовлетворительно») текст, отсутствие домашней работы, а также
плохая посещаемость аудиторных занятий
«зачет» (без отметки)
Отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения
является основной.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку
качества приобретенных обучающимися знаний, умений и навыков. В
критерии
оценки
уровня
исполнения
должны
входить
следующие составляющие:

– техническая подготовленность обучающегося на данном этапе
обучения;
– художественная трактовка произведения;
– стабильность исполнения;
– выразительность исполнения.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
В работе с обучающимися используется основная форма учебной
и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он
включает совместную работу преподавателя и обучающегося над
музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по
проведению самостоятельной работы с целью достижения обучающимися
наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока
зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности
обучающегося.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала
с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального
произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над
качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.
Работа с обучающимися включает:
– решение технических задач - координация рук, пальцев, наработка
аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;
– работа над приемами звукоизвлечения;
– тренировка художественно-исполнительских навыков: работа
над фразировкой, динамикой, нюансировкой;
–
формирование
теоретических
знаний:
знакомство
с
тональностью, гармонией, интервалами и др.;
–
разъяснение
обучающемуся
принципов
оптимально
продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.
В
работе
с
обучающимися
преподавателю
необходимо
придерживаться основных принципов обучения: последовательности,
постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В
процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности
учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его
подготовки на данном этапе.
Важнейшим
фактором,
способствующим
правильной
организации учебного
процесса,
повышению
эффективности
воспитательной
работы
и
успешному
развитию
музыкальноисполнительских данных обучающегося является планирование учебной
работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования
- составление преподавателем индивидуального плана на каждого
обучающегося в начале учебного года и в начале второго полугодия.

В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и
содержанию произведения русской и зарубежной классической и
современной музыки с учетом специфики преподавания предмета
фортепиано для учащихся отделения народных инструментов.
В работе преподавателю необходимо использовать произведения
различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения
музыкального кругозора обучающегося и воспитания в нем интереса к
музыкальному творчеству.
Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения
с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно
ориентироваться
в незнакомом
тексте,
развивает
слуховые,
координационные, ритмические способности обучающегося.
2. Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы обучающихся
Объем времени на самостоятельную работу определяется с
учетом методической целесообразности, минимальных затрат на
подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ
общего образования. Для организации домашних занятий обязательным
условием является наличие дома у обучающегося музыкального
инструмента, а также наличие у него нотного материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными. Они должны
проходить при хорошем физическом состоянии обучающегося. Занятия
при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для
здоровья и не продуктивны.
Роль преподавателя в организации самостоятельной работы
обучающегося велика. Она заключается в необходимости обучения
ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени.
Следует разъяснить обучающемуся, как распределить время работы над
разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить
наиболее проблемные места данных произведений, посоветовать способы
работы над ними.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются
и оцениваются
преподавателем
на
уроке. Проверка
результатов
самостоятельной работы обучающегося должна проводиться педагогом
регулярно.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и
1 классов. Сост. Т. Директоренко, О. Мечетина / М., Композитор, 2003
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие /
М., Российское музыкальное издательство, 1996
Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.Браудо / СПб,
Композитор, 1997
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах / М., Музыка, 2012
Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88) / М., Музыка, 1998
Беренс Г. Этюды / М., Музыка, 2008
Бертини А. Избранные этюды / М., Музыка, 1992
Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но / М., Музыка, 2011
Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы
ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов / М., Музыка, 1991
Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1. Учебнометод. пособие. Сост. С. Барсукова / Ростов-на-Дону, Феникс, 2007
Ветлугина Н. Музыкальный букварь / М., Музыка, 1987
Гайдн И. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю. Камальков / М.,
Музыка, 1993
Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Н. Ширинская / М., Музыка, 2006
Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32 / М., Музыка,
1998
Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2 / М.,
Музыка, 2011
Джаз для детей. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.6. Учебнометод. Пособие. Сост. С. Барсукова / Ростов-на-Дону, Феникс, 2003
Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек. Учеб. Пособие /
СПб, Союз художников, 2008
Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17 / М., Музыка, 2003
Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов. / М.,
Музыка, 2010
Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66 / М., Музыка, 1999
Лещинская И. Малыш за роялем / М., Кифара, 1994
Металлиди Ж. Дом с колокольчиком / СПб, Композитор, 1994
«Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки / СПб, Композитор, 1999
Милич Б. Фортепиано 1,2,3 кл / М., Кифара, 2006
Милич Б. Фортепиано 4 кл / М., Кифара, 2001
Музицирование для детей и взрослых, вып.2. Учебное пособие. Сост. Ю.
Барахтин / Н., Окарина, 2008
Музыка для детей. Фортепианные пьесы. Вып.2, издание 4. Сост. К.
Сорокина / М., Современный композитор, 1986
Музыкальная азбука для самых маленьких. Учебно-метод. пособие.
Сост. Н. Горошко / Ростов-на-Дону, Феникс, 2007

Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но.
Учебно-метод. пособие. Сост. О. Гавриш, С. Барсукова / Ростов-наДону, Феникс, 2008
Музыкальный альбом для фортепиано. Вып.1. Сост. А. Руббах / М.,
Музыка, 1972
Музыкальный альбом для ф-но. Вып.2. Сост. А. Руббах, В. Малинникова /
М., Советский композитор, 1973
Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но.
Сост. К. Сорокин / М., Музыка, 1976
Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл / М.,
Музыка, 1974
Путешествие в мир музыки. Уч. Пособие. Сост. О. Бахлацкая /
М., Советский композитор, 1990
Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка. Ред.
Ю. Холопова / М., Музыка, 1996
Свиридов Г. Альбом пьес для детей / М., Советский композитор, 1973
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради3,6,9,11 / М.,
Музыка, 1993
Таривердиев М. Настроения. 24 простые пьесы для фортепиано. / М.,
Классика XXI век, 2002
Фортепианная игра. 1,2 кл. ДМШ. Учеб. Пособие. Сост. В. Натансон, Л.
Рощина / М., Музыка, 1988
Фортепианные циклы для ДМШ / СПБ, Композитор, 1997
Хрестоматия для ф-но. 1 кл. ДМШ. Учебник. Сост. А. Бакулов, К. Сорокин
/ М., Музыка, 1989
Хрестоматия для ф-но. 2 кл. ДМШ. Учебник. Сост. А. Бакулов, К. Сорокин
/ М., Музыка, 1989
Хрестоматия для ф-но. 3 кл. ДМШ. Учебник. Сост. Н. Любомудров, К.
Сорокин, А. Туманян, редактор С. Диденко / М., Музыка, 1983
Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ / СПб, Северный
олень, 1994
Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006
Черни К.-Гермер Т. Этюды. 1,2 тетр. / М., Советский композитор, 1973
Шитте А. 25 маленьких этюдов. Соч.108. 25 легких этюдов. Соч.160 / М.,
Музыка, 1998
Школа игры на ф-но. Учебник. Сост. А. Николаев, В. Натансон /
М., Музыка, 2011
Шуман Р. Альбом для юношества / М., Музыка, 2011
Юному музыканту-пианисту. 5 кл. Хрестоматия для уч-ся ДМШ. Учебнометод. Пособие. Сост. Г. Цыганова, И. Королькова. Изд.3-е / Ростов-наДону, Феникс, 2008

2. Список рекомендуемой методической литературы
Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд / М., Музыка, 1978
Баренбойм Л. Путь к музицированию. 2-е изд / Л., Советский композитор,
1979
Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве /
М., Музыка, 1966
Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре /
М., Музыка, 1961
Корто А. О фортепианном искусстве / М., Музыка, 1965
Маккинон Л. Игра наизусть / Л., Советский композитор, 1967
Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора / М.,
Музыка, 1963
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд / М., Музыка, 1987
Петрушин В. Музыкальная психология / М., Музыка, 1997
Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом /
М., Музыка, 1997
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано / М., Музыка, 1974
Шуман Р. О музыке и о музыкантах / М., Музыка, 1973
Шуман Р. Жизненные правила для музыканта / М., Музыка, 1959


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».