Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств п. Старь»
Брянской области
Дятьковского района
Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа
в области музыкального искусства
«Специальный инструмент. Фортепиано»
2012
Введение
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области
музыкального искусства «Фортепиано» составлена в соответствии с Федеральными
государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям
реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального
искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе утвержденными приказом
Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. N 163.
Программа, в соответствии с ФГТ к структуре программы «Фортепиано», содержит
следующие разделы:
-пояснительную записку;
-планируемые результаты освоения ОП;
-учебный план;
-график образовательного процесса;
-программы учебных предметов;
-систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения
ОП обучающимися;
-программу творческой, методической и культурно-просветительской деятельности ОУ.
Пояснительная записка
Программа предназначена для выявления и развития музыкально одаренных детей и
подготовки их к поступлению в средние специальные и высшие образовательные
учреждения музыкального искусства.
Содержание данной образовательной программы, предназначенной для учащихся ДМШ и
музыкальных отделений ДШИ, обеспечивает ее преемственность с основными
профессиональными образовательными программами среднего профессионального и
высшего профессионального образования в области музыкального искусства.
Она направлена на профессиональное, творческое, эстетическое, духовно-нравственное
развитие обучающихся, создание основы для приобретения ими опыта исполнительской
практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.
В связи с этим перед преподавателями стоит ряд важных задач:
-воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
-формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с
духовными ценностями;
-формирование умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
-формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в
дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в
области музыкального искусства;
-выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих: освоению учебной
информации; приобретению навыков творческой деятельности; умению планировать свою
домашнюю работу; осуществлению самостоятельного контроля над своей учебной
деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду; формированию
навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном
процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам; пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности и
определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Каждый преподаватель должен обеспечить воспитание детей в творческой атмосфере,
обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности.
В соответствии с ФГТ программа "Фортепиано" должна обеспечивать целостное
художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения
ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. В связи с
данным положением в ней предусматриваются следующие предметные области:
-музыкальное исполнительство;
-теория и история музыки.
Срок освоения программы "Фортепиано" для детей, поступивших в образовательное
учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет,
составляет 8 лет.
Срок освоения программы "Фортепиано" для детей, не закончивших освоение
образовательной программы основного общего образования или среднего (полного)
общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу "Фортепиано" в
сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
Освоение программы "Фортепиано" завершается итоговой аттестацией обучающихся,
проводимой образовательным учреждением.
Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в
восьмом классе - 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе
составляет 32 недели, со второго по восьмой классы - 33 недели. При реализации
программы "Фортепиано" с дополнительным годом обучения продолжительность
учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе - 40 недель,
продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.
С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в
объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные
каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением
последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки,
установленные при реализации основных образовательных программ начального общего
и основного общего образования.
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и
приступившие к освоению ОП со второго по седьмой классы включительно, имеют право
на освоение программы "Фортепиано" по индивидуальному учебному плану. В
выпускные классы (восьмой и девятый) поступление обучающихся не предусмотрено.
Учебный план программы "Фортепиано" предусматривает следующие
предметные области:
-музыкальное исполнительство;
-теория и история музыки
и разделы:
-консультации;
-промежуточная аттестация;
-итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из
учебных предметов.
При реализации программы "Фортепиано" со сроком обучения 8 лет общий объем
аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1776,5 часов, в том числе по
предметным областям и учебным предметам:
Предметная область: Музыкальное исполнительство
Учебный предмет:
-Специальность и чтение с листа - 592 часа;
-Ансамбль - 132 часа;
- Концертмейстерский класс - 49 часов;
- Хоровой класс - 345,5 часа;
Предметная область: Теория и история музыки
Учебный предмет:
-Сольфеджио - 378,5 часа;
-Слушание музыки-98 часов;
- Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.
При реализации программы "Фортепиано" с дополнительным годом обучения общий
объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 2073,5 часа, в том
числе по предметным областям и учебным предметам:
Предметная область: Музыкальное исполнительство
Учебный предмет:
-Специальность и чтение с листа - 691 час;
-Ансамбль - 198 часов;
-Концертмейстерский класс - 49 часов;
-Хоровой класс - 345,5 часа;
Предметная область: Теория и история музыки:
Учебный предмет:
-Сольфеджио - 428 часов;
-Слушание музыки - 98 часов;
-Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 231 час;
-Элементарная теория музыки - 33 часа.
Объем времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебных предметов
отводится на:
-аудиторные занятия;
-самостоятельные (внеаудиторные) занятия;
-консультации для учащихся.
Количество часов в неделю определяется учебным планом.
Основным видом аудиторных учебных занятий является урок.
Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций
осуществляются в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам - от 2-х человек),
групповых занятий (численностью от 11 человек).
Основным видом аудиторных учебных занятий является урок.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим
обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому
учебному предмету.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам
обязательной и вариативной части в среднем за весь период обучения определяется с
учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения
детьми программ начального и основного общего образования. По учебным предметам
обязательной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется
следующим образом:
«Специальность и чтение с листа» – 1-2 классы – по 3 часа в неделю; 3-4 классы – по 4
часа; 5-6 классы – по 5 часов; 7-8 классы – по 6 часов; «Ансамбль» – 1,5 часа в неделю;
«Концертмейстерский класс» – 1,5 часа в неделю; «Хоровой класс» – 0,5 часа в неделю;
«Сольфеджио» – 1 час в неделю; «Слушание музыки» – 0,5 часа в неделю; «Музыкальная
литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания
обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности ОУ.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается
учебниками,
учебно-методическими
и
нотными
изданиями,
хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в
соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
Реализация программы "Фортепиано" обеспечивается консультациями для обучающихся,
которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам,
экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ.
Консультации могут проводиться рассредоточенно или в счет резерва учебного времени в
объеме 158 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 184 часов при
реализации ОП с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени
устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации
проводятся рассредоточенно, резерв учебного времени используется на самостоятельную
работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени
можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с
целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
ОУ должно обеспечивать изучение учебного предмета "Хоровой класс" на базе учебного
хора. Хоровые учебные коллективы могут подразделяться на младший хор, хоры средних
и старших классов, сводный хор или: хор из обучающихся первых классов; хор из
обучающихся 2–4-х классов; хор из обучающихся 5–8-х классов. В зависимости от
количества обучающихся возможно перераспределение хоровых групп.
При реализации учебного предмета «Хоровой класс» могут одновременно заниматься
обучающиеся по другим ОП в области музыкального искусства.
Хоровые учебные коллективы должны участвовать в творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности ОУ.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки
обучающихся, определяемой содержанием обязательной части ОП, получения
обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Учебные предметы вариативной части определяются ОУ самостоятельно.
Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающихся с
присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от объема времени
предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.
При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается
объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на
самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с
учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Программа "Фортепиано" обеспечивается учебно-методической документацией по всем
учебным предметам.
Планируемые результаты освоения ОП
Результатом освоения программы "Фортепиано" является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
-знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических
направлений;
-знания музыкальной терминологии;
-умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в
ансамбле;
-умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и
стилей;
-умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
-умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании
несложного музыкального произведения;
-умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или
инструментальных музыкальных произведений;
-навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
-навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
-первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
-навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
-знания музыкальной грамоты;
-знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных
композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
-первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
-умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве
музыкальных произведений на инструменте;
-умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в
письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
-навыков восприятия элементов музыкального языка;
-сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
-навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового
(ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
-навыков анализа музыкального произведения;
-навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных
в разные исторические периоды;
-навыков записи музыкального текста по слуху;
-первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Результатом освоения программы "Фортепиано" с дополнительным годом обучения,
сверх обозначенных выше планируемых результатов освоения обучающимися ОП
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
-знания основного фортепианного репертуара;
-знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
-умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном
художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
в области теории и истории музыки:
-первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области
музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
-первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных
элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов
изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и
аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального
материала);
-умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте музыкального произведения;
-наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой
системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических
ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);
-навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
-навыков восприятия современной музыки.
Результаты освоения программы "Фортепиано" по учебным предметам обязательной
части должны отражать:
1.Специальность и чтение с листа:
-наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
-сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий
использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее
убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из
музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
-знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара,
включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения,
сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
-знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
-знание профессиональной терминологии;
-наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений
разных жанров и форм;
-навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
-навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники
исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
-наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике
разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими
трудностями;
-наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического,
ладогармонического, тембрового слуха;
-наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
2. Ансамбль:
-сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре
единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
-знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для
фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических - сонат, сюит,
ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального
репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее
формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной
литературе;
-знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе
сочинений И.С. Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века,
отечественной и зарубежной музыки XX века;
-навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства,
обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля
музыкального произведения.
3. Концертмейстерский класс:
-формированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у
обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности,
стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и
зарубежной музыки, в том числе:
-знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального),
основных принципов аккомпанирования солисту;
-умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные
музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
-умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей
солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом
характера каждой партии;
-навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
-наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в
качестве концертмейстера.
4. Хоровой класс:
-знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых
партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
-знание профессиональной терминологии;
-умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью
органического сочетания слова и музыки;
-навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие
взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
-сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и
вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе
хоровых произведений для детей;
-наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и
хорового коллектива.
5. Сольфеджио:
-сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у
обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального
слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих
творческой самостоятельности, в том числе:
-первичные теоретические знания, в том числе профессиональной музыкальной
терминологии;
-умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры,
записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков
слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
-умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
-умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
-навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись
по слуху и т.п.).
6. Слушание музыки:
-наличие первоначальных знаний о музыке как виде искусства, ее основных
составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах
(хоровых, оркестровых), основных жанрах;
-способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия
музыкального произведения;
-умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного
музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного
опыта или произведениями других видов искусств.
7. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
-первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры,
духовно-нравственном развитии человека;
-знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно
программным требованиям;
-знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений
зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей,
жанров и форм от эпохи барокко до современности;
-умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных
музыкальных произведений;
-навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения - формы,
стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых
особенностей;
-знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного
музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного,
театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления,
жанры;
-знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
-знание профессиональной музыкальной терминологии;
-сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
-умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
-умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального
произведения;
-навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и
свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
8. Элементарная теория музыки:
-знание основных элементов музыкального языка (понятий - звукоряд, лад, интервалы,
аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
-первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального
материала;
-умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте музыкального произведения;
-наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой
системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических
ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения ОП
Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости используются академические
концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости
обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.
Контрольные уроки, зачёты и экзамены проходят в виде технических зачетов,
академических концертов, исполнения концертных программ. Контрольные уроки и
зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие
учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения закреплены в
локальном акте Школы «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной
аттестации обучающихся, системе и критерии оценок промежуточной аттестации
обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным
программам в области искусств» разработанных на основании ФГТ. Критерии оценок
промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся отражены в
рабочих программах в разделе «Краткие методические указания».
Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности учащихся.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости,
привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего
общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного
становления личности образовательное учреждение создаёт комфортную развивающую
образовательную среду, обеспечивающую возможность:
-выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
-организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих
мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих
вечеров, театрализованных представлений и др.);
-организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
-организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с
другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ
среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими
основные профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства;
-использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на
лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также
современного развития музыкального искусства и образования;
-эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических
работников и родителей (законных представителей) обучающихся.
Все мероприятия отражаются в Годовом Плане «ДШИ п. Старь», который
разрабатывается и утверждается в августе месяце на заседании педагогического совета
каждого текущего учебного года.