Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств п. Старь»
Дятьковского района Брянской области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
(БАЯН, АККОРДЕОН)
Разработал:
преподаватель
М.А. Пивачева
п. Старь
2013 г.
1
«Рассмотрено»
Методическим советом
МБОУ ДОД «ДШИ п.Старь»
«Утверждаю»
Директор В.Г. Голичек
Протокол №__________________
Приказ №__________________
______________________
Принято
Педагогическим советом
Протокол №____
От «____»______________20___г.
2
Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Народные инструменты»
(аккордеон, баян) разработана на основе федеральных государственных
требований, устанавливающих требования к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Народные инструменты» и являются обязательными при ее реализации
детскими школами искусств, образовательными учреждениями
профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на
осуществление образовательной деятельности.
Программа определяет содержание и организацию образовательного
процесса по специальности аккордеон, баян и направлена на творческое,
эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, создание основы
для приобретения ими опыта исполнительской практики (сольной),
самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.
Данная программа составлена с учётом опыта передовых музыкантов
нашего времени, таких как И. Пуриц, Ф. Липс, З. Алёшина, Г. Шахов, В.
Семёнов, В. Брызгалин и т.д. и все программные требования разработаны с
учётом соблюдения дидактического принципа «последовательности и
доступности» в обучении и усвоении учебного материала.
Программа может служить и методическим пособием, как для
начинающих преподавателей, так и для преподавателей с большим стажем
работы и являться ориентиром для единых требований работы народного
отделения в Детской школе искусств по данной программе обучения.
ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ программы:
- минимум содержания программы обеспечивает целостное
художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в
процессе обучения музыкально-исполнительских и теоретических знаний,
умений и навыков;
- выявляет и развивает одаренных детей в области музыкального
искусства.
ПРОГРАММА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ:
- организацию творческой деятельности обучающихся путем
проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер3
классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных
представлений и др.) и участия в них;
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и
организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности
совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным
видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего
профессионального образования, реализующими основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей)
обучающихся;
- построения содержания программы с учетом индивидуального
развития детей, а также особенностей культурно-регионального компонента.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА, ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ.
Уроки специальности предполагают индивидуальные занятия с
учащимся, на которых они приобретают:
- знания, умения и навыки игры на аккордеоне, баяне, позволяющие
творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с
необходимым уровнем музыкальной грамотности;
- умения и навыки сольного и ансамблевого исполнительства.
Значимость занятий по специальности заключается:
- в овладении учащимися духовными и культурными ценностями
народов мира;
- в приобретении учащимися опыта творческой деятельности;
- в художественном образовании, эстетическом воспитании и духовнонравственном развитии детей;
- в выявлении одарённых детей в раннем возрасте.
НОВИЗНА данной рабочей образовательной программы состоит в том,
что она:
4
- разработана на основе Федеральных государственных требований к
минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
музыкального искусства «Народные инструменты» и сроку обучения по этой
программе;
- учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
АКТУАЛЬНОСТЬ программы заключается в том, что она:
обеспечивает преемственность программы и основных
профессиональных образовательных программ среднего
профессионального и высшего профессионального образования
в области музыкального искусства;
сохраняет единство образовательного пространства Российской
Федерации в сфере культуры и искусства;
отвечает:
- целостности, т.е. внутренней взаимосвязи компонентов
учебного плана с такими предметами как «Ансамбль»,
«Оркестровый класс», «Сольфеджио», «Слушание музыки»,
«Музыкальная литература» и т.д.;
- преемственности, т.е. обеспечения преемственности
программы и основных профессиональных образовательных
программ среднего профессионального и высшего
профессионального образования в области музыкального
искусства;
- перспективности, т.е. наличии резервов, гибкости
образовательной программы.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее
интеграции в систему мировой и отечественной культур;
5
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей
и приобретение ими начальных профессиональных навыков игры на
музыкальном инструменте (аккордеон, баян);
- обеспечение высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития,
эстетического воспитания и художественного становления личности.
ЗАДАЧИ:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в
раннем детском возрасте;
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,
позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать
и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и
навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства.
Развивающие задачи:
развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, память,
метроритм);
развивать способность к художественному переживанию,
эмоциональное начало в постоянной связи с интеллектуальным;
развитие творческих способностей;
6
развитие артистических способностей;
развитие воображения, усидчивости, терпения, мышления.
Обучающие задачи:
приобретение начальных профессиональных исполнительских
навыков игры на инструменте;
приобретение навыков ансамблевой игры, чтения с листа;
приобретение необходимых навыков для самостоятельного
музицирования;
приобретение навыков самостоятельной работы над
произведением;
овладение основами аккомпанемента.
Воспитательные задачи:
воспитание культуры личности;
эстетическое и нравственное воспитание учащихся;
воспитание трудолюбия, чувство товарищества, чувство личной
ответственности;
формирование патриотизма на основе репертуара.
выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих
освоению в соответствии с программными требованиями
учебной информации, умение планировать свою домашнюю
работу, приобретение навыков творческой деятельности, в том
числе коллективного музицирования, осуществление
самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
умение давать объективную оценку своему труду, формирование
навыков взаимодействия с преподавателями,
концертмейстерами и обучающимися в образовательном
процессе, уважительное отношение к иному мнению и
художественно-эстетическим взглядам, понимание причин
успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,
определение наиболее эффективных способов достижения
результата.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
Срок освоения программы для детей, поступивших в I класс в возрасте
7
преимущественно с 10 лет до 12 лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение
образовательной программы основного общего образования или среднего
(полного) общего образования и планирующих поступление в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства, может быть
увеличен на один год.
Условия приема детей, система набора:
при приеме детей на обучение проводится отбор детей с целью
выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме
творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных
способностей – слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может
исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на
инструменте.
Режим занятий:
- организация образовательного процесса регламентируется годовым
календарным учебным графиком, учебными планами и расписанием
занятий;
- продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы 33
недели;
- продолжительность учебных занятий в шестом классе составляет 33
недели.
каникулы:
предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель;
летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за
исключением последнего года обучения;
осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки,
установленные при реализации основных образовательных
программ начального общего и основного общего образования;
Выпускникам, прошедшим итоговую аттестацию и сдавшим выпускной
экзамен по специальности выдаётся заверенное печатью Учреждения
свидетельство об освоении данной программы по форме, установленной
8
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере культуры.
Для успешной реализации программы необходимы следующие
условия:
- обеспечение комфортной развивающей образовательной среды;
- соответствие учащегося возрастному цензу и освоение программы не
менее 5 лет;
- желание учащегося обучатся по специальности аккордеон;
- здоровье и уравновешенное состояние учащегося;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
- умение преподавателя работать с профессионально-ориентируемыми
учащимися;
- внимание и помощь со стороны родителей;
- качественные инструменты в соответствии с физическими данными.
ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ:
При реализации программы «Народные инструменты» (аккордеон,
баян) со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки
обязательной части по специальности составляет 363 часов, внеаудиторной
(самостоятельной) работы – 561 часов. Максимальная учебная нагрузка
составляет 924 часов. 6-й год обучения: общий объем аудиторной учебной
нагрузки обязательной части по специальности составляет 82.5 часов,
внеаудиторной (самостоятельной) работы – 132 часов. Максимальная
учебная нагрузка составляет 114.5 часов.
ОСНОВНОЙ ФОРМОЙ учебной и воспитательной работы в классе
специальности является: урок (с теоретической и практической частями);
подготовка к конкурсам, концертам; концертные выступления; участие в
конкурсах; посещение и обсуждение концертов и др.
ЗАНЯТИЯ МОГУТ ПРОВОДИТЬСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ФОРМАХ: беседы;
9
рассказа; практического занятия; игры; репетиции; самостоятельной работы;
защиты творческих работ (рефераты, сообщения, презентации); конкурсов
(среди учащихся класса, учащихся других классов и т.д.); творческих встреч;
концертов; фестивалей; консультаций; мастер-классов и др.
Одним из факторов постепенного и глубокого освоения учащимися
приемов и навыков игры на инструменте являются следующие ФОРМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ: индивидуальная;
ансамблевая (с преподавателем).
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ:
- словесные методы обучения: устное изложение изучаемого
материала, беседа с учащимся, рассказ, анализ (нотного текста, формы,
стиля, структуры музыкального произведения и т.д.).
- наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, посещение
концертов, прослушивание музыкальных произведений, показ, исполнение
преподавателем, наблюдение, сравнение и т.д.
- практические методы обучения: практическая работа,
самостоятельная работа, тренировочные упражнения (упражнения, гаммы,
арпеджио, аккорды, виды туше, штриховые упражнения, динамические
упражнения и т.д.), техническая работа над пьесами.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, В ОСНОВЕ КОТОРЫХ ЛЕЖИТ УРОВЕНЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
- объяснительно-иллюстративные методы обучения;
- репродуктивные методы обучения;
- частично-поисковые (эвристические) методы обучения;
- исследовательские методы обучения и другие.
Учебный предмет учебного плана и проведение консультаций
осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам —
от 2-х человек).
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
10
сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени,
затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение
домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры
(филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие
обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской
деятельности ОУ.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется
преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и
нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами
лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными
требованиями по специальности.
Реализация программы «Народные инструменты» (аккордеон, баян)
обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с
целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам,
творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления
подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части,
получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Учебные предметы вариативной части определяются ОУ самостоятельно.
Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия
обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 60
процентов от объема времени предметных областей обязательной части,
предусмотренного на аудиторные занятия.
При формировании ОУ вариативной части, а также введении в данный
раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические,
национальные и региональные традиции подготовки кадров в области
музыкального искусства, а также
имеющиеся финансовые ресурсы,
предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
11
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной
частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу
обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по
каждому
учебному
предмету
определяется
с
учетом
педагогических традиций и методической целесообразности.
12
сложившихся
Тематический план
№/
№
1
2
3
4
5
6
7
Наименование раздела,
темы
1 класс I полугодие
Знакомство с
инструментом, освоение
нотной грамоты, посадка
за инструментом, игра на
инструменте
упражнений, пьес, гамм
1 класс II полугодие
Закрепление нотной
грамоты, изучение
музыкальной
терминологии, способы
извлечения звука, работа
над ведением меха.
Итого:
2 класс III полугодие
Изучение музыкальной
терминологии. Работа
над звукоизвлечением,
ведение меха, чтение с
листа.
2 класс IV полугодие
Работа над штрихами,
динамическими
оттенками.
Итого:
3 класс V полугодие
Работа над ровностью
звука, штрихами.
Развитие
исполнительских
навыков, чтение с листа.
3 класс VI полугодие
Развитие технических
навыков, освоение
произведений различных
жанров, форм,
направлений.
Итого:
4 класс VII полугодие
Развитие
исполнительских
навыков, чтение с листа,
развитие технических
Вид
учебного
занятия
Общий объем времени (в часах)
Максималь
ная
учебная
нагрузка
Самостоятель
ная работа
Аудиторные
занятия
Урок
80
48
32
Урок
85
51
34
165
99
66
80
48
32
85
51
34
165
99
66
Урок
80
48
32
Урок
85
51
34
165
99
66
104
64
40
Урок
Урок
Урок
13
8
9
10
навыков.
4 класс VIII полугодие
Развитие техники
пальцев, чтение с листа,
освоение произведений
различных жанров,
форм.
Итого:
5 класс IX полугодие
Совершенствование
навыка
исполнительского
мастерства. Развитие
техники пальцев.
5 класс X полугодие
Работа над
выразительным
исполнением выпускной
программы.
Итого:
Всего за 5 лет обучения
Урок
110.5
68
42.5
214.5
132
82.5
Урок
104
64
40
Урок
110.5
68
42.5
214.5
924
132
561
82.5
363
Тематический план
6-й год обучения
№/
№
1
2
Наименование раздела,
темы
6 класс I полугодие
Совершенствование
навыка
исполнительского
мастерства. Развитие
техники пальцев.
6 класс II полугодие
Работа над
выразительным и
эмоциональным
исполнением
программы для
поступления.
Итого:
Вид
учебного
занятия
Общий объем времени (в часах)
Максимальна
я учебная
нагрузка
Самостоятель
ная работа
Аудиторные
занятия
Урок
104
64
40
Урок
110.5
68
42.5
214.5
132
82.5
14
Содержание учебного предмета
Текущий
контроль знаний,
промежуточная
аттестация
Мероприятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.
5.
1-й класс
I полугодие
Знакомство с инструментом.
Посадка, постановка рук.
Упражнения для обеих рук.
Элементарные навыки звукоизвлечения, разжимсжим.
Знакомство с нотной грамотой (скрипичный и
басовый ключ, ноты малой и первой октавы,
длительности нот, размер и т.д.)
Игра упражнений и песенок на нон легато и
стаккато.
Работа над развитием музыкально-слуховых
представлений и музыкально-образного мышления:
подбор несложных детских песенок.
1-й класс
II полугодие
Закрепление полученных знаний.
Знакомство с гаммой в одну октаву, отдельно
каждой рукой, на легато, стаккато.
Игра музыкальных произведений по нотам и
наизусть.
Работа над чтением нот с листа.
Работа над игрой в ансамбле.
Работа над развитием технических навыков, игра
упражнений и гамм.
Работа над выработкой навыков самостоятельного
разбора произведений, организация домашних
занятий учеников.
2-й класс
III полугодие
Проверка полученных знаний в 1-ом классе.
Игра гамм, упражнений, усложнение видов.
Продолжение работы над постановочнодвигательными навыками, звукоизвлечением,
ритмом.
Исполнение аккордов.
Дальнейшее развитие музыкально-образного
мышления.
15
Текущий
контроль:
концерт
учащихся на
родительском
собрании для
1-го класса.
Исполнение
выученных
произведений.
Промежуточная
аттестация:
Академический
концерт:
исполнение двух
разнохарактерных
произведений и
ансамбля.
Промежуточная
аттестация:
Академический
концерт:
исполнение двух
разнохарактерных
произведения,
ансамбль.
6. Выработка навыков «забегания вперед» при чтении
нот с листа.
7. Работа над игрой в ансамбле на простейшем
материале.
2-й класс
IV полугодие
1. Игра гамм, арпеджио, аккордов, упражнений,
развитие технических навыков.
2. Работа над этюдами на разные штрихи.
3. Знакомство с полифоническими произведениями:
работа по голосам, совместное исполнение
педагог-ученик, работа над развитием
полифонического слуха.
4. Чтение с листа.
5. Работа над творческими навыками: подбор по
слуху.
6. Работа над игрой в ансамбле.
3-й класс
V полугодие
1. Проверка знаний, полученных во 2-ом классе.
2. Работа над развитием технических навыков,
упражнения для развития беглости пальцев, игра
гамм различными штрихами и триолями.
3. Работа над произведениями виртуозного плана,
этюдами.
4. Подготовка к изучению крупной формы.
5. Развитие навыков чтения нот с листа.
6. Знакомство, разбор произведений разных жанров и
направлений.
7. Работа над игрой в ансамбле.
3-й класс
VI полугодие
1. Развитие технических навыков, игра гамм,
упражнений, освоение приема игры тремоло.
2. Знакомство с крупной формой, с тональным
планом произведения.
3. Работа над полифонией по голосам в ансамбле
педагог-ученик.
4. Работа над произведениями разных жанров и
направлений.
5. Чтение с листа в тональностях, пройденных в 1-2
классах.
6. Подбор по слуху несложных мелодий, используя TS-D-T.
16
Промежуточная
аттестация:
Академический
концерт: два
разнохарактерных
произведения,
ансамбль.
Промежуточная
аттестация:
Академический
концерт:
1)полифония;
2)пьеса;
3) ансамбль.
Промежуточная
аттестация:
Технический
зачёт;
Академический
концерт:
1)произведение
крупной формы;
2) пьеса;
3) ансамбль.
7. Работа над игрой в ансамбле.
4-й класс
VII полугодие
1. Проверка знаний, умений и навыков, полученных
за предыдущий период времени.
2. Развитие музыкально-образного мышления и
исполнительских навыков при более высоких
требованиях к качеству звука и выразительности
исполнения.
3. Работа над развитием техники: игра гамм, развитие
уверенности и беглости пальцев обеих рук,
сложные виды арпеджио, совершенствование
техники аккордовой игры, тремоло.
4. Игра этюдов, виртуозных пьес.
5. Работа над полифоническими произведениями.
6. Работа над произведениями крупной формы.
7. Работа над произведениями разных стилей и
направлений: ознакомление, разбор, работа над
стилистическими особенностями, характером.
8. Продолжение работы над развитием навыков
чтения нот с листа.
9. Работа над игрой в ансамбле.
4-й класс
VIII полугодие
1. Развитие техники: работа над гаммами,
упражнениями.
2. Работа над этюдами на разные виды техники.
3. Работа над полифонией и произведениями крупной
формы.
4. Работа над качеством исполнения оригинальных
произведений.
5. Работа над пьесами кантиленного характера.
6. Работа над развитием навыка чтения нот с листа
(произведения за 2-й класс).
7. Совершенствование навыка аккомпанировать и
подбирать по слуху в любых несложных
тональностях.
8. Игра в ансамбле, умение слушать и слышать
партнера.
5-й класс
IX полугодие
1. Развитие музыкально-художественного мышления
и исполнительских навыков.
2. Работа над гаммами: совершенствование техники
17
Промежуточная
аттестация:
Академический
концерт:
1)полифония;
2)пьеса;
3) ансамбль.
Промежуточная
аттестация:
Технический
зачёт;
Академический
концерт:
1)произведение
крупной формы;
2) пьеса;
3) ансамбль.
В рамках
текущего
контроля:
3.
4.
5.
6.
звукоизвлечения и повышение уровня пальцевой
беглости.
Выбор и работа над выпускной программой,
состоящей из полифонии, произведения крупной
формы, пьесы, этюда, ещё несколько произведений
в плане ознакомления.
Работа над чтением с листа (включая произведения
7-ого класса).
Активная аккомпаниаторская практика, игра в
ансамбле.
Формирование навыков самостоятельной работы
над произведением.
5-й класс
X полугодие
1. Совершенствование навыка исполнительского
мастерства.
2. Развитие техники пальцев
3. Работа над выразительным и эмоциональным
исполнением программы вынесенной на итоговую
аттестацию.
прослушивание
экзаменационной
программы.
В рамках
промежуточной
аттестации:
прослушивание
экзаменационной
программы;
Технический
зачёт.
ИТОГОВАЯ
АТТЕСТАЦИЯ
Содержание учебного предмета
6-й год обучения
Текущий
контроль знаний,
промежуточная
аттестация
Мероприятия
6-й класс
XI полугодие
1. Развитие музыкально-художественного мышления
и исполнительских навыков.
2. Работа над гаммами: совершенствование техники
звукоизвлечения и повышение уровня пальцевой
беглости.
3. Выбор и работа над программой, состоящей из
18
В рамках
текущего
контроля:
прослушивание
экзаменационной
программы.
полифонии, произведения крупной формы, пьесы,
этюда, ещё несколько произведений в плане
ознакомления.
4. Работа над чтением с листа (включая произведения
8-ого класса).
5. Активная аккомпаниаторская практика, игра в
ансамбле.
6. Формирование навыков самостоятельной работы
над произведением.
6-й класс
XII полугодие
1. Совершенствование навыка исполнительского
мастерства.
2. Развитие техники пальцев
3. Работа над выразительным и эмоциональным
исполнением программы для поступления в
среднее учебное заведение.
19
В рамках
промежуточной
аттестации:
прослушивание
экзаменационной
программы;
Технический
зачёт.
Академический
концерт:
1)полифоническое
произведение;
2)произведение
крупной формы;
2) пьеса;
3)этюд.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Содержание программы «Народные инструменты» (аккордеон, баян)
обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и
приобретение ею в процессе освоения образовательных программ
музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом освоения программы «Народные инструменты»
(аккордеон, баян) является приобретение обучающимися следующих
знаний, умений и навыков:
- знания художественно-эстетических, технических особенностей,
характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового
исполнительства;
- знания музыкальной терминологии;
- знания репертуара для аккордеона, включающего произведения разных
стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
- знания художественно-исполнительских возможностей аккордеона;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в
ансамбле/оркестре на аккордеоне, баяне;
- умения читать с листа несложные музыкальные произведения;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных
жанров и стилей на инструменте;
-умения самостоятельно преодолевать технические трудности при
разучивании несложного музыкального произведения на инструменте;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального
произведения на аккордеоне;
- навыков импровизации на инструменте, чтения с листа несложных
музыкальных произведений;
- навыков подбора по слуху;
20
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых
произведений;
- навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых, оркестровых).
Формы и методы контроля, система оценок
Оценка качества реализации образовательной программы включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
участие в концертах, фестивалях, конкурсах различного уровня;
успешное прохождение итоговой аттестации.
КРИТЕРИИ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. В конце каждой
учебной четверти учащимся выставляются оценки по 5-ти бальной системе.
Оценка качества реализации образовательной программы включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся.
Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет – это оценка работы на
уроке, могут использоваться контрольные работы, устные опросы,
письменные работы, тестирование, академические концерты,
прослушивания, технические зачеты.
Промежуточная аттестация проводится:
- в рамках промежуточной аттестации на завершающих полугодие
учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет;
- в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов, которые могут
проходить в виде технических зачетов, академических концертов,
исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов.
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Итоговая аттестация по специальности проводится в форме выпускного
21
экзамена. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения
закреплены в локальном акте Школы «Положение о текущем контроле
знаний и промежуточной аттестации обучающихся, системе и критерии
оценок промежуточной аттестации обучающихся по дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области
искусств» разработанных на основании ФГТ. Критерии оценок
промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся
отражены в адаптированной рабочей программе в разделе «Краткие
методические указания».
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК рассчитаны на дифференцированный подход в
работе с учащимися, что даёт право оценивать одинаковым баллом детей с
разным уровнем владения музыкальным инструментом и объяснять
существование такого понятия как «Индивидуальная оценка учащегося».
Выставляя оценку ученику, всегда нужно прислушиваться к мнению
преподавателя по специальности, учитывать фактор случайности, волнения и
индивидуальных способностей ученика. Таким образом, оценка за
выступление и за работу в течение ученой четверти дополняют и
корректируют друг друга. Возможен вариант некоторого завышения или
занижения оценок, он направлен на активизацию учебного процесса.
Поощрять слабого, не яркого в исполнении, но усердного в работе ученика, и
наоборот, занижать оценку сильному, но по разным причинам, снизившего
уровень занятий. Таким образом, главное в постановке оценки является
индивидуальный подход к каждому ученику.
«5» – технически свободное исполнение, в нужном темпе и характере,
грамотной аппликатурой и сменой меха, точность штрихов,
звукоизвлечение в соответствии с художественным образом.
«4» – осмысленное исполнение программы без грубых текстовых и
ритмических ошибок, музыкально, но недостаточно ярко и убедительно.
«3» – грамотное, но неуверенное исполнение программы наизусть, без
серьезных искажений ритма и мелодии, но недостаточно стабильная игра.
22
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации
Представленная программа поможет педагогу найти пьесы различной
сложности в зависимости от уровня подготовки и возможностей ученика.
Индивидуальный подход к обучению в классе баяна предполагает подбор
учебного материала (репертуара) по следующим критериям: доступность,
учет индивидуальных особенностей, физического развития учащегося.
Начальный этап обучения очень важен в плане становления будущего
музыканта, это тот фундамент, на котором строится все дальнейшее
развитие ученика. Необходимо помнить особенности начального этапа.
Для ученика важен мгновенный результат, ему хочется сразу услышать
музыку, поэтому наиболее важной формой работы может стать
ансамблевая игра (педагог – ученик), где ученик играет всего 2-3 ноты.
Особую роль нужно уделить развитию ритмического чувства.
Можно рекомендовать разучивание различных ритмических формул, как
с использованием литературной подтекстовки, так и с использованием
счета. Следующий вид работы по развитию темпо-ритмического чувства –
игра «ритмическое эхо». Все пройденные темы можно отразить на
карточках. Использование карточек помогает в игровой форме запомнить
пройденные темы. Можно устраивать соревнования по выявлению
«знатока» по карточкам. Это только помогает в освоении пройденного
материала и не снижает, а усиливает интерес к знаниям. Все здесь зависит
от педагога, его фантазии и умения увлечь игрой.
Этап освоения инструмента вносит свои требования как к учителю, так
и к ученику. Здесь особую незаменимую роль играют родители, которые
помогут своему ребенку в освоении как теоретических так и других
рекомендаций педагога по секретам освоения инструмента, и связь
«педагог – ученик – родители» неоценима. Контроль за посадкой ученика
и за постановкой рук должен быть как в школе, так и дома.
Развитию пальцевой беглости способствует систематическая работа
над гаммами, арпеджио, аккордами, этюдами и упражнениями.
Одновременно с освоением пьес ведется работа над удобной
аппликатурой и сменой меха. Словесные объяснения преподавателя по
исполнению пьес должны сочетаться с показом на инструменте.
23
На навык чтения ноты с листа следует обратить большое внимание, так
как быстрое и грамотное чтение дает возможность учащимся
познакомиться с большим количеством произведений и тем самым будет
способствовать развитию их музыкального кругозора. Материал для
чтения должен быть доступным и на два-три класса ниже. Чтение с листа
должно начинаться с 1-го года и носить систематический характер на
протяжении всего периода обучения. Полезно перед чтением пьес за
инструментом проговаривать ноты в слух. Следует обратить внимание
ученика на метро- метрические особенности тех или иных построений,
лад, тональность и т.д.
Полезен навык транспонирования и подбора по слуху популярных
мелодий. Если ученик, проявляя инициативу, сам стремится подобрать по
слуху, сочинить пьесу или песню, все эти попытки должны поощряться со
стороны педагога, возможен вариант совместного творчества.
На родительских собраниях, в беседах с учащимся следует заострять
внимание родителей и детей по рациональному использованию времени,
умению поставить посильную цель и добиться ее исполнения.
Итог работы над пьесой – это концертное выступление; для ребенка
– это труд и праздник, когда он может получить громадное
удовлетворение, если все получится. В процессе учебы публичные
выступления на школьных вечерах, родительских собраниях, конкурсах
дают импульс к дальнейшему росту.
24
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
- учебные аудитории для мелкогрупповых и индивидуальных занятий, с
хорошей освещённостью и проветриванием;
- технические средства (грамзапись, фонозапись, радио, телевидение,
кино);
- необходимое количество качественных инструментов (готововыборные баяны, аккордеоны);
- пульты;
- стулья в соответствии с ростом обучающегося;
- концертный зал со звукотехническим оборудованием:
- библиотека с соответствующим нотным, научно-методическим
фондом, словарями и т.д.;
- помещения для работы со специализированными материалами
(фонотеку, видеотеку, фильмотеку).
Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным
и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать
своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных
помещений. Должны быть созданы условия для содержания,
своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Для реализации программы необходимо следующее методическое
обеспечение:
- учебники (основные, дополнительные);
- нотные издания;
- хрестоматии;
- партитуры;
- клавиры;
- конспекты лекций;
25
- официальные и справочно-библиографические издания;
- аудио и видеоматериалы;
- электронные издания;
- мультимедийные ресурсы;
- образовательные ресурсы сети Интернет.
Методические средства обучения:
- дидактические материалы;
- демонстрационные материалы;
- наглядные пособия (таблицы, плакаты и т.д.);
- информационные материалы к видео и аудио записям.
26
Список литературы и средств обучения
Репертуарные списки
Годовые требования.
1 класс
Этюды:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Г. Беренс «Этюд» До-мажор
К. Черни «Этюд» До-мажор
Г. Вольфарт «Этюд» Ля – минор
Рожков «Этюд» До – мажор
В. Лушников «Этюд» До – мажор
К. Черни «Этюд» До-мажор
Обработки народных песен и танцев:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
«Уж ты, Ванька, пригнись.» р.н.п.
«На зеленом лугу» р.н.п.
«Камаринская» р.н.п.
«Я на горку шла» р.н.п.
«Барыня» р. плясовая
«У кота» р.н.п.
«Как у наших у ворот» р.н.п.
«Там, за речкой» р.н.п.
Русские композиторы:
1. В. Калинников « Тень-тень»
2. М. Глинка «Гуде витер вельми в поли»
Зарубежные композиторы:
1. Моцарт «Азбука»
2. Глюк «Мелодия»
3. Гайдн «Песенка»
Советские композиторы:
27
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Д. Кабалевский «Маленькая полька»
М. Иорданский «Голубые санки»
Н. Филиппенко «Веселый музыкант»
Г. Гладков «Песенка черепахи»
В. Шаинский «Песенка про кузнечика»
М. Красев «Елочка»
М. Качурбина «Мишка с куклой пляшут полечку»
Аз. Иванов «Полька»
Годовые требования.
2 класс
Этюды:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
К. Черни «Этюд» До – мажор
Г. Беренс «Этюд» Ля-минор
Вольфарт «Этюд» До-мажор
С. Ляховицкая «»Этюд» Соль-мажор
Г. Беренс «Этюд» До-мажор
С. Ляховицкая «Этюд» До-мажор
А. Чиняков «Этюд» Фа – мажор
Обработки народных песен и танцев:
1. «Коробейники» р.н.п.
2. «Барыня» р.т.
3. «Деревянное колесо» эст.н.т.
4. «По Дону гуляет казак молодой» р.н.п.
5. «Как у наших у ворот» обр. В. Алехина
6. «Во лесочке комарочков много уродилось» р.н.п.
7. «Как под яблонькой» р.н.п.
8. «Танец маленьких утят» франц.н.п.
9. «Пойду ль я, выйду ль я» р.н.п
10. «Во саду ли в огороде» р.н.п
11. «Сел комарик на дубочек» бел.н.п.
Русские композиторы:
28
1.
2.
3.
4.
5.
М. Глинка «Полька»
А. Рубинштейн «Трепак»
М. Глинка «Жаворонок»
П. Чайковский «Итальянская песенка»
В. Калинников «Журавель»
Советские композиторы:
1. Б. Савельев «Неприятность эту мы переживем»
2. В. Шаинский «Вместе весело шагать»
3. В. Александров «Вальс снежинок»
4. В. Емельянов «Соленый боцман»
5. В. Емельянов «Зареченский ковбой»
6. К. Листов «В землянке»
7. Б. Савельев «На крутом бережку»
8. М. Качурбина «Мишка с куклой пляшут полечку»
9. А. Иванов «Полька»
10. А. Гедике «Сарабанда»
1.
2.
3.
4.
Зарубежные композиторы:
Л. Бетховен «Немецкий танец»
И. Штраус «Вальс» из оперетты «Цыганский барон»
В. Моцарт «Колыбельная»
Л. Бетховен «Экосез»
Годовые требования.
3 класс
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Этюды:
Г. Вольфарт «Этюд»
К. Черни «Этюд»
В. Грачев «Этюд»
К. Черни «Этюд»
Л. Шитте «Этюд»
К. Гурлит «Этюд»
Г. Беренс «Этюд»
А. Салин «Этюд»
29
Обработки народных песен и танцы:
1. «Ходила младешенька по борочку» р.н.п. обр. Н. Римского-Корсакова
2. «Мой костер» р.н.п.
3. «Вот мчится тройка почтовая» р.н.п.
4. «Ничь яка мисячна» укр.н.п.
5. «Ах, Самара – городок» р.н.п.
6. «Раскинулось море широко» р.н.п.
7. «Грушица» р.н.п
8. «Перевоз Дуня держала» р.н.п.
9. «Латвийская полька»
10. «Тирольская полька»
11. «Крыжачок» бел.н.т.
12. «Ой, джигуне, джигуне» укр.н.п.
13. «Сореди долины ровныя» р.н.п.
14. «Во сыром бору тропина» обр. А. Лядова
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Русские композиторы:
А Гурилев «Песенка»
Аз. Иванов «Вальс»
М. Глинка «Полька»
М. Глинка «Ходит ветер у ворот»
Ф. Шуберт «Экосез»
П. Чайковский «Старинная французская песенка»
М. Глинка «Жаворонок»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Советские композиторы:
А Бабаджанян «Пушинка белая»
Ян Френкель «Текстильный городок»
К. Листов «В землянке»
В. Шаинский «Вместе весело шагать»
А. Пахмутова «Малая земля»
М. Блантер «Моя любимая»
М. Блантер «Катюша»
Н. Богословский «Темная ночь»
А. Хачатурян «Вальс»
30
10. Шатров «Вальс»
1.
2.
3.
4.
Зарубежные композиторы:
Л. Бетховен «Танец»
Л. Бетховен «Экосез»
В. Моцарт «Менуэт»
Г. Перселл «Ария»
Д. Циполи «Менуэт»
К. Вебер «Танец»
Ф. Шуберт «Форель»
Годовые требования
4-й класс
Этюды:
М. Двилянский «Этюд» Ля-минор
К. Черни «Этюд» До-мажор
Н. Горлов «Этюд» Соль-мажор
К. Черни «Этюд» До-мажор
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Обработки народных песен и танцев:
«Ехал казак за Дунай» укр.н.п. обр. Аз. Иванова
«Ах ты, хмель мой, хмелек» р.н.п. обр. В. Бухвостова
«Как под яблонькой обр. Аз Иванова
«Эй, пляши, девчонка» с.н.п.
«Во кузнице» р.н.п.
«Я на горку шла» р.н.п.
«Месяц на небе» укр.н.п. бор. Ф. Бушуева
«Валенки» р.н.п.
1.
2.
3.
4.
Русские композиторы:
А. Гурилев «Матушка-голубушка»
М. Глинка «Жаворонок»
М. Глинка «Полька»
А. Варламов «Красный сарафан»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Советские композиторы:
1. Г. Пономаренко «Ивушка»
31
2. Г. Петербургский «Синий платочек»
3. М. Дунаевский «Лирическая»
4. И. Шатров Вальс «На сопках Маньчжурии»
5. Ханок «Вы шумите, березы»
6. К. Листов «Севастопольский вальс»
7. К. Листов «В землянке»
8. Р. Паулс «Мелодия» из к/ф «Театр»
9. М. Блантер «Катюша»
10. Е. Родыгин «Уральская рябинушка»
1.
2.
3.
4.
5.
Зарубежные композиторы:
Д. Штейбельт «Сонатина»
Л. Боккерини «Менуэт»
А. Гедике «Ригодон»
Ф. Шуберт «Форель»
И. Кригер «Менуэт»
Годовые требования
5-й класс
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Этюды:
Ж. Дювернуа «Этюд» До-мажор
А. Холминов «Этюд» Си-минор
А. Аксенов «Этюд» Ми-минор
В. Нестеров «Этюд» Ля-мажор
Н. Бородин «Этюд» соль-мажор
Обработки народных песен:
«Вдоль да по речке», р.н.п., обр. На Юн Кина
Фантазия на темы двух русских народных песен: «Уж ты, сад» и «Ты
воспой в саду, соловейко», обр. Д. Самойлова
«На горе-то калина», р.н.п., обр. Е. Завъяловой
«Пойду ль я выйду ль я» р.н.п. обр. Г. Бойцовой
«Я калинушку ломала» р.н.п. обр. С. Туликов
«Подгорка» р.н.п.
«А я по лугу» р.н.п. обр. И. Тихонов
32
Русские композиторы:
1. П. Чайковский «Мазурка»
2. М. Глинка «Полька»
3. Г. Пахульский «В мечтах»
4. П. Чайковский «Итальянская песенка»
5. М. Глинка «Прощальный вальс»
6. В. Калинников «Грустная песенка»
7. А. Варламов «Красный сарафан»
Зарубежные композиторы:
1. А. Корелли «Прелюдия»
2. И. Бах «Ария»
3. Л. Бетховен «Тирольская песня»
4. В. Моцарт «Весенняя»
5. Ф. Шуберт «Лендлер»
6. Р. Шуман «Марш»
Музыка XX века:
1. Е. Крылатов «Школьный романс»
2. Р. Роджерс «Голубая луна»
3. В. Завальный «Школьный вальс»
4. Р. Паулс «Мелодия»
5. П. Чайкин «Русский танец»
6. д. Самойлов «Мелодия»
7. С. Павин «Солнечный берег»
8. И. Лучинок «Майский вальс»
9. Б. Мокроусов «Осенние листья»
10. А. Доренский «Вальс»
11. Г. Пономаренко «Ивушка»
12. Г. Хейд «Чарльстон»
13. А. Аверкин «Милая мама»
Годовые требования.
6 класс
33
1.
2.
3.
4.
5.
Этюды:
А. Салин «Этюд» Соль-мажор
Г. Беренс «Этюд» Фа-мажор
Д. Скарлатти «Этюд» Соль-мажор.
Г. Беренс «Этюд» Ре-мажор
К. Черни «Этюд» До-мажор
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Обработки народных песен и танцев:
«Ах, Самара, грородок» р.н.п. обр. Аз. Иванова
«Над окошком месяц» р.н.п.
«Пойду ль я, выйду ль я» р.н.п
«Венгерский чардаш» обр. Лушникова
«Я в лесочке была» р.н.п. обр. П. Лондонова
«Ой да ты, калинушка» р.н.п. обр. П. Лондонова
«Я на камушке сижу» р.н.п.обр. В. Накапкина
«Я за реченьку гляжу» р.н.п. обр. Б. Мокроусова
1.
2.
3.
4.
Русские композиторы:
М. Глинка «Не о том скорблю, подруженьки»
А. Варламов «Красный сарафан»
М. Глинка «Полька»
П. Чайковский «Наталия-вальс»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Советские композиторы:
Г. Пономаренко «Ивушка»
Р. Паулс «Мелодия» из к/ф «Театр»
Е Мирек «Прялка»
А. Хачатурян «Танец розовых девушек»
А. Аверкин «Милая мама»
Н. Богословский «Темная ночь»
1.
2.
3.
4.
Зарубежные композиторы:
И.С. Бах Инвенция До мажор
В. Моцарт «Весенняя»
Л. Бетховен «Экосез»
В. Моцарт «Полонез»
34
Список музыкально-педагогической литературы
1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано» - М, 1971 г.
2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: из опыта работы
педагога пианиста с детьми дошкольного возраста.- М., 1961
3. Баренбойм А.Л. Путь к музицированию.- М., 1961;
4. Бесфамильнов В., Семешко А. «Воспитание баяниста» - Киев, 1989 г.
5. «Баян и баяниста» Сб.статей - М., 1970-1987 г.г.
6.
Л. Гинзбург «О работе над музыкальным произведением» М., 1965 г.
7. Г.Коган «У врат мастерства» М., 1961 г.
8. Ф.Липс «Искусство игры на баяне» - М., 1985 г.
9. Н.Любомудрова «Методика обучения игре на фортепиано» М., 1982 г.
10. П.А.Мирек «Из истории аккордеона и баяна» М., 1967 г.
11. Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» М., 1958
12. Судариков А. Основы начального обучения игре на баяне.
Методическое пособие. – М., 1978
13. А.Сурков «Пособие для начального обучения игре на готово-выборном
баяне» -М., 1973 г.
14. Ю.Н. Ризоль «Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на
баяне» - М, 1977 г.
15. Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста» - М., 1989 г.
16. Ципин Г.М. «Обучение игре на фортепиано» - М., 1984 г.
17. Г.Шахов «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование на баяне» М., 1987 г.
18.Щапов Н. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.- М.,
1977;
35
Дополнительная литература (нотные издания)
1. Иванов Аз. Руководство игры на аккордеоне. Ленинград, 1959
2. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне. М., 2001
3. Бойцова Г. Юный аккордеонист. М., 1997
4. Лушников В. школа игры на аккордеоне. М., 1991
5. Мелодии И.О. Дунаевского, В.П. Соловьева- Седого. Сост. – И.П.
Говорушко Ленинград, 1990
6. Хрестоматия пед. репертуара для аккордеона 3-4 классы ДШИ. Сост.Ю. Акимов, А. М. Мирек, 1968
7. Хрестоматия аккордеониста 5 класс. Сост.- В. М. Лушников,1990
8. Кузнецова В. Популярные мелодии обработки для баяна. Спб., 1992
9. Аккордеон с азов. Сост. – Е.И. Муравьева Спб., 1998
10. Народные мелодии для аккордеона. Сост. – В. Артюгин, Н. Скуматова,
И.Сперанский. Спб., 1998
11. Хрестоматия аккордеониста ДШИ 1-2 классы. Сост. – Ф. Бушуева. М.,
1984
12. Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне. М., 1984
13. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. М., 1988
14. Двилянский М. Самоучитель игры на аккордеоне. М., 1992
15. Хрестоматия баяниста ДМШ 3-4 классы. Сост. – В. Грачева. М., 1984
16. «Я люблю тебя, жизнь» Популярная музыка для баяна или аккордеона.
Сост. – О. Агафонов. М., 1983
17. Популярные мелодии для баяна или аккордеона. Вып. 1. Сост. – А.Ф.
Денисова, В.В. Угриновская. Киев, 1988
18. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов –на - Дону, 2002
36